В Великом Новгороде открылась выставка старообрядческого лубка

В Главном здании Новгородского музея-заповедника в рамках проекта «Два мастера» 30 августа открылась выставка «Старообрядческий лубок: традиции и современность. Григорий Токарев-Казарин и Павел Варунин». Выставка представляет произведения двух художников-старообрядцев, творчество которых разделяет сотня лет.

Григорий Евдокимович Токарев-Казарин и Павел Григорьевич Варунин — потомственные старообрядцы-поморцы и удивительные мастера. Посетители смогут увидеть уникальный резной шкаф из фондов Новгородского музея-заповедника работы Токарева-Казарина и лубочные картинки на религиозные сюжеты эстонского художника Варунина. Произведения обоих мастеров выполнены с сохранением стилистики и особенностей иконографии старообрядческого лубка периода его расцвета в XVIII–XIX столетии.

Лубок часто называют народной картинкой. Для него характерны простота техники, лаконизм изобразительных средств (грубоватый штрих, яркая раскраска, примитивный рисунок, неуклюжий шрифт). Часто в лубке содержится развернутое повествование с пояснительными надписями. В России лубочные картинки фиксируются примерно с XVI века. С этого времени в Москве и других городах начали продавать печатные «фряжские», или «немецкие потешные листы». Особая разновидность русского лубка — это рисованный лубок. Его расцвет приходится на середину XVIII–XIX века. Русский рисованный лубок — это художественное явление, связанное в первую очередь со старообрядчеством. В традиционном старообрядческом лубке преобладали религиозные и духовно-нравоучительные сюжеты. Часто картинки были построены по принципу противопоставления «старороссийской церкви предания» и «Никоновых нововведений». Картинки с назидательными рассказами и притчами из различных литературных сборников занимают большое место в искусстве рисованного лубка.

Особую роль в развитии старообрядческого лубка сыграли традиционные книжные центры — Выг, Гуслица, Усть-Цильма, Москва. Мастера-лубочники были и в Прибалтике. В конце XIX – первой половине ХХ веков в Вильнюсе настенные листы оформлял известный книжник Иван Федотович Гущенко, свои мастера были в Риге и других городах. Сегодня эту традицию продолжает мастер из Тарту (Эстония) Павел Григорьевич Варунин. Павел Варунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонской республики, член Совета национальных меньшинств при президенте Эстонии. Его творчество посвящено уникальным и исчезающим культурам. Больше всего он известен как мастер-резчик по дереву. Его резные иконы, сохранившие связь с традицией старообрядческого искусства XVII столетия, являются достоянием верующих Эстонии, Латвии, России.

Шкаф работы Г.Е. Токарева-Казарина

Староверам и знатокам староверия хорошо известны и его рисунки, которые экспонировались на многих выставках в Прибалтике и России. Большой интерес вызывают иллюстрации автора к многочисленным изданиям, вышедшим в последние годы и посвященным культуре староверов Эстонии. Основная стилистическая группа рисунков объединяет работы на библейские, религиозно-исторические и религиозно-нравоучительные темы. Эти рисунки по технике исполнения приближаются к иконописным изображениям или представляют собой синтез стиля древнерусской книжной миниатюры и иконы. Однако, здесь не следует ожидать точного следования иконографическому канону: рисунок, хотя и выполненный в рамках иконописной традиции, упрощен, иногда даже схематичен, его контуры более резкие, чем на иконе. Жанр картинки (рисунка) на библейскую тему позволяет автору вносить и некоторые свои элементы в традиционный сюжет (например, изображение стилизованных поморских цветков и винограда вместо обычного дерева или кустарника и др.). Характерная черта работ этой группы — строгое следование нормам церковнославянской орфографии и сохранение оригинального текста, иллюстрацией которого они являются. Шрифт же имитирует традиционный старообрядческий полуустав.

Назидательные рисунки на фольклорную и религиозно-просветительскую тематику чаще всего выполнены в стиле народной картинки. Иллюстрируя народные пословицы и поговорки, особенности быта староверов Причудья, художник, как правило, создает бытовые зарисовки, пронизанные тонким юмором и легкой самоиронией, чего не могло быть в традиционном старообрядческом лубке. Обязательным элементом оформления надписей в лубке П. Г. Варунина является вязь. Все рисунки Варунина оригинальны, они не повторяют известные старообрядческие образцы XVIII–XIX веков. Рисунки П. Г. Варунина выполняют не только эстетическую функцию книжной иллюстрации, но и решают просветительскую, образовательную задачу — обучают чтению на церковнославянском языке. А все вместе — и образ, и текст, и авторское отношение к работе — создают удивительно теплую, живую атмосферу и неподдельный интерес к современной старообрядческой культуре.

Принципы и эстетика лубка нашли отражение и в декоративно-прикладном искусстве, ярким образцом которого является представленный на выставке шкаф работы Г. Е. Токарева-Казарина. Выставка будет работать до 21 октября 2019 года.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля