Выставка «Рисованный лубок старообрядцев»

В Музейно-выставочном комплексе Школы акварели Сергея Андрияки открылась выставка «Рисованный лубок старообрядцев». В экспозиции представлено около 90 работ из собрания Государственного Исторического музея. Пласт этой народной культуры мало известен даже специалистам.

Экспонат с выставки «Рисованный лубок старообрядцев»

В отличие от массового печатного лубка, где даже раскраска не носила индивидуального характера, а была поставлена «на поток», рисованный лубок исполнялся мастерами вручную от начала и до конца. Нанесение рисунка, его иллюминирование, написание заглавий и пояснительных текстов — все это даже в рамках канона отличалось импровизационной неповторимостью. Самой распространенной художественной техникой при изготовлении лубочных картинок был контурный рисунок с последующей раскраской его жидко разведенной темперой. Мастера пользовались красками, приготовленными на яичной эмульсии или камеди.

Изучение всего массива рисованных лубочных картинок показывает, что его авторами, как правило, были жители старообрядческих монастырей, северных и подмосковных деревень. Производство рисованных настенных листов было сосредоточено по большей части на севере России — в Олонецкой, Вологодской губерниях, в отдельных районах на Северной Двине, Печоре. Одновременно рисованный лубок существовал в Подмосковье, в частности в Гуслицах, и в самой Москве.

В экспозиции представлено около 90 работ

Раскол русской церкви и преследование приверженцев старой веры вынудило многих покинуть родные места, бежать из центра России на окраины. Средоточием духовной жизни преследуемых старообрядцев стали монастыри. Осознание своей ответственности за сохранение «древлецерковного благочестия» наполняло особым смыслом всю культурную деятельность тех, кто строил практически заново свой мир на необжитых местах. Настоятельная потребность в разработке и популяризации определенных идей, защита постулатов веры отцов и дедов стали главными стимулами в поисках выразительных средств для их распространения и поддержания стойкости своих сторонников.

Работы из собрания Государственного Исторического музея

Распространение в среде старообрядческого населения Севера и центра России искусства рисованного лубка преимущественно религиозно-нравственного содержания диктовалось внутренними потребностями. Просветительские задачи, желание нести духовное назидание побуждало к поискам соответствующей изобразительной формы. В народном искусстве уже существовали апробированные образцы произведений, которые могли удовлетворить эти нужды, — религиозные лубочные картинки. Их характер, соединяющий в себе изображение и текст, специфика их образного строя, впитавшая жанровую трактовку традиционных для древнерусского искусства сюжетов, как нельзя более соответствовали тем целям, которые поначалу вставали перед старообрядцами.

История старообрядческого рисованного лубка насчитывает более 100 лет

Иногда художники прямо заимствовали те или иные сюжеты из печатного лубка, приспосабливая их для своих нужд, но чаще разрабатывали тематику самостоятельно, используя лишь сам тип и образный строй настенной картинки. Содержание рисованного лубка довольно разнообразно: в первую очередь это изображения старообрядческих монастырей и портретные листы деятелей староверия, большое число иллюстраций к апокрифам на библейские и евангельские сюжеты, к рассказам и притчам из литературных сборников, картинки, предназначенные для чтения и песнопений, настенные календари-святцы. Назидательное чтение, поучения о нравственном поведении — одно из важных направлений в тематике рисованного лубка.

Рисованный старообрядческий лубок

История старообрядческого рисованного лубка насчитывает немногим более 100 лет. Исчезновение в начале XX века искусства рисованных картинок объясняется теми общими причинами, которые повлияли на изменение всего лубочного творчества.

Многие социальные факторы привели к трансформации всей системы народной культуры и неизбежной утрате некоторых традиционных видов народного искусства. У посетителей выставки есть уникальная возможность увидеть воочию лучшие образцы аутентичного рисованного старообрядческого лубка.

Афиша мероприятия

Выставка «Рисованный лубок старообрядцев» проходит по адресу: г. Москва, Гороховский переулок, д.17, Школа акварели Сергея Андрияки. Телефон: + 7 (495) 632-18-17, e-mail: info@shkolaakvareli.ru. Завершит свою работу выставка 28 января 2018 года.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля