125 лет со дня смерти изобретателя-металлурга Василия Степановича Пятова

Василий Степанович Пятов (1823-24.02.1892 гг.) родился в семье рабочего, работал на Златоустовской оружейной фабрике. В конце 1830-х годов переехал в Санкт-Петербург, где поступил учеником к часовому мастеру. Известно, что сконструированные им часы были приобретены в коллекцию Эрмитажа. Позже Василий Степанович поступил на работу в лабораторию принявшего российское подданство ученого Бориса Семеновича Якоби, став у него «первым рабочим» при опытах. Пятов писал:

«...Это время было для меня истинным академическим озарением, которое создает небеспоследственного человека. Это было то полное счастье мое, которым я вправе гордиться…»

В 1855 году В.С. Пятов получил должность главного механика на Холуницких железоделательных и чугунолитейных заводах в Вятской губернии. После прибытия на заводы изобретатель приступил к реконструкции главного Холуницкого завода — устроил слесарную мастерскую, начал строительство двухэтажного «механического заведения». Весной 1856 года по его проекту была построена газосварочная печь «для тяжелого кубового железа» (котельного железа толщиной 1–1,5 дюйма), после пуска которой «железо вышло против обыкновенного мягче, что дознано практически при прокате оного». В 1857 году он был назначен управляющим заводами.

В.С. Пятов при производстве броневых плит

В новом качестве Василий Степанович много времени уделял устройству различных прокатных станов, произведя расчеты и сделав калибровку валов для стана, прокатывающего круглое, квадратное и брусковое железо и проволоку. В те же годы было сделано его основное изобретение, описываемое как «высокопроизводительный способ производства броневых плит прокаткой с химико-термическим упрочнением их поверхности». Суть нового способа заключалась в отказе от сварки броневого листа под ударами молота, когда из отдельных тонких листов последовательно сваривались 2 листа в один пакет, затем — 2 пакета вместе и так далее, что требовало множества нагревов. Изобретатель предложил вырабатывать броню на созданной им листо-катальной машине, имевшей тяжеловесные верхние валки, оснащенные подъемным приспособлением. И нижние и верхние валки нового стана были приводными.

В.С. Пятов за работой

Подогрев листов был ускорен принудительной подачей горячего воздуха для горения от вентилятора, приводимого в действие водяным колесом. Количество нагревов была сокращено до 3–4, выгорание металла значительно снижено, время работы уменьшено до трех дней с двух недель, вдесятеро сокращен расход топлива. Качество плит оказалось выше, появилась возможность изготовления плит значительно больших размеров. На стане была получена броня толщиной 4,5 дюйма (114 миллиметров). По заявке от июня 1859 года 3 ноября 1860 года В.С. Пятовым была получена пятилетняя привилегия на способ изготовления тяжеловесного железа прокаткой с описанием конструкции листо-катальной машины. Описание привилегии было опубликовано в журнале «Промышленность» в № 1 за 1861 год и сопровождалось чертежами прокатного стана и газосварочных печей.

C. Быданова «В.С. Пятов и его листо-катальная машина»

В 1860–1863 годах В.С. Пятов пытался получить разрешение на внедрение метода на казенных заводах. Изобретение металлурга, появившееся в пору возникновения броненосного судостроения, могло принести огромную пользу русскому флоту. Однако то, что волновало скромного изобретателя, было безразлично высокопоставленным чинам Морского ученого комитета. Комитет доверил рассмотрение проекта английскому промышленнику Брауну, который в то время занимался поставкой британской брони для российского флота. Вердикт комитета звучал так: «Оставить дело без последствий».

В 1862 году в Англии Браун взял привилегию на «свое» изобретение способа производства корабельной брони путем прокатки. Английская технология оказалась идентична с той, которую предложил В.С. Пятов. Теперь уже военно-морское ведомство и горный департамент, ведавший в России металлургическими делами, проявили огромный интерес к тому самому изобретению, на которое еще недавно они смотрели как на не заслуживающее внимания. Чтобы ознакомиться с передовым зарубежным опытом, в Англию была срочно командирована группа инженеров, и те дали новой технологии высокую оценку. Вскоре фирма Брауна получила дополнительные заказы на броню для русского флота, а русской казне пришлось отсчитывать английскому промышленнику и дельцу очередные миллионы рублей.

«С ужасом узнал я, — писал изобретатель, — что в Англии, на заводе «Браун и Ко» проект мой выполнен… Так гибельно для меня и для моего отечества кончилось дело».

В конце 1862 года морское ведомство решило соорудить на Ижорском заводе бронепрокатный цех. Проект цеха был закуплен у англичан. Спустя четыре года цех, работавший по «способу Брауна», дал первые броневые плиты. Так печально закончилась история одного изобретения, которым вправе была бы гордиться русская инженерная мысль.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля