Экспозиция наивного искусства, как назвал ее автор-собиратель, глава Екатеринбурга Евгений Ройзман, открылась в городском музее изобразительных искусств областного центра. И в первый же день, когда экскурсию по ней проводил лично автор, здесь случился настоящий аншлаг, которого не ожидали ни музейные работники, ни, похоже, сам собиратель коллекции. Впрочем, все быстро справились с удивлением и быстро свыклись с тем, что народу будет много.
Людей не испугало то, что, в отличие от бесплатного входа в музей «Невьянская икона», стоимость билета в ЕМИИ — от ста до двухсот рублей. Послушать Евгения Вадимовича собрались не меньше сотни горожан — как водится, и пожилые, всерьез интересующиеся искусством, так и молодежь, которой ближе не духовное наследие Урала, а политические взгляды и жизненная позиция Ройзмана.
Долгое время «наивные» экспонаты пребывали в галерее «Арт-Птица» на первом этаже здания, где расположен крупнейший в России частный музей Невьянской иконописи, и параллельно экспозиция пополнялась. Наравне с душевными и незатейливыми картинами уральцев здесь немало икон старообрядческого письма, но в отличие от «невьянских», выполненных не профессионалами, а теми, у кого был минимальный навык отображения ликов. К таким-то людям и выстраивались в глухих селах целые очереди из желающих иметь в своей домашней божнице икону. При взгляде на эти наивные или, как их еще называли, народные иконы понимаешь, сколько стремления было у людей воссоздать по оригиналу то или иное «духовное полотно», но как неумело все это получалось.
По словам Ройзмана, эти иконы преобладали в деревнях Русского Севера и, кстати, в самых лучших своих образцах ничуть не уступали «продуктам» профессиональных иконописцев. Например, одна из икон, лик Архангела Михаила, написанная человеком от сохи, в дальнейшем стала прообразом одноименной невьянской иконы.
— При минимуме средств на этих иконах — максимум выразительности, — объяснял экскурсовод, подчеркивая, что, на его взгляд, это честные и очень кропотливо подготовленные для заказчика иконы, которые можно охарактеризовать и как «малобюджетные».
Например, икону Петра и Павла явно писал непрофессионал, по мелким деталям это заметно, но видна и качественность ликов! Возможно, она дело рук дьячка или священника-самоучки.
Еще накануне открытия «наивной» выставки в музее ИЗО не скрывали радости оттого, что заполучили к себе такой уникальный проект, который будет доступен всем желающим два летних месяца.
— Это беспрецедентное культурное событие в жизни столицы Среднего Урала, ведь народная икона, крестьянская роспись интерьеров и предметов быта, деревянная скульптура, живопись и графика художников-любителей в таких масштабах экспонируется впервые, — говорили сотрудники музея и подчеркивали, что на выставке будет представлено творчество более тридцати уральских мастеров, авторов из Екатеринбурга и Свердловской области.
Примечательно, что информационным поводом для местных журналистов стало не открытие экспозиции, как можно было бы подумать — и это было бы логично, а то, что Евгений Ройзман лично презентовал то, что собирал на протяжении многих лет.
В 2013 году во время визита на Урал митрополит Московский и всея Руси Корнилий, предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви, внимательно осматривал экспозицию «наива», включающего в себя не только иконы, но и скульптуры, восхищаясь тем, что уральцы сумели сберечь если и не все, то хотя бы часть великого наследия, наглядно доказывающего, что даже в самые тяжелые для старообрядчества времена люди не отчаивались и не унывали — осваивали технику иконописания, желали видеть у себя в иконостасах тех или иных местночтимых или общепочитаемых святых. И результатом стало целое направление, которое сегодня можно осмыслять, оценивать, и которым необходимо свято дорожить.
И все же стоит подчеркнуть, что далеко не все эти иконы были радушно принимаемы в свое время старообрядцами. Сторонники дораскольного православия многие из них отвергали как неканонические, но некоторые потом находили и в их домашних иконостасах. Например, образ святителя Николы с обязательным двуперстием, или «Благоразумный разбойник Рах».
Завершая свое выступление и переходя из зала в зал, Евгений Ройзман тепло поблагодарил зрителей и сказал, что будет рад видеть всех желающих вновь. Он планирует еще дважды за лето провести здесь экскурсии — 24 июня и 15 июля. Во время экскурсии мэр не углубляется в духовные подробности создания икон и не уделяет повышенного внимания картинам, скорее он рассказывает о своей давней идее создать «самый наивный музей», о том, как непросто и даже неординарно собиралась коллекция и какое будущее для нее он видит.
За мэра-экскурсовода дополнительно платить не надо. И это уже высоко оценили горожане, а школьники и студенты, которым вход в музей бесплатный, готовятся к следующим лекциям-экскурсиям во главе с градоначальником.
Фото автора
Комментариев пока нет