В студии-мастерской Музея-заповедника «Абрамцево» проходит выставка «Михаил Врубель. Живопись, графика, керамика. Из собрания Музея-заповедника „Абрамцево“». Основа представленной экспозиции — коллекция Саввы Мамонтова, а также работы Врубеля, собранные музеем Абрамцево в годы после смерти художника.
Представлены эскизы к произведениям монументального характера (росписям Владимирского собора в Киеве), портреты участников Абрамцевского художественного кружка и выполненные художником во время поездок с С. И. Мамонтовым по Италии, эскизы к оформлению особняка А. В. Морозова, эскизы костюмов и декораций к спектаклям Русской Частной оперы и другие. Наиболее яркую часть экспозиции составляют керамические изделия, выполненные в Абрамцевской гончарной мастерской. Представлены наиболее известные вещи М. А. Врубеля — в частности, керамическая сюита «Снегурочка», «Египтянка», декоративные вазы, а также изразцы для печей.
Савва Иванович Мамонтов был очень интересным человеком. Помимо торговой и промышленной жилки, он обладал незаурядным вкусом и творческой одаренностью. Это позволило ему привлечь и создать в своей подмосковной усадьбе артистическое и творческое содружество целой плеяды знаменитых российских художников: Репина, Поленова, Васнецова, Коровина, Серова и, конечно же, Врубеля.
В «абрамцевском», или как его еще называли, «мамонтовском» художественном содружестве активно занимались живописью, ставили и оформляли домашние спектакли с участием знаменитых русских актеров, создавали архитектурные проекты. Для художников здесь были специально оборудованные кустарные мастерские. И все здесь было напоено духом творчества и созидания.
Михаил Врубель в 1889 году присоединился к «мамонтовскому» художественному содружеству. В тот период своей творческой деятельности Врубель был увлечен поиском новых путей развития русского искусства, и ему был созвучен тезис Мамонтова о том, что «нужно приучать глаз народа к красивому: на вокзалах, в храмах, на улицах». Так же, как и остальные «абрамцевские» художники, Врубель считал, что искусство нельзя делить на высшее и низшее.
Именно в абрамцевской керамической мастерской Врубель создавал свою майолику, которая представлена на нынешней выставке. Художник пытался возродить художественные кустарные промыслы — переосмыслив и дополнив утилитарность предметов красотой и поэтической сущностью. Недаром негласным творческим девизом в Абрамцево была мысль художников содружества о «красоте пользы и пользе красоты».
Комментариев пока нет