Уникальная коллекция духовной старообрядческой литературы трехвековой давности выставлена в Музее истории Екатеринбурга в рамках экспозиции «Свет дневной есть слово книжное: книжно-рукописная традиция старообрядцев Урала». Ее открыли третьего октября при большом стечении гостей. Однако старообрядцев на мероприятие почему-то не позвали, что не помешало, однако, им самим прийти сюда и заявить о себе… Рассказ о книгах плавно перешел в рассказ об истории старой веры. Пришедшие слушали с интересом. Проработает экспозиция до конца января 2019 года.
Выставка старообрядческих книг, подготовленная специалистами Археографической лаборатории УрФУ, стала ярким событием для уральской столицы. В музее давно задумали ее, но обстоятельно показать экспонаты взялись те, кто давно и успешно собирает их. Об открытии «Слова книжного» самих старообрядцев, правда, предупредить забыли, что, однако не помешало активистам христорождественской общины прийти сюда и… украсить торжественный вечер.
Сегодня мы открываем одну из знаковых выставок для нашего города, посвященную исконной книжной культуре старообрядцев, — отметил в приветственном слове Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга. — Кроме того, что эта тема — одна из ключевых для всеобщего понимания, что такое Екатеринбург, это еще и очень важный для нас шаг на пути к созданию постоянных экспозиций.
По словам руководителя, в 2019 году музей планирует открыть одну из них, посвященную концу XVIII – началу XIX века, и тема старообрядчества, как знаковая для всего Урала, там обязательно будет представлена.
Я должен сказать, что музей обязан думать не только о каких-то артефактах, но и о людях, которые стоят за ними, — подчеркнул Сергей Юрьевич и добавил, что для понимания дореволюционной истории Екатеринбурга менталитет старообрядцев, выражающийся, в том числе, и в их бизнес-стратегиях, и в городском управлении, очень важен. — И, мне кажется, в нынешних условиях многое из того времени может оказаться важным и полезным, и в этом смысле нынешняя выставка не только про прошлое, но и про будущее Екатеринбурга — во всяком случае, она может нам позволить его лучше построить.
Согласилась с ним и главный специалист по музейной деятельности городского Управления культуры Екатеринбурга Лариса Петрова, и отметила: тема настолько деликатная и уникальная, что произносить речи должны только те, кто в этом разбирается. Поэтому слово взяла руководитель ЛАИ УрФУ Ирина Починская. Она пояснила, что выставка посвящена главному аспекту духовной жизни старообрядцев, основу которой составляет древнерусская книжная традиция.
Это та страница отечественной культуры, которая мало известна не только широкому кругу обывателей, но и специалистам в области гуманитарных наук, — добавила она, признавшись, что именно поэтому, разрабатывая экспозицию, вместе с коллегами стремилась «хотя бы пунктирно» показать все ее многообразие, специфику. — Древнерусская книжная традиция дошла до наших дней, как живой, реально функционирующий элемент культуры, благодаря старообрядцам. Они не только сохранили ее до наших дней, но и продолжили ее развитие в новое и новейшее время, создав широкий круг уникальной демократической литературы, источников, которые дают о прошлом такую информацию, которой не дают никакие архивные материалы. Это особая сфера, содержащая уникальную информацию о том, что люди думали, о чем переживали, что их волновало. То есть весь менталитет и особенности их мышления находят отражение на страницах этих книг. Перед нами масса сочинений исторического, полемического планов, освещающих все стороны жизни общества периода создания этих памятников. Все, что вы здесь увидите, это книги из фондов нашей лаборатории, они были собраны в ходе наших экспедиций по Уралу и сопредельным территориям в период с 1974 по 2002 годы.
По словам Починской, хранилище археографической лаборатории Уральского Федерального Университета насчитывает около 6000 таких памятников, наиболее ранние из которых датируются концом XV века. Не случайно оно считается сегодня крупнейшим за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, и пользуется большим спросом у специалистов, которые занимаются исследовательской работой.
К великому сожалению, мы редко делаем большие экспозиции, так как это требует довольно серьезных условий, обеспечивающих сохранность экспонатов, — добавила археограф. — И эта экспозиция стала возможной, только благодаря музею, который не просто предоставил площади, но и обеспечил все необходимые условия для показа, зато город и все наши гости получили возможность познакомиться со столь интересной стороной русской жизни и культуры. Думаю, это вызовет интерес и заставит кого-то углубляться в эти аспекты нашего прошлого.
Директор института гуманитарных наук УрФУ Эльвира Соманюк искренне поблагодарила главный музей уральской столицы и его сотрудников, которые позволили выставить столь редкие экспонаты.
Представляю, насколько важно ученым выставлять результаты своей деятельности, — призналась она. — Благодарю и Ирину Викторовну, и всех сотрудников нашей лаборатории, которые ведут огромную исследовательскую работу. Во многом она носит характер энтузиазма, основанного на научном поиске и личном интересе. И все это позволяет сохранять наше культурное наследие.
Но, прежде чем старший научный сотрудник лаборатории Сергей Белобородов начал первую экскурсию, организаторы дали возможность высказаться «благодетелям» — тем самым старообрядцам, благодаря которым здесь и оказалась представлена история Урала за последние три с лишним века.
Примечательно, что выступление старообрядцев сценарием предусмотрено не было. Но, узнав о готовности хора верующих «презентовать» собравшимся несколько духовных стихов, план открытия был скорректирован.
Я настоятель екатеринбургской общины Старообрядческой Церкви, про наш храм на Визе вы все, конечно, слышали, — сказал отец Павел Зырянов. — Эти книги для нас не экспонаты — их мы с детства видели и на службах, и в своих домах. И сейчас мы вам из наших современных книг, которые полностью сохраняют содержание, дошедшее из глубины веков, исполним песнопения. Начнем со светильна, который поется в окончание праздничного канона.
…На пять минут зал погрузился в древнерусское пение, так органично вписавшееся в интерьеры музея. Многие гости мероприятия, вероятно, слышали его впервые и потому интерес, отразившийся на их лицах, был искренним. И без аплодисментов не обошлось. Впервые зал городского музея с хорошей акустикой отражал и приумножал эти привычные одним, и неслыханные другим звуки.
И началась экскурсия — кстати, единственная в своем роде, поскольку во все другие дни работы экспозиции представлять ее будут музейные работники, мало что знающие «об истории предмета». А сегодня нас водит по залу Сергей Белобородов, старший научный сотрудник ЛАИ. В предуведомлении он отмечает: выставка построена она по хронологическому и отчасти проблемному признаку.
Мы могли бы на базе нашей лаборатории развернуть десятки таких экспозиций, рассказать про книги, как произведения искусства, книги-учебники, научные книги, но в данном случае сделали акцент на книги, связанные с историей старообрядчества Урала, — объяснил он и особо отметил для понимания присутствующих, что прежде чем староверы появились на Урале, эта территория уже была достаточно книжным местом, ведь плотно осваиваться русскими людьми она начала в конце XVI столетия. — И первые русичи, которые переселялись сюда, везли с собой самое ценное, что у них было — корову, жену, детей, а также иконы и книги.
По словам Сергей Анатольевича, в первой витрине можно увидеть замечательные образцы рукописных книг, судьбы которых, однако, проследить невозможно, даже «на фоне» известного латинского высказывания Habent sua fata libelli («Каждая книга имеет свою судьбу»).
Дело в том, что книга, открывающая экспозицию, является одной из старейших рукописей нашего собрания, относящаяся к концу XV века, — отметил Белобородов. — Это Евангелие, которое носит на себе следы так называемого южно-славянского влияния. Здесь все четко выраженные его элементы: и балканская плетенка, и многочисленные славянизмы в тексте. Книга, скорее всего, создана уже на Руси и, по нашим предположениям, «пришла» сюда откуда-то с северо-запада, из районов Пскова, Новгорода. Именно оттуда шел один из потоков переселенцев на Урал. Кстати, рядом лежит не менее интересная книга с любой познавательной точки зрения, которая лично для меня дорога и как память — эту рукопись XVI века вместе с еще несколькими я сам получил «в поле» и потом в обыкновенном мешке из-под картошки несколько километров тащил до нашего базового лагеря.
На соседней витрине взору зрителя предстает книги уже не рукописные — печатные, относящиеся к XVII веку. Здесь выставлена, к примеру, закрытая печатная книга: напрестольное Евангелие. Ученый отмечает: это пример того, как оформляли важные и нужные издания. Нельзя, конечно, говорить, что это только уральская особенность — подобные оклады делали и в других территориях России, причем и серебряные, и с драгоценными камнями, чем подчеркивали особую ценность книги.
Она закрыта, и вы не можете увидеть ее внутреннюю красоту, но это Евангелие — дело рук москвича Анисима Ивановича Радишевского, который не только печатал книги, но и делал к ним гравюры, а рядом с ним мы положили образец западной традиции — книгу, напечатанную во Львове. Она имеет все характерные черты высококлассной книги: это и гравюры, и разные шрифты, — поведал он и отметил: именно отсюда начинается раздел, посвященный непосредственно старообрядчеству.
Здесь совершенно не случаен подбор книг: Иосифовская Псалтырь 1652 года — последняя книга, изданная до реформы патриарха Никона, еще без исправлений. Рядом с ней та же самая книга, но выпущенная уже после реформы.
И на этом примере можно увидеть, что реформа была непродуманной, сырой, как это часто в нашем государстве и бывает, — добавил Сергей Белобородов.
При формировании экспозиции сотрудники археографической лаборатории постарались сделать симбиоз книг, а также сопутствующих элементов для более эффектного восприятия. Не стоит удивляться, что эту витрину «сопровождает» старообрядческий лубок, который наглядно отображает те изменения, которые «более всего нервировали, волновали и доводили до исступления» верующих.
Тут, к примеру, отображена замена восьмиконечного креста четырехконечным, который для русских людей, не разбирающихся в геральдике, был однозначно-латинским, то есть еретическим, — пояснил экскурсовод и продолжил свой рассказ историей о первых старообрядцах на Урале.
Внимание гостей было обращено на портрет-икону старца Долмата, основателя знаменитого Долматовского Успенского монастыря на Исети. Он появился еще в 1644 году — Долмат был его строителем и первым настоятелем. Одновременно, после того, как произошел раскол в Русской Православной Церкви, он продолжал придерживаться старины и никто не мог его в этом переубедить. И умер «в расколе»…
Кстати, рядом — замечательный с исторической точки зрения источник, — ученый предложил гостям выставки подойти, чтобы лично увидеть, о чем идет речь. — Это Синодик, но не совсем обычный, не тот, который используется в церквях и известный, как Синодик патриарха Иова. Это другой Синодик, посвященный конкретным поминовениям людей. Рядом с именами умерших, причем, зачастую, не своей смертью, можно увидеть примечание — где это все случилось. Здесь имена тех, кто погиб в гарях, то есть в самосожжениях. Для человека XXI века очень сложно понять, зачем же самоубивать себя. На самом деле это глубочайшая философско-религиозная проблема: люди шли на сознательную смерть, сжигая себя, чтобы не остаться в мире антихриста, не соприкасаться с этим миром. И эти гари, по некоторым предположениям, унесли не один десяток тысяч людей в конце XVII – начале XVIII веков. Кстати, первая гарь состоялась еще в 1679 году — 1700 человек сгорело одномоментно.
Дело в том, что первые старообрядцы вынужденно не сидели на месте, ведь правительство заняло по отношению к ним жесткую репрессивную политику — староверов постоянно гоняли, и те бегали с места на место. При этом передвигаться с огромными фолиантами было трудно, поэтому староверы перешли к рукописным книжкам.
Нам сейчас без микроскопа или без крупного увеличительного стекла прочесть что-то в них практически невозможно, — отметил Белобородов. — Для этих же целей использовали и медное литье — вот икона-складень, который складывается в четыре раза, и легко укладывается в карман.
…А вот имитация «красного угла» в избе. Еще перед экскурсией выяснилось, что экспонаты для него предоставлены автором музея «Невьянская икона» Евгением Ройзманом, где в наши дни хранится свыше тысячи экспонатов. На представленных образах — Григорий Синаит и небесная покровительница города, святая Екатерина. Говорят, это достаточно редкая икона, ведь св. Екатерина была не очень популярна в среде старообрядцев.
Далее внимание зрителя концентрируется на витринах, посвященных основным согласиям старообрядцев, которые бытовали на Урале.
Рукописи здесь выставлены самые что ни на есть поморские, — продолжил Сергей Белобородов. — Их «Ответы» — апологетическая книга не только для их согласия, но и для всех старообрядцев, где обосновывается, почему произошел раскол Церкви с позиции самих староверов. Здесь же — еще одна замечательная рукопись: месяцеслов со святцами. Говорит о старообрядцах многое, поскольку развенчивает миф о них, как о строгих бородачах, которые только молятся и больше ничего не делают. Здесь мы наблюдаем соединение вроде бы не соединяемого. Это месяцеслов, который… дополнен знаками зодиака. Это начало XIX века, Выг. Причем знаки здесь иллюстрированы и истолкованы в том ключе, что будет с человеком, родившимся под тем или иным знаком. Интересны изображения: под девой изображена крестьянская девка, розовощекая, с серпом, которая жнет хлеб. Стрелец — понятно, обыкновенный мужик с собачкой, который вышел на охоту. Сложности начались с другими знаками. Вот, козерог, например. Автор изобразил козла, справился. А вот про скорпиона создатель этой книги информации не нашел и нарисовал… большого таракана. На мой взгляд, эта книжка дает очень четкое понимание, что старообрядцы — это нормальные люди, которым было присуще чувство юмора.
Другая книжная традиция — у белокриницкого согласия. Вот, по словам экскурсовода, «замечательная книга» — «Ирмологион». Это книга, необходимая для богослужения, поэтому в храме она часто лежала так, чтобы ее видели все, кто собрался в храме. И оформляли ее декоративно.
Ее внешний вид любопытен тем, что это не уральский вариант — это вариант из подмосковных Гуслиц, с яркими, пышными элементами. И этот образец не случайно попал на Урал, демонстрируя характерную связь подмосковного старообрядчества с уральским, — отметил специалист-археограф.
Он рассказал и о доселе мало кому известном факте: в более позднее время — в конце XIX века — «австрийцы» на Урале развернули кипучую деятельность. В частности, в нынешнем центре Екатеринбурга, который, впрочем, совпадает с центром дореволюционного города, стояла усадьба купца-старообрядца Грачева, два флигеля которой были отданы под мастерские, где трудяги-старообрядцы… тайно печатали книги.
На Урале печатали книги! — подчеркнул Сергей Анатольевич. — И здесь можно увидеть образец такой печати — это не совсем печать в прямом смысле, к которому мы привыкли, но это особый вид книгопечатания — гектографический. Тираж, как правило, не превышал ста экземпляров, писались они особыми чернилами на особом составе, писались от руки, а потом делались оттиски. И только после 1905 года все конфессии получили возможность издавать свои книги вполне легально.
Напоследок организаторы еще раз подчеркнули: все, что здесь выставлено, получено у самих носителей уникальной культуры — у старообрядцев.
Не зря же мы больше сорока лет ездили в экспедиции, — добавили сотрудники УрФУ, после чего гости смогли рассмотреть предложенные экспонаты и переснять их, тем более, что в той же лаборатории в стенах университета редко кто окажется. Да и не всякого туда пустят…
Выставка «Свет дневной есть слово книжное» открыта в Музее истории Екатеринбурга с 10:00 до 18:00 по адресу: Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, 26.
Фоторепортаж автора
Комментариев пока нет