Выставка «Шедевры Византии»

С 8 февраля по 9 апреля в Государственной Третьяковской галерее пройдет выставка «Шедевры Византии». В рамках экспозиции гости увидят 18 уникальных экспонатов: серебряный процессионный крест конца Х века, рельефный образ великомученика Георгия со сценами жития, выполненный в технике резьбы по дереву, иконы XII—XV вв., такие как «Воскрешение Лазаря», «Богоматерь с Младенцем» и «Иоанн Предотеча Ангел пустыни», а также кадильницу с изображением великомучеников Феодора и Димитрия, шитый покров на Святые Дары, Евангелия XIII и начала XIV века и другие предметы религиозного значения. Партнерами выставки стали Византийский и Христианский музеи в Афинах, Музей Бенаки и собрание Э.Велимезиса-Х.Маргаритиса.

Византийский и Христианский музей в Афинах

Экспонируемые на выставке памятники датируются концом X – началом XVI века и дают представление о различных периодах Византийского искусства и разных художественных центрах. Выставка позволяет оценить совершенство работы мастеров, а также понять пути постижения духовного мира в Средневековье, открывая нюансы в изысканном колорите икон, в роскошных миниатюрах рукописей, на страницах которых художники Византии стремились воссоздать красоту горнего мира. Каждое из произведений — уникальный памятник своей эпохи. Экспонаты дают возможность представить историю византийской культуры и проследить взаимовлияние традиций восточного и западно-христианского искусства.

Cеребряный процессионный крест конца Х века с выгравированными на нем образами Христа, Богоматери и святых

Один из самых ярких экспонатов выставки — рельеф с образом великомученика Георгия со сценами жития. Он служит примером взаимодействия византийских и западноевропейских мастеров, положившего начало феномену мастерских крестоносцев — интереснейшей страницы в истории XIII века. Техника резьбы по дереву, в которой выполнена фигура святого Георгия, не характерна для византийского искусства и была, очевидно, заимствована из западной традиции, в то время как великолепное обрамление из клейм было создано в соответствии с канонами византийской живописи.

 Рельефный образ великомученика Георгия со сценами жития, выполненный в технике резьбы по дереву

Икона «Богоматерь с Младенцем», написанная в XIII веке предположительно кипрским мастером, демонстрирует иной путь взаимного влияния средневекового искусства Востока и Запада. В художественной культуре этого периода, связанного с возрождением империи и династией Палеологов, движение к античным традициям воспринималось как поиск своей культурной идентичности.

Икона «Богоматерь с Младенцем», XIII век

Свидетельством последнего расцвета византийской культуры в XIV столетии является двусторонний образ «Богоматерь Одигитрия, с двунадесятыми праздниками. Престол уготованный» XIV века. Эта икона — современница произведений Феофана Грека. Образ «Богоматерь Одигитрия…» является списком со знаменитой чудотворной иконы Одигитрии из монастыря Одигон в Константинополе. О богатстве декоративно-прикладного искусства Византии рассказывают несколько предметов, среди которых кацея (кадильница) с изображением великомучеников Феодора и Димитрия и шитый возду́х (покров) на Святые Дары.

Кодексы Евангелия XIII века знакомят зрителя с феноменом средневековой книги, которая была не просто носителем определенной информации, но сложным организмом, включавшим в себя наряду с текстом миниатюры и элементы декоративного убранства. Техника художников, создававших сложные изысканные орнаменты в заставках, инициалы и миниатюры с образами евангелистов, отличалась особой виртуозностью. С X по XV век русское искусство прошло путь от ученичества до высокого мастерства, сохраняя память о Византии как о благодатном источнике, долгие годы духовно питавшем русскую культуру. Экспозиция располагается рядом с залами постоянной экспозиции древнерусского искусства XI–XVII веков, что дает возможность зрителю проследить параллели и увидеть особенности произведений русских и греческих художников.

Государственная Третьяковская галерея

Выставка «Шедевры Византии» будет открыта до 9 апреля в Государственной Третьяковской галерее по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, д. 10, зал 38. Телефоны: 8 (495) 951 13 62, 8 (499) 230 77 88, 8 (499) 238 13 78. Электронный адрес: tretyakov@tretyakov.ru.

Режим работы Третьяковской галереи: вторник, среда, суббота, воскресенье — с 10.00 до 18.00 (кассы и вход на экспозицию работают до 17.00); четверг, пятница — с 10.00 до 21.00 (кассы и вход на экспозицию открыты до 20.00); понедельник — выходной.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля