23 января в рамках XXV международных Рождественских чтений в Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова прошла конференция секции иконописи под названием «Возрождение образа: итоги столетия, 1917–2017». Организаторами конференции выступили Патриарший Совет по культуре, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Межвузовский иконописный совет, Свято-Тихоновский Православный гуманитарный университет и Православный гуманитарный институт «Со-действие».
В конференции приняли участие научные сотрудники и преподаватели факультета церковных художеств ПСТГУ, Иконописной школы при МДАиС, РАЖВиЗ, Коломенской духовной семинарии, Православного гуманитарного института «Со-действие», Иконописной школы имени прп. Алипия Печерского, Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусской Православной Церкви.
Основная часть докладов конференции была посвящена осмыслению влияния 70-летнего богоборческого (и, как следствие, иконоборческого) периода в новейшей истории России на состояние церковного искусства, а также на те проблемы, которые стоят перед современным иконописанием, главная из которых заключается в необходимости передачи иконописцем духовной содержательности и литургичности образа.
Открывая конференцию, протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, сформулировал основную проблему современного религиозного искусства как проблему его правдивости, т. е. истинности того религиозного опыта, который художник передает через свои произведения их созерцателю. По мысли о. Александра, без углубления в традиционный религиозный опыт художник рискует уклониться в наивное восприятие образа, мистицизм, раствориться в т. н. «общечеловеческом духовном опыте» или ограничить свое видение лишь общей эстетикой. Иконописец должен помнить, что истинное церковное искусство литургично и является плодом соборности Церкви, а не способом личного самовыражения.
Трагичным последствиям отрыва от этого традиционного религиозного опыта и судьбам русской иконы в XX в. был посвящен доклад протоиерея Николая Чернышева — доцента кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ, клирика Никольского храма на Маросейке.
Актуальная для современного иконописания проблема отношения к новым формам прозвучала в докладе «Традиции и новаторство в современной иконе» ведущего преподавателя Иконописной школы при МДАиС А. Н. Солдатова.
Н. В. Бицадзе — кандидат исторических наук, доцент РАЖВиЗ Ильи Глазунова, в своем докладе «Иконография Николая II как отражение проблем современного религиозного искусства» рассмотрела активно развивающееся в настоящее время народное внецерковное иконотворчество, посвященное последнему русскому императору, как яркий пример злоупотребления художником своей свободой.
Тему соотношения свободы художника и следования церковному канону, а также важности верного духовного устроения художника-иконописца продолжил в своем докладе «Жертва Авеля и жертва Каина. Проблемы современной иконописи» протоиерей Виталий Шумилов — руководитель иконописной школы имени прп. Алипия, настоятель Смоленского храма г. Дубны.
Т. А. Опарина — профессор, декан факультета искусствоведения РАЖВиЗ Ильи Глазунова, представила доклад на тему «Антииконоборческая полемика в России XVI–XVII вв.».
Иконописи Русского Зарубежья, в частности, наследию художников т. н. Парижской школы и его значимости для современных иконописцев, был посвящен доклад «Русская икона в эмиграции» И. К. Языковой — заведующей кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института апостола Андрея Первозванного, преподавателя Коломенской духовной семинарии.
Об опасностях современного католического богословия и вызовах экуменизма, проникших в область церковного искусства, в своих докладах высказались Е. Д. Шеко — доцент факультета церковных художеств ПСТГУ (тема — «Развитие церковного искусства в свете перспектив христианского единства») и А. Л. Яхнин — член Московского союза художников, член Международной федерации художников (тема «О католических началах экуменизма»).
Проблема стилизации и жизни канона в современном церковном искусстве была освещена в докладе А. В. Старцева — художника-реставратора, доцента кафедры реставрации темперной живописи РАЖВиЗ Ильи Глазунова.
Завершил конференцию доклад «Иконостас — проблемы интерпретации» М. В. Нецветаевой — председателя Синодального отдела по церковному искусству, архитектуре и реставрации Белорусской Православной Церкви, заведующей сектором искусствоведов-экспертов Министерства культуры Республики Беларусь.
Программа конференции оказалась весьма насыщенной как по масштабности, так и по разнообразию тем докладов. В зале РАЖВиЗ, в котором проходила конференция, была представлена выставка икон и лицевого шитья, выполненных студентами учебных заведений, участвовавших в конференции.
Комментариев пока нет