I. Алатырь — древний город
Место, где он расположен на слиянии двух рек, некогда полноводных и богатых рыбой и дичью, Сурой и Алатырем, упоминается в летописях, датированных XII веком. Это мордовское поселение со специфическим названием из двух слов Сянглей (что означает – приток реки). Сегодня это название одного из районов города, — Сандулеи.
Своё же развитие город получил во времена знаменитого похода царя Иоанна Васильевича IV (Грозного) на Казань.
Основан город в дораскольные времена, в 1552 году. Православие крепло на Алатырской земле, до никоновского раскола действовали два монастыря: Свято-Троицкий мужской монастырь и Киево-Никольский Новодевичий монастырь, три церкви: Усекновения главы Иоанна Предотечи, Рожества Пресвятой Богородицы, Николо-Знаменская. Город-воин, город-купец, город-пахарь процветал волею Господней. После раскола старообрядчество было многочисленным как в самом Алатыре, так и в округе. Согласно историческим сведениям, датируемым концом XIX века (1897), старообрядцев в Алатырском уезде насчитывалось 3703 души мужского пола и 4176 душ женского пола, всего 7879.
В нынешкее время расцвета господствующей церкви, возрождения храмов, монастырей, во всём их величии и великолепии златоглавых и пышных храмов, наши моленные на квартирах, с обнищалыми и одряхлевшими молящимися, неконкурентно выглядят для нашей молодёжи, и мы неустанно теряем своих верующих братьев и сестер.
Кто-то не сможет преодолеть наших строгих правил и смиряется с тем, что он не готов внутренне, для таких духовных подвигов, а кто-то уходит в никонианство, чего проще, ведь никониане принимают старообрядцев без крещения одним только помазанием. Вот и губят свои души. И этот грех лежит на всех нас, на всех, кто видел мятущегося брата своего и не протянул ему руку помощи, может, даже и не отверг, но просто равнодушно взирал. Жизнь – это дорога со множеством препятствий и преград, и редко кому эта дорога выпадает в его судьбе по жизни гладкой да накатанной, но в большинстве своём, в нынешнем жестоком, несправедливом и развращённом мире достаётся такая непроходимая да непролазная дорога, что многие не совладают с ней, и падают, и не встанут сами, то есть погибнут без чьей-либо помощи и телом и душой.
Вот здесь-то и есть обязанность каждого из нас не смотреть на это равнодушно, а поспешить на помощь, именно поспешить, иначе может быть поздно, и протянуть руку помощи, чтобы человек поднялся, и постараться вывести его на твёрдую дорогу и дать ему возможность уже самому двигаться дальше правильной дорогой жизни, и если он это осилит – значит Слава Тебе, Господи, он спасётся. А если нет… Ну, значит так и быть тому, Господь ему судья, значит не смог человек совладать с собой и пал душой и телом.
Это я к тому, что ещё недавно три десятка лет назад в Алатыре молящихся старообрядцев Древлеправославной Поморской Церкви было более ста человек. Это в несколько раз больше нашей численности на сегодня. Но радость в душе оттого, что и сейчас нас немало и мы уверены в возрождении нашей Веры, мы полны надежд в это. И нам поможет Бог. И с Божьей Помощью мы донесём до всех людей правду о старообрядчестве в целом и на земле Алатырской. И уверенность наша подкреплена делами.
Первым, кто нашей общине пришел на помощь, – настоятель Ульяновской общины Павел Васильевич Аринин, который организовал нас на открытие моленного дома. Павел Васильевич помогает нам во всех наших делах и вопросах, исповедует нас, привозит иконы, книги, литературу. Он обучает нас правильно вести службу, этот редкий человек – носитель старообрядческого Православия. Вселяет уверенность и тот факт, как дружно все мы, прихожане, участвовали в ремонте молельного дома бескорыстно и вносили посильную лепту в приобретении ремонтно-строительных материалов.
Но самая трепетная благодарность нашей бывшей уставщице Марии Ивановне Стефаровой, благодаря которой наша община не исчезла. Это она, будучи инвалидом и совсем немолодой женщиной, терпеливо вела общину, не давая ей исчезнуть. Да хранит её Господь!
II. В Алатыре открыт молельный дом
Освящение и благословение молельного дома Алатырской общины Древлеправославной Поморской Церкви состоялось на день Покрова Пресвятыя Госпожи Богородицы 14 октября 2010 года.
Здание дома не является собственностью общины, но старообрядцы надеются выкупить его со временем, и если не получится, то какое-то другое здание, чтобы иметь свой собственный храм – Божий дом. Присутствовало тридцать человек молящихся, что уже вселило радость и надежду на возрождение Святой Веры в душах верующих. На этот святой праздник освящения молельного дома 13 октября приехал из Ульяновска (Симбирска) настоятель Ульяновской старообрядческой общины Аринин Павел Васильевич с прихожанкой Александрой Павловной. Они провели 13 октября вечернюю службу в молельном доме, провели душеспасительную беседу с прихожанами, ответили на все волнующие верующих вопросы. Поделились опытом ведения Богослужения, а также ведению хозяйственных дел и финансовых вопросов Алатырской общины. Визит был своевременен и очень полезным во всех отношениях.
14 октября в восемь часов утра началось богослужение и освящение молельного дома. В присутствии всех молящихся прошло благословление в уставщицы Марии Ивановны Пархоменко, сменившей Марию Ивановну Стефарову, которая оставила свое многолетнее служение в общине по причине преклонного возраста и слабого здоровья.
Этот памятный день навсегда останется в сердцах старообрядцев города Алатыря. Мы обрели уверенность в возрождении нашей многострадальной Православной Единой Соборной Апостольской Церкви и приложим все силы, чтобы наши душевные порывы и все наши устремления достигли цели поставленных задач, и староверие на Алатырской земле возродится, окрепнет и заликуют наши сердца и души прежде отшедших отцов и братьев наших во Славу Господа. И вашу братнюю посильную помощь мы не отвергнем во всяких делах. Да пребудет со всеми нами Господь!
Прихожанин Алатырской старообрядческой общины
Иван Денисович Малясов
Источник: Сайт "Староверы в Чувашии"
Комментариев пока нет