Дом-памятник, под которым спрятаны моленные старообрядцев, реконструируют, чтобы не развалился

Один из известнейших памятников Екатеринбурга XIX века федерального значения — усадьбу Харитонова–Расторгуева, которую многие встречали на открытках и панорамах свердловской столицы, имеющую прямое отношение к истории уральского старообрядчества, — в ближайшее время ждет глобальная реконструкция. Еще на исходе лета стало известно, что «усадьба имени двух купцов» будет капитально отремонтирована за счет регионального бюджета, чтобы сохранить нынешний внешний вид, который, кстати, практически близок к своему первоначальному.

Состояние памятника архитектуры, если не присматриваться, кажется близким к идеальному: внешне все выглядит практически идеально, а если не подходить близко, то на фасаде или отдельных элементах сооружения и вовсе недостатков не найти. Но их легко найти при ближайшем рассмотрении, особенно той части, которая выходит к Харитоновскому парку, «овеянному» множеством легенд, связанных со временем жизни Льва Ивановича Расторгуева. Он, как тайный старообрядец, практически весь сад испещрил подземными ходами. Якобы сделано это было неслучайно: как человек крайне «непопулярных» тогда старообрядческих взглядов он, вероятно, опасался за свою купеческую жизнь и потом подготовил «запасные выходы» из ставшего родным дома.

Примечательно, что, нуждаясь в своих молельных уголках, он неплохо обустроил подземную территорию — создал здесь несколько молельных комнат, не уступавших по своему наполнению для совершения религиозных треб некоторым церквам, и часто приглашал совершать богослужения старообрядческих священников.

Долгое время легенды так и оставались легендами, пока в 1924 в парке перед входом в усадьбу не случился провал в земле, который открыл тоннель, а в начале 1960 годов, при очистке пруда, около которого так любят отдыхать екатеринбуржцы, взору жителей открылось отверстие с ходом, ведущим куда-то вниз. После этого о ходах и моленных под усадьбой стали говорить небезосновательно…

Но если подземные ходы в перспективе, возможно, еще предстоит изучать, то за памятником, который в советские годы был отдан под Дом пионеров, а нынче здесь под официальным названием «Дворец детского и юношеского творчества» также занимаются дети в многочисленных кружках и секциях, пристально следить стали в 1990 годы, понимая, как он значим и как важен для столицы Среднего Урала.

Не случайно этот объект был в числе тех, которые подлежали реконструкции к саммиту Шанхайской организации сотрудничества, который проходил в Екатеринбурге в 2009 году. В 2016 году принято решение тщательно отремонтировать усадьбу с внутренней стороны — здесь не просто стала облетать штукатурка, а появилась угроза целостности самого здания, пришли в негодность колонны, стали вызывать сомнения в прочности и сами несущие конструкции.

И не случайно в Агентстве по управлению и использованию памятников истории и культуры Свердловской области подчеркивают, что запланированные работы по модернизации памятника будут носить противоаварийный характер. Правда, сумма, выделенная бюджетом на реконструкцию, выглядит чрезвычайно ничтожной — всего 650 тысяч рублей. При этом известно, что по итогам технического обследования усадьбы износ конструкций ее зданий в среднем составляет 50 процентов. На работы по реконструкции отведено два месяца после завершения всех необходимых аукционных процедур.

Добавим лишь, что к старообрядцам это здание сейчас не имеет никакого отношения. Более того, многие верующие «по-старому» с трудом расскажут, а большинство и вовсе разведет руками, если спросить о том, кто был владельцем особняка и рядом стоящих бытовых строений. Тогда как и Лев Иванович Расторгуев, приобретший здание у одной из купеческих вдов, и его зять П. Харитонов были тайными и крайне ревностными старообрядцами, кстати, весьма состоятельными, поскольку быть хозяевами такого имения было по плечу только по-настоящему богатым людям, пронесшими свою веру через всю жизнь. А напоминанием о них и их жизнях и остается это здание, которое было заложено в 1794 году и окончательно завершено только через тридцать лет…

…Сюда не стыдно привести гостей — староверов, приехавших на Урал, поскольку этот объект культурного наследия является одним из достойных для созерцания зданий, о нём можно рассказывать и его вместе с примыкающим к нему парком можно показывать интересующимся гостям бесконечно долго.

Фото автора

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля