В Усолье открылась выставка деревянных мини-скульптур и резной иконы

В Палатах Строгановых начал работу большой выставочный проект из частной коллекции протоиерея Владислава Провоторова (с. Павловская Слобода): «Резная икона. Аскетический вызов преп. Нила Столобенского как парадигма религиозной культуры» и «Движения души. Рисованные листы русских старообрядцев XIX века». Проект дополнен коллекцией работ петербургского скульптора Бориса Сергеева «Страшный суд», выполненной в технике «резной иконы».

Деревянные скульптуры

Куратор выставки, историк-религиовед (г. Москва) Роман Багдасаров рассказал об экспозиции:

«Резные иконы преподобного Нила Столобенского (кон. XV — 1554) являются самым распространенным изображением конкретного монаха-подвижника в русской традиционной культуре. В то же время это обобщенный идеал христианина, ведь в православии именно монах, полностью посвятивший себя Богу, считался образцом для подражания. Элементы монашеской аскезы (вычитывание часов, псалтири, суровые посты, говения) охотно перенимались мирянами.

Многие стремились поступить в послушники, однако это было не так легко, особенно для женщин. Даже будучи лично свободными, люди имели обязательства перед своим родом, сословным, профессиональным сообществом. Процесс оставления мира мог затянуться на долгие годы.

Кому-то удавалось осуществить свой благочестивый замысел, кто-то так и заканчивал свои дни в миру. Среди русских князей была распространена традиция пострижения в схиму непосредственно перед смертью.

Каждый паломник, посетивший Нило-Столобенскую пустынь, основанную преподобным на озере Селигер, считал своим долгом увезти фигурку святого домой. Затем резной образ сопровождал его владельца на жизненном пути. 

Преподобный Нил изображен созерцающим Христа в себе. Он олицетворяет монашеское делание. Конечная цель рисовалась как создание вечной обители через очищение души и трансформацию тела. Хотя инок должен прилагать максимум усилий для победы над грехом, ее обеспечивало лишь освобождение, ниспосланное свыше.

Занятый самоистязанием, пребывая в непрестанной молитве, которую не в силах прервать ни сон, ни смерть, инок превращает себя в живой храм, где совершается жертва, укрытая от посторонних взоров, и лишь символически проявляемая орудиями Страстей Христовых на схимническом одеянии.

Пластически каждая из деревянных скульптур отображает состояние напряжения. Его конфигурация зависит от параметров фигуры, их соотношения с углом наклона головы, формой и длиной бороды, расстоянием от крюков до пояса. Напряжение производит впечатление концентрации силы, внимания, внутренней погруженности или внешнего отрешения».

Выставочный проект работает по адресу: Пермский край, г. Усолье, Спасская ул., 36.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля