Как сообщает греческое издание Romfea.gr, Синод Константинопольской Церкви во главе с Патриархом Варфоломеем принял решение допустить второй брак для священников. Разрешение на второй брак будет даваться вдовым священникам, а также священникам, которые брошены своими жёнами. При этом само чинопоследование брака будет весьма скромным и сведется к одной молитве.
Сейчас каноны Церкви запрещают священнику второй брак. В случае ухода от него матушки или её смерти, он не имеет право жениться вторично. Священник может либо оставаться безбрачным, либо принять монашество. Если он женится второй раз, то должен будет оставить священство. В документе также отмечено, что разрешение не распространяется на тех, кто покидает своих жен и желает жениться на другой женщине. Подчеркивается, что каждый случай будет рассматриваться отдельно Священным Синодом Вселенского Патриархата. В течение следующих нескольких дней официальное письмо будет отправлено Вселенским Патриархом Варфоломеем с подробностями и указаниями.
Решение о второбрачии священников Константинопольский патриархат предлагал имплементировать еще в 2016 году на Критском соборе, однако все поместные Православные церкви тогда выступили против. Председатель учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов прокомментировал это разрешение:
Конечно, данное решение противоречит многовековой практике и прямому указанию слова Священного Писания, которое предписывает клирику быть «мужем одной жены». Или же не состоящим в браке, «целибатным», — это уже не Писание, а последующая практика, — сказал он.
Он также напомнил, что в соответствии с устоявшейся многовековой традицией брак должен иметь место до хиротонии (рукоположения) священника.
Таково на протяжении, по крайней мере, полутора тысячелетий, установление православной церкви. Какая возникла в Константинопольском патриархате необходимость пересмотра этого установления, я сказать не берусь, поскольку это внутреннее дело Константинопольской патриархии. Но уверен, что оно не поднимет ни ее авторитета во всем православном мире, ни согласия между православными церквями не добавит, ни кадровую проблему, если таковая существует в Константинопольской церкви, решить не поможет, — отметил Козлов.
Простите, но нам, мирянам и судебным приставам, оправдание второбрачия священников не понять. Как правило, второбрачие священника – это вершина айсберга. Это значит, что священник не только через «Апостольские правила» переступил. Это значит, что он вообще по жизни через все каноны и законы привык переступать. Приведем пример. Калининградская епархия. Священник Шахтарин Алексей Станиславович 1974 г.р. Жена его второбрачная. Сам Шахтарин А.С. знаменит тем, что на момент рукоположения в январе 2019 г. находился в розыске, был в бегах. Он кинул банк на 2.600.000 (два миллиона шестьсот тысяч) руб. Кто сомневается, открываем сайт судебных приставов, находим задолженность по фамилии (Шахтарин Алексей), набираем Калининградская область и вот он, красавчик. Список долгов говорит сам за себя. Наш «облико морале» вообще по жизни никому и ничего никогда не платит. Там же есть номер телефона судебного пристава. Можете позвонить, она подтвердит. Кстати, обратите внимание, что чувак, несмотря на то, что разыскивается приставами, гоняет за рулем и штрафы ГИБДД платить отказывается. А привык он плевать на закон, потому что жена работает судьей (Бондарева Елена Юрьевна) и по его святым молитвам его же и отмазывает.
Вот такие новоиспеченные священники нам с амвона запрещают в носу ковырять.
Еще раз простите, но все эти второбрачия – вакханалия. Отец Иоанн Крестьянкин второбрачие называл непреодолимым препятствием к служению у престола Божия, говорил, что воли Божией на принятие сана нет.
А все здесь сказанное от слова до слова – правда и подтверждается воочию двумя сайтами: Калининградской епархии и службы судебных приставов. Открываем, проверяем.
А бабушки в храмы уже по многу лет со смартфонами ходят. И акафисты в телефоны закачивают, и биографии священников в один миг пробивают. Простите, но сил уже нет молчать о наглости священников.
Служба судебных приставов Калининградской области.
Что вы имеете против смартфонов и закачивания акафистов? Наука и техника служат доброму делу! Биография священника-тоже очень хорошо узнать-священники не хвалятся сами и это тоже,что спрашивать о батюшке у других прихожан. А вы хотите,чтобы смартфоны только блуду служили?
Варфоломей сошел с ума. Это очевидно. Запретить его! Анафема!
Я не знаю,правда ли это,в такое очень тяжело поверить.Может,в этом есть недоразумение,может однофамилец и т.п. В любом случае о священниках нельзя говорить в таком тоне и незачем соблазнять людей на грех осуждения.В любом случае-на нем благодать священства и это надо уважать!
Мы можем видеть,как кто-то грешит,но не знаем,как он кается! И, может, от него есть огромная польза-и он в чем-то очень хорош.
А еще однажды Христос ответил: » у меня нет лучших священников,чем те,которые есть». Вы родите сына и воспитайте его в православии,пусть он выучится и станет идеальным священником-тогда осуждайте!
Еще один!
Вот почитал комментарии и понял что удивляться раскольничьим стремлениям хохлов не стоит. Я по простому скажу. Священник в независимости от сана это всё же по моему разумению и призвание и веление души. Всё мирское если и не чуждо для него но однозначно имеет некие ограничения рамки., да если хотите каноны. Переписывая их по своим хотелкам вы в первую очередь уничижаете саму суть веры, сана восприятия церкви простым мирянином. Поскольку видимо наивно пологая мирянин простой обыватель верующий или нет не важно воспринимал священника как средоточия мудрости к нему шли за советом как к мудрецу как к старцу. Уравнивая таким образом обычного человека и того что облечён в рясу вы уничижаете сам смысл само существование церкви и её служителей. Я не эксперт по богословию более того я не верующий чно мне кажется что грани стираются и это опасно!!!
Ага вселенский!!! Сколько пафоса. Патриарх Константинопольский — а константинополя и нет а всё туда же вселенский. Чёрт хвостатый а не вселенский патриарх. Клоун ты ещё однополые браки священникам разреши выродок.
Так священник и будет ОДНОЙ жены муж. Не гарем у него, не многоженство, а ОДНА жена. Тем более, если матушка опочила. Или совсем целибат, изначально. как у католиков. Ну да ничего. От этого пинка с Фанара может быть наши хоть самую малость проснуться от приспособления к реалиям. Хотя — какой там. АПОСТАСИЯ. Вспомните пророчество свт. Игнатия Брянчанинова. Не разделение, а распад. Разложение недееспособного организма.
Очередные апостасийные конвульсии стамбульской епархии.
Очередной выкидыш матери — церкви. Ну а кто отец — и говорить нет смысла.
Правильно сделали. Заодно епископам надо брак разрешить снова, все равно они как монахи не живут, так пусть нормальной жизнью семейной живут если хотят. И меньше будет поводов для Кураева писать про случаи с иподиаконами.
Может и в РПЦ право на второй брак предоставить вдовым священникам? А то и без них на состоятельных городских приходах слишком уж вольготно живется "прикомандированным" игуменам и архимандритам. Не редкостью стали факты злоупотребления спиртным, скоромной пищей, курение, помешательство на дорогих тачках и деньгах, увлечение прихожанками, чрезмерное тщеславие и барство… . И что интересно — не слышал, чтобы их за это возвращали в монастыри. А старообрядцам вряд ли это подойдет — из кого тогда епископов пополнять, если монахов то мизер.
Моё мнение пора прекратить профанировать монашество и вернуть право брачия, а так же второбрачия туда где не зудит целибат. Безусловно в РПЦ надо вернуть право второбрачия. А то и третьебрачия. Ничего страшного.
И в староверии надо тоже разрешить. Если у человека непреодолимая тяга к семье пусть женится, а не идёт вынужденно в "монахи", чтоб потом всплывали истории как какой-нибудь инок до женщины домогался. Монашество должно быть добровольным, а не вынужденным.
Поэтому поводу, Поместный собор синодальной церкви 1923 года принял следующее постановление:
«Принимая во внимание:
1) что ни в Священном Писании, ни в Священном Предании второбрачие не считается грехом или беззаконием,
2) что по 17 пр. Св. Апостолов воспрещается пребывание в клире не второбрачным, а состоящим в сожительстве с двумя женщинами (конкубинате),
3) что до конца VII века второбрачие священнослужителей допускалось нередко,
4) что суровый ложно-аскетическ<ий> взгляд на второбрачие проник в церковное общество под влиянием лжеучений, чуждых христианству,
5) что запрещение второбрачия священнослужителям установлено было 3 и 6 пр. Трулльского Собора под давлением светской власти и папских легатов с явно неправильным применением 17 пр. Св. Апостолов,
6) что второбрачие священослужителей в Византии имело место до XIII века, а на Руси в XIV — XVI и XVII вв.,
7) что 3 иб правила Трул. Собора имеют лишь дисциплинарное значение, вызваны временными обстоятельствами и по 37 прав. Св. Апостолов, 2 пр. II Всел. Собора, Вас. Вел. пр. могут быть отменены, как отменялись и другие,
8) за это высказывались представители иерархии и ранее,
9) и что, наконец, теперь может смущать церковное общество не второбрачие священнослужителей, а скорее последствия его запрещения.
Священный Поместный Собор 1923 года определяет:
1) разрешить второбрачие священнослужителям, с ведения епархиальной власти,
2) Разрешить священнослужение женатым на вдовах или разведенных и
3) допустить к священнослужению тех, кто оставил его лишь вследствие вступления своего во второй брак».
Спаси Господь,отлично написали!
Только то решения обновленцев, а не тихоновцев.
Я знал несколько случаев добровольного снятия сана ради вступления в брак. Почти все эти люди как-то быстро ушли из жизни.
"Заодно епископам надо брак разрешить снова, все равно они как монахи не живут, так пусть нормальной жизнью семейной живут если хотят." (Сергий 985)
——————————
Так и женились бы по окончании семинарии, кто ж мешал? Нет, архиерейской карьеры захотели. А что касаемо голубых, так они специально в монашество идут…Все эти скандальные случаи врачуются принципами соборности, гласного церковного суда и неотвратимости извержения из сана. Т.е. лечить болезнь надо исполнением канонов, а не их нарушением, как поступило Его Божественное Всесвятейшество Варфоломей.
С точки зрения старообрядческой экклезиологии не имеет большого значения, какая из ветвей бывшей синодальной церкви принимала те или иные решения. Важнее скорее репрезентативность этой ветви и суть самого решения.
В 20-е годов именно Российская Православная Церковь (обновленцы) являлась одной из самых массовых религиозных объединений. При этом она была признана государством и что немаловажно другими новообрядными восточными церквями.
Следовательно, мнение высказанное собором 1923 года отражало чаяния значительной части духовенства РПЦ, и как видим, сегодня эта тенденция подтверждается современным решениями Вселенского Патриархата.
"старообрядческая экклесиология" проста как палка: Святая Соборная Апостольская Церковь — это только наше согласие, все остальные "до кучи" — еретики. И какая разница — обновленцы они или нет.
А поступил Глеб, мнится мне, и этически, и интеллектуально неверно.
К чему эта новость на Рувере? Еще раз плюнуть по здешнему ветру?
А ведь смысл новости совсем в другом: новый шаг к расколу в Православии, поскольку реакция Московского Патриархата предсказуема. И ссылка на обновленческий "собор" 1923 года здесь, думается, неуместна.
Страхи, что раскол в « мировом православии» может произойти из-за второбрачия духовенства чрезвычайно преувеличены. Куда более сложные коллизии и события не привели и не приведут к такому результату.
Что касается настроений именно в Русской Православной Церкви, то незашоренный наблюдатель обратит внимание, что эта тема разводов, второбрачия обсуждается все последние годы. И совсем недавно на официальном уровне объявлена статистика разводов в среде духовенства некоторых епархий. Кое где она достигает 25 % если считать браки заключенные с начала 90-х годов.
У меня лично немало знакомых среди священнослужителей РПЦ которые за эти годы лишились своих жен. (все знают как впопыхах в 90-е годы многие женились чтобы получить сан) И каждый решает проблему по-своему. В некоторых епархиях, архиереи дают разрешение и на второй брак.
А хорошо бы, был бы единый принцип.
Раскол в Православии набирает силу, и второбрачие духовенства, разумеется, не главная тому причина. Я говорил только про новый шаг.
Проблема разводов духовенства есть очевидное следствие апостасии и всеобщего разложения семьи. Тема активно обсуждается в РПЦ. А что касается второбрачия духовенства, то я, как наблюдатель зашоренный, такой дискуссии на церковных сайтах не заметил. Был бы рад ссылке (если это не откровенно "отстойный" сайт).
Единый принцип известен: приняв сан,в новый брак вступать запрещается канонами.
Каноны не догматы, можно и переписать если что и найти обоснования. Тем более для второбрачия как видим уже всё найдено, достаточно вспомнить.
Удержать и укрепить семью запретами ИМХО невозможно. Людей надо учить и убеждать не разводиться, а не пытаться наставить им канонов под ноги, чтоб спотыкались.
Мне понравилось как на этот счет сказал протоиерей Алексий Уминский. Он сказал, что мы сейчас (общество) в совершенно новом и ранее не бывшем состоянии свободы в плане семьи и брака. Раньше браки заключались нередко решением родителей, а поддерживались традициями общины. То есть люди были друг с другом не потому, что верные и терпеливые, а потому что были внешние скрепы. Сейчас внешних скреп уже нет, и у нас уникальный шанс научиться быть в браке свободными. Зачем поднимать каноны и пытаться цементировать то, что должно держаться не на цементе.
Понятно, что на церковных сайтах такого нет, но в Фейсбуке много это обсуждается в комментариях, в том числе и у единоверцев. Например https://www.facebook.com/tyurenkov/posts/2039658879417953?comment_tracking=%7B"tn"%3A"O"%7D Причём, среди попов РПЦ там обрелись и сторонники этого шага КП.
Например, вот этот священник, служащий в Нижегородской Митрополии https://www.facebook.com/maikl.kulikov.9?fref=ufi написал буквально следующее: "А что делать тем,которых конкретно бросили матушки?В монастырь?Так этого не было в планах жизни семейной.И не надо давить на клятву,не всем дано быть твердым по жизни-где надо быть неухоженным,голодным,холодным.Частенько близким другом бывает водка от безысходной тоски.Скажите честно что лучше?Рядом помощница или погибшая душа?Вы пишете советы,осуждаете падших,ссылаясь на законы и устав,осуждаете архиереев, которые поняли ситуацию и увидели,что с разрешением иметь помощницу,священник трижды больше принести пользу церкви и обществу.Ведь более пятьдесят процентов священников живут одиноко и тайну имеют женщин.Служат исправно,ухожены,радостны.А по вашему?Их презирать,судить."
Разве единоверец Михаил Тюренков высказался за второбрачие клириков? Зачем дана эта ссылка?
А обновленцы в РПЦ, увы, есть. Но влияние их на церковную жизнь сильно преувеличено.
"А обновленцы в РПЦ, увы, есть. Но влияние их на церковную жизнь сильно преувеличено."(прот. Иоанн Миролюбов).
1.Полностью согласен с о. Иоанном. "Каноны не догматы, можно и переписать если что и найти обоснования."-вот главный принцип обновленчества. Или вот так: "Книгу Правил поцелуйте и на полку положите." (Кураев). Второбрачие для мирянина никогда не возбранялось, а священникам запрещено канонами, которые являются частью Священного Предания и таким образом имеют божественную санкцию.
2. К-пльский патриархат-флагман церковного модернизма и экуменизма уже более 100 лет.
3. О священниках, оставленных жёнами или овдовевших. Если св. Литургия не утешает, и на горизонте маячит водка или сожительница, то лучше снять сан и вступить в брак, оставаясь, при желании, пономарем.
Точно. И еще: зачем мне рядовому мирянину со своими неуемными страстями и страстишками поп, который духовно как-то не превосходит или даже равен мне? Ну, чем он мне существенно поможет? Может быть такого уровня человека адекватно искать в общении где-то в приходе/общине, но ставить практически на центр своей духовной жизни и, следовательно, своих близких опрометчиво. Дословно не помню, но по сути примерно так говаривает Дугин: "понижение ментального уровня, господа, чревато негативными последствиями для психики (!)"…
> И еще: зачем мне рядовому мирянину со своими неуемными страстями и страстишками поп, который духовно как-то не превосходит или даже равен мне?
> Ну, чем он мне существенно поможет?
Ошибочка-с. Поп не более чем проводник таинств, даже если как личность он недостоин. Таинства от Бога, а не от попа. Так что даже выпивающий блудливый поп не запрещенный в служении будет продолжать быть проводником таинств для прихожан, и прихожане будут получать благодать по степени личного достоинства и способности таинства воспринять.
О каком обновленчестве речь, если браки епископов были раньше, чем безбрачие епископов.
Дорогой Сергий 985, может быть Вы порекомендуете мне еще к Каиафе обратиться, ведь благодать свещенства !в принципиальном отношении! в нем тоже действует?
Ошибка-с у Сергия 985. И серьезная. Поп (как он выражается) от слова "папа". Это не только исполнение Таинств (совершитель которых Господь), но и научение вере, а также духовное руководство (в котором Сергий 985, как кажется, не видит необходимости).
А пастырь и учитель не может быть плохим примером по жизни. Об этом достаточно у Апостолов и в канонах.
@Ошибочка-с. Поп не более чем проводник таинств, даже если как личность он недостоин@
А как же "вы-свет миру, вы-соль земли…"? а духовное учительство, наставничество? К психооаналитикам штоли, ходить?
Есть функция таинствопровайдера, а есть функция духовничества. Это разные функции которые не обязаны сочетаться в одном священнослужителе. Вот духовника безусловно надо выбирать по личным качествам. А получать таинства не обязательно у благочестивого провайдера.
Если что это не мои мысли, а ученых богословов РПЦ, в т.ч. Кураева, но я это слышал от многих.
Пруф: https://telegra.ph/Rol-svyashchennika-v-Pravoslavii-09-06
> К психооаналитикам штоли, ходить?
Если не "свет миру" и не "соль земли", то к психоаналитикам или как советует Алексей Ильич Осипов читать больше литературы признанных авторитетов.
А уменя зрение почти минус 7, приходится чтение даже ограничивать, значит по-Вашему я не спасусь?
Вот и хотелось бы знать, кто из ученых богословов РПЦ утверждает (желательно бы с ссылками на свв. отцов), что священнику достаточно быть "таинствопровайдером", а остальное неважно.
В такой формулировке, что "остальное неважно" вряд ли кто будет утвержать. Но по факту даже ссылка выше на выписку из Кураева четко обозначает возможное разделение этих функций.
В русской церкви как мы знаем раньше попы были настолько безграмотны, что даже проповеди им запрещали говорить от себя, а вместо этого они были обязаны читать их по утвержденным книжкам. Но таинства они при этом провайдили, действенные. При том, что поучать с амвона им не доверялось. Какой ещё нужен пример, чтоб показать, что это функциональное разделение не придумки современного богословия, а исконно-русская данность.
А, если хотите поговорить на совсем иную тему, как безграмотность русского народа, в особенности попов в древности, так это мнение разрушили ни кто-нибудь, а советские историки, которые обнаружили залежи берестяных грамот. Изучайте: http://gramoty.ru/birchbark/
Что касается отсутствия публичных проповедей с амвона в древлеправославии, то следует отметить, что оно родом из Западной Европы.
И даже там неоднозначно воспринималось, поскольку приходилось где-то в стороне от престола лепить кафедры в готических храмах. Рекомендую ознакомиться с трудами Владимира Карпеца, который указывал, что в сознании русских людей того времени было ненормальна речь в церкви спиной к олтарю.
Я говорил не о формальном разделение на литургистов и духовников, а о фактическом. Если у попа не хватает образования по какой-то причине или опыта духовничать, то он не духовник. Вот тут как раз и надо тщательно изучать качества конкретной личности пастора прежде чем доверяться или даже советоваться.
То, что в других поместных церквях на исповедание и духовничество благословяли отдельно от иерейской хиротонии, по прошествии лет служения, мне известно, и почему на Руси такого не было тоже известно. И вовсе не из-за того, что на Руси все батюшки сразу были опытные и духоносные. Совершенно не поэтому. И эта практика не в пользу Руси. Как и кого выдвигали в попы на Руси, и через сколько лет после Крещения Руси появилась первая духовная академия это открытая информация, остальное следует.
Православие везде сейчас загибается и вырождается потихоньку, просто по-разному. Но вектор один. Так что разделение пастырей на специализации вряд ли причина.
Я понимаю почему подобное разделение может не совсем приниматься в староверии. Тут нередко принято, что причащаться можно только у попа у которого исповедуешься, то есть у духовника. То есть для такого челвоека поп просто обязан сочетать в себе требопровайдера и духовника. Я не буду спорить с правильностью подобных привязок, лично я не считаю их правильными и думаю, что современная практика раздельных функций куда более оптимальна когда есть тщательно выверенный в силу возможности и подобранный духовник, а причаститься-покреститься-отпеться можно в другом месте.
Исторические баталии сознательно не развиваю кто там грамотный был на бересте, а кто лаптем муху в щах вылавливал. Это будет война личных симпатий…
Интересно, каким образом второй брак может "смыть" священный сан, повредить образование священника или уничтожить его пастырские дарования?
И на Руси не все священники были духовниками (Смирнов "Древнерусский духовник"), не у всех священников к этому талант и призвание. Но учить вере и быть примером — это пастырская обязанность.
Я не спорю, что священник должен быть пастырем. Ну насколько может. Но если он плохой пастырь, то все же он священник, и его непастырские функции вполне себе действенны. Я вот об этом. А так да, я считаю попов надо учить быть в первую очередь пастырями, а не требапроцессорами.
Брат Сергий, твои неологизмы напрягают зрение, помилосердствуй!
По поводу невсеобщего духовничества священников, пример, Румынская церковь.
Что же касаемо остального разговора, мню, что вы друг друга не хотите понимать, перемешивая должностные обязанности с христианским долгом. Это разные вещи….
Если священник не запрещен, то совершенные им таинства действенны, даже если он плохой духовник. Это верно. Но речь, помнится, шла о двоеженстве. Поэтому предельно коротко: если священник окажется по своей жизни плохим примером для паствы, то он очень быстро может попасть под запрещение. И тогда, даже оставаясь в сане, совершенные им Таинства недейственны.
Простите, но не могу здесь тратить время на изложение семинарских лекций.
Смотрим первый абзац этой статьи:
> Разрешение на второй брак будет даваться вдовым священникам,
> а также священникам, которые брошены своими жёнами.
То есть право на второй брак будет даватся священнику если не он сам стал инициатором прекращения первого брака. Что какбэ намекает, что в части отношения к браку данный священник вряд ли ускоряет свое попадание под запрещение.
В остальном же я сторонник мнения, что каноны не стоит замораживать в средневековье. Сперва епископы были женаты, а монахи не могли быть священниками. Потом ситуация изменилась, церковники подумали и переписали это. Почему сейчас ничего нельзя переписывать? Ситуация перестала меняться, жизнь остановилась? Или церковники за века поглупели настолько, что уже не могут сами актуализировать правила, чтоб сохранить в них неизменяемые принципы христианства, но учтя жизнь 21-го, а не 11-го века например.
Может "церковники" и поглупели, но меня при этом сильно успокаивает, что изменение канонов все же пока в их исключительной власти. Какое-то время можно жить спокойно.
Меня несколько удивляет эта немотивированная боязнь перемен, тем более когда перемены уже фактически свершаются и надо не сколько задать новый вектор, сколько попытаться осмыслить и оседлать уже _свершившиеся_ изменения. Чем больше реальность будет расходиться с правилами которые считаются действующими, тем меньше эти правила будут иметь отношение к реальности со всеми вытекающими.
Хотя ничего не отменять, но и не особо исполнять это вполне в духе православного отношения ко всему набору канонов (мысль если что не моя, она тоже от профессоров теологии РПЦ).
Церковь консервативна по своей природе и всегда будет с опаской относиться к переменам. Во всяком случае, к серьезным переменам. А сейчас в обществе происходят перемены,принципиально и радикально разлагающие все прежние нравственные константы, а в Церкви (имею в виду значительную ее часть) нельзя не видеть апостасийные перемены. Это надо "оседлать"???
Простите, дискуссия мне становится не интересна.
Почти 40 сообщений, а никто по полочкам не объяснил чем опасно для священника если он сможет вступить в брак второй раз при условии, что первый распался не по его инициативе. Вместо этого общие опасения и общие отсылы "раньше не было и сейчас пусть не будет".
Напоминает дискуссию по вопросу безбрачия священства между востоком и западом. Католики стоят на полном безбрачии священства, как многовековой традиции, хотя существенное число католических священников уже дано имеют тайных жен и любовниц. А встречаются случаи и похуже.
Вспомнил шутку (?):
— Как отличить дом православного священника от дома ксенза?
— У православного попа пеленки висят перед домом, а у ксенза на заднем дворе.
Легче всего свалиться в крайность, запретив на всякий случай всё. А потом взять и всё разрешить. И в том и в другом случае будет плохо. Правильно и сложно — сделать правильно, найдя золотую середину. Легализовать то, что не противоречит христианству (например, условное второбрачие попов), но не легализовывать педерастию. Хотя и то и другое это наша реальность, но всё подряд "седлать" не стоит.
А что бы правильно седлать надо хорошо понимать, разбираться и чувствовать тему по сути. Чтобы дать каждому новому современному явлению оценку, применив на соответсвие вневременной сути — можно или нельзя.
Тотальная боязнь перемен может быть вызвана страхом накосячить, а страх вызван просто недостаточным владением предметом. Чтобы править каноны и давать оценки явлениям надо владеть темой. А когда не владешь, то боишься сломать и ничего не трогаешь — возможно не признавая собтвенную безграмотность, прикрываясь "вот при дедах так было, и при прадедах — значит и мы должны". Это всё равно, что ездить на старых дымящих Жигулях которые с каждым разом все хуже заводятся и больше дымят, но разобрать и починить страшно потому что не разбираешься и боишься разобратьи не собрать.
То есть моя мысль в том, что все страхи изменений вызваны безграмотностью или дремучестью. Не обязательно самих церковников, дремучей может быть паства — тогда церковники просто боятся перепугать и расколоть. Как было наскольк я знаю с попыткой перейти на новоюлианский (или грегорианский?) календарь в начале 20-го века, когда коммит пришлось срочно откатывать из-за бурления масс.
А жаль, было бы интересно обновить и актуализировать многое.
Теоретические и психологические основания обновленчества хорошо известны, как и противообновленческие аргументы. Странно желание видеть всё это на старообрядческом ресурсе.
Но при всем консерватизме, ни у кого не наблюдается практики исполнения постановлений Стоглава и даже требований вернуться к ним:
«Аще у попа умрет попадья, и он идет в монастырь, стрижется,- имеет священство свое паки, аще ли же имать пребывати и любити мирския сласти — да не служит. И аще не имать слушати моего писания — будет неблагословен, и те, иже приобщаются с ним» (Стоглав. Гл. 77) — это значит, вдовый священник, не принявший пострига, но продолжающий служение, подлежит извержению из сана.
Сергий 985, я так понимаю из всех вышесказанных Вами слов, что духовная жизнь как дышло — куды повернул, то и вышло. Таков Ваш взгляд: древние делали изменения, значит и современным можно легко и без оглядки законы и каноны вертеть как угодно, а то, что будет множество косяков и разногласий об этом Вы даже не думаете. Что же, это Ваша точка зрения, симпатии и убеждения, на которые Вы имеете полное право.
Однако имейте ввиду, что существуют иные точки зрения, отличающиеся от Вашей, при которой люди считают, не то чтобы каноны древних нельзя менять, а что эти каноны по своей сути правильны. Для них утверждение, что белый священник может быть женат лишь единожды — истина как солнце может светить лишь днем. И также на их взгляд апостольское утверждение, что епископ может быть женат без всякого ущерба для церкви верно только на те времена, когда на Земле живут сами апостолы. В таком случае епископы держат ответ за свои деяния по иерархии перед апостолами. Однако же Христос апостолов не поставлял более. Ему угодно, чтобы ныне епископы ответ держали прямо перед Ним и принадлежали всецело лишь Ему.
А есть еще другая точка зрения, которая состоит в том, что не все глубины Божественного Откровения, доступные в различные периоды древней християнской Церкви перешли на бумагу, а то, что было записано, не все сохранилось. Даже тексты вселенских соборов не все сохранились. Соответственно полноты всех знаний и главное понимания у современного человечества нет, для того, чтобы внести полезные изменения в уставы и каноны Церекви.
Также имеется другой подход (не последний) связанный с практикой, который обращен на пристальное рассмотрения применения в жизни таких изменений/"смягчений" церковных канонов. Например, поп Гапон. Весьма одаренная личность, благодаря чему высоконачалие снисходительно отнеслось к его "затруднительному" семейному положению. В итоге, к концу жизни, как личность Георгий Апполонович глубоко деградировал и нанес огромный вред России, что до сих пор аукается.
В общем, если же все это Вам чуждо, то тогда совершенно непонятно что Вы делаете на старообрядческом сайте. Потому как послабительно-модернисткие взгляды на жизнь Церкви характерны, для протестантов, но никак не для старообрядцев. Может быть, Вам следует туда обратиться и им промыть косточки на предмет отсталости и несовременности? А то они тоже за свою 500-летнюю историю наверняка уже нуждаются в подновлении.
Глеб: "…ни у кого не наблюдается практики исполнения…"
Глеб, постановка задач и их исполнение две разные вещи. В данном случае обсуждается принципиальное ОТНОШЕНИЕ к вопросу многобрачия священства. Не уходите от темы.
> послабительно-модернисткие взгляды на жизнь Церкви характерны, для протестантов,
> но никак не для старообрядцев
Не принижайте творческих способностей старообрядчества. Такого количества согласий мало кто понаделал, с различными взглядами на самые разные вопросы — священство, таинства, брак, одежда, еда и т.п. И это куда более радикальные изменения, чем раздумья о возможности к возврату каких-то уже почти ранее бывших практик, связанных с брачным статусом жречества.
Систематическое нарушение правил в одном приведёт к тому, что исполнение правил будет считаться слабообязательным и в том, что куда более важно поповской женитьбы. И чтобы правила не профанировать возможно их лучше актуализировать.
Как пример дробление на согласия в старообрядчестве неудачно. В той или иной степени оно всеми признается негативным явлением. Этот процесс глубоко дегенеративный и к обсуждаемой теме никакого отношения не имеет.
Вы предлагаете из одной крайности в другую бросится. "Тут староверие, тут никто ничего не трогает даже там где раньше обычно трогали — поэтому идите в протестантизм где можно трогать что угодно и как угодно."
А я настаиваю, что трогать надо, но с оглядкой и выверенно. Возможно что-то потом откатывать назад, домодернизировать, фиксить. Это непросто и местами сложно, но надо. Зато попы жениться смогут и правила будут точнее соблюдаться, не создавая препятствия там где их строить не нужно и где никто уже не понимает зачем они нужны.
Сергий, Вам же готоворят, что это боится затрагивать РПЦ, а Вы предлагаете старообрядцам. Для них все это только насмех.
Хорошая тема получилась, давно так не махались.
…клавишами……:)))))
Пока здесь по поводу второго брака священников "махались", патриарх Варфоломей экзархов на Украину назначил (из США и Канады)на каноническую территорию Московской патриархии — вот и результат недавней встречи двух патриархов! Как только дожмут автокефалию для Украинской Церкви, могут и за старообрядцев взяться — за архиепископию РПсЦ. Так что может встать вопрос об учреждении третьей белокриницкой митрополии — Киевской.
Дождались, вот и сатана теперь управлять начинает церковью, теперь святость гонима будет церковью.
Да, киевский Митрополит для РПСЦ весьма желателен, как и признание Белокриницкой иерархии вселенским патриархом. Тем более, что митр. Амвросий имеет к нему прямоеу отношение.
А кто присвоил титул "Вселенский" патриарху константинопольскому (вскоре ставшему стамбульским), это где у нас прописано, чтобы мы упоминали? Что-то не припомню, чтобы первый по чести Папа Римский себя так именовал. И не пора ли остановиться взрослым мужам убеждать Сергия985 в том, что время сейчас никакое не "особое" (патр.Кирил) и ничего в жизни для верующего человека не изменилось, и обсуждать Соборные решения на этой "площадке" не достойно.
В том-то и дело, что время изменилось, и обстоятельства изменились. И Церковь должна на это реагировать. Но это не означает — прогибаться под мiр.
о.Иоанн! а в чем разница между православными жившими: под монголо-татарами, Петром 1, Николаем 2, большевиками и нынешними постперестроечными? перестали молиться, честно трудиться, бояти ся Бога…? что "изменилось" для христианина?
Разница в том, что они жили в разные времена и в разных социумах. И эти социумы влияли на их сознание, в разные времена в разной степени.
Где христианам удается жить более-менее изолированно от окружающего общества, всё более секулярного, там лучше сохраняется христианское самосознание. Но таких мест с каждым годом все меньше…
то есть, как я понимаю о.Иоанна, для сохранения себя христианином надо уйти из мiра. но тогда, ни в одном росийском городе, нет православных добле сохранивших "христианское самосознание". вы расписываетесь…
Христианином нужно не "сохраняться", а им быть. И это очень трудно в секулярном мiре. А кто думает, что это легко и доступно всем, тот обольщается и других обольщает. Кто-то выбирает путь бегства от "цивилизации", кто-то живет в ней, но оба пути — сегодня непростые.
недавно посетила мысль(!) о различии христиан городских и сельских: течение жизни первых определяют правила придуманные человеками (пятидневка, часы работы метро, обеденный перерыв, закрытие садика и т.д.), вторые, особенно сельские труженики, живут по проявлению Воли Божией — данной на сей день погоде (вёдро — косим, хлеб убираем, ненастье — в хозяйстве порядок наводим, в город по нуждам тащимся…). и ни чем жизнь крестьянина не изменялась от крещения Руси до большевиков, а город все более подчиняет своим условностям жителя — полагаю это определяющим на путях "сохранения христианского самосознания".
Мню, так было всегда. Рим первого века не благочестивее нынешней Ма-а-а-а-асквы, однако, и там люди спасались, да ещё как!
Кому что нравится…. да, и не каждый в деревне сможет выжить, в городе легче….
А "полагаю это определяющим на путях "сохранения христианского самосознания" — попахивает марксизмом….
=Сергий: недавно посетила мысль(!) о различии христиан городских и сельских: течение жизни первых определяют правила придуманные человеками…=
Только теперь Богу угодно, чтобы человеки Его искали и находили в суете городской, чтобы во всей этой урбанистике человек не потерял веру.
P.S. Полагаю, что это отдельная емкая тема и модераторам следовало бы ее выделить в отдельную ветку, для обсуждения, на форуме.
Сергiю. Разумеется, сельская жизнь намного естественнее городской и уже этим ближе к Богу. Если бы не колхозы, клубы и результат этого — повальное пьянство. Или колхозы тоже не повлияли на самосознание?
Константину. Удивило сравнение языческого Рима с "христианской" Москвой. Но ведь была она когда-то христианской! А в нынешней языческой Москве невольно думаешь о катакомбах.
В марксизме бытие определяет сознание. В любой религии сознание определяет бытие. Но это не означает, что бытие не влияет на сознание! Еще как влияет. Особенно в школьном и молодом возрасте. Дальше легче, если остался христианином.
Отче, современная сельская жизнь ненамного естественней городской, и главная её беда в том, что социум один и тот же и не зависит от субъекта. В городе "каждый выбирает по себе" стиль жизни, круг общения и т.д.
Поэтому тема катакомб актуальна и для деревни, только у нас это называются "в леса"
отче, так я же написал "до большевиков". а колхозы-совхозы сделали из крестьянина наемника, свободны "в поте лица твоэго снеси хлебъ твой" единоличники и фермеры. Моя бабушка, когда дед погиб в финскую, осталась одна с 6-ю малолетними детьми и как ни "давил" её председатель, так и не вступила в колхоз и всех подняла.
Сергiю. Ну так не особенно мы друг другу и противоречим (а про большевиков Вы писали 16 сентября). Добавлю лишь, что сподвижники императора Петра Первого — это тоже своего рода "большевики", пытающиеся изменить и извратить русское христианское самосознание. Можно многое сказать и о закрепощении крестьян при Алексее Михайловиче и т. п. Увы, бытие во многом влияет на сознание, хотя и не может его "определять".
Константину. В городе "каждый выбирает по себе", когда сможет сознательно выбирать. Большинство так и умирает, не приходя в сознание. А о детях и молодежи я уже говорил…
отче, опасаюсь вызвать зависть, но у нас в деревне осталось к октябрю только две семьи на расстоянии 300 м друг от друга — дачники съехали. общение между оставшимися 2-3 раза в седмицу о прогнозе погоды. однако, голодный медведь бродит по ночам по дворам, яблоню сломал, его "органика" в 3-х метрах от дома, опасаюсь за хлев…
а "Большинство так и умирает, не приходя в сознание." Константин запишет в свою книжицу.
Ведмедя кормить же надо! См. агиографию….. , тем и ся спасешь и скотину….:))))
"Не приходя в сознание" обычно на работу ходят (старый анекдот про Брежнева), в книжечку не пойдёт….
Я не согласна.К сожалению, женатые батюшки не монахам чета-и жена, и дети, и заботы о семействе, и паства не всегда в приоритете.Если еще такие будут епископами становиться-очень плохо будет!