«По пути» сюда не придешь. «Случайно» мимо не пройдешь. И всякий, кто попадает в это место, идет или сознательно, «к Макарию», или к одной из ближайших туристических точек — Кырманским скалам. Чтобы попасть сюда зимой от станции Сагра или Аять — это в глубине лесов Свердловской области, — надо преодолеть километров десять. Летом, конечно же, и сложнее, и дольше. Поэтому староверы здесь не бывают, и мало кто знает об этих могилах, расположенных около бывшего иноческого скита, от которого в наши дни ничего уже не осталось…
По преданию, в XIX веке здесь, в нынешнем урочище Макария, жило несколько отшельников. То, что это были старообрядцы, сомнений практически не вызывает, а о том, что некий «раскольнический» инок Макарий организовал здесь небольшой скит, имеется подтверждение в книге А. Топоркова «О Васильево-Шайтанском заводе», которая была издана в 1892 году в Перми. В этом месте с трудом, но угадывается могильный холм, у которого растет ель. Под ней пара крестов на староверский манер. На одном из них можно прочесть вполне отчетливо: «Здесь погребен прах … инока Макария». Второй крест совсем потемнел от времени и, возможно, через пару лет исчезнет, если кто-то его заботливо не подновит.
А в книге рассказывается, что в конце 1824 года вблизи Шайтанского завода, ныне это район Первоуральска, был устроен раскольнический скит. О существовании его 29 мая 1835 года Шайтанской конторе сообщили «бдительные» заводчане, которые, вероятно, нашли строения в лесу.
«Двое (…) донесли Шайтанской конторе, что они 28 мая, проезжая по Шайтанской лесной даче, в расстоянии от завода более 25 верст, нечаянно наехали на построенный в глуши самого леса дом, похожий на отшельническую келью, в которой жительствующих никого не было. Удалившись от этой кельи на незначительное расстояние, опять наехали на таковые же два домика, находившиеся поблизости один от другого, и тоже в глуши выстроенные, близ речки Полуденной — Черной, и в этих кельях жильцов не было. В нескольких же сажениях от домиков усмотрено ими два небольших бугра, похожих на могильные и подле них, как видно, только что приготовленная могила, закрытая сверху драньем; при всех трех могилах поставлены деревянные кресты; в два из них врезано по одной небольшой медной иконе. На среднем кресте была такая надпись: «погребено в сем месте тело раба Божия Макария Чумакова, представившегося от сего света в вечное блаженство в 1827 году, в апреле месяце, в 12 числе. Жития его было 62 года. На вышке одной кельи найдена новая пустая колода (гроб). Внутри кельи хотя жительствующих не было, но видны все домашние припасы, глиняные горшки и прочее, показывающее, что они были не без употребления; в сенях стоял мучной ларь. На полке, или божнице этой же кельи найдены кусочки ладану и воску и медная небольшая икона».
Известно, что до своего иночества Макарий имел семью: «жена, дети и все родственники состоят издревле в расколе». При этом сын Макария Савин при допросе сообщил, что эти скиты действительно были возведены здесь в начале 1825 года Макарием Чумаковым и Гавриилом Зубковым.
— Пустопорожная могила вырыта была родителю моему, — цитируются в книге слова Савина. — Но по твердости земли осталась оная не зарытою, и вырыта подле оной другая, в которую положено тело моего отца.
Как сообщается в книге, заводский исправник, которому было донесено о данном факте, выезжал в скиты «с Машаровым» и не постеснялся отрыть могилы. В одной из них, как выяснилось, «приметно покоится тело мужского пола, во второй найдены одни только кости». Справедливости ради надо сказать, что нарушенные могилы не были разорены окончательно — хватило представителям власти ума зарыть останки покойных староверов землей и оставить в прежнем виде. А вот кельи отшельников, построенные без согласования с заводским управлением, были сожжены. «После этого скиты вблизи Шайтанского завода уже не возобновлялись», — говорится в книге.
— Бесспорно, что-то значимое за этими крестами есть, — уверен заслуженный путешественник России Леонид Букрин, часто бывающий в этих краях во время своих многокилометровых лыжных переходов. — И вряд ли кто-то случайно пришел и обновил распятие. Это место не «проходное», и если кто-то сюда пришел, значит, знает о нем, значит, специально несли сюда крест…
Известно, что сейчас за местом упокоения инока и его сподвижника кто-то следит. По всей вероятности, это старообрядцы часовенного толка — благо, они еще не истощились на Среднем Урале и продолжают традиции предков: следят за святыми местами даже при их труднодоступности, посещают могилы иноков на Веселых горах. И это достойный повод задуматься об их отношении к памяти. К сожалению, современные «белокриницкие» в такие места официально, организованно и массово не ходят, впрочем, и среди них есть те, кому интересна собственная история…
Фото Валентины Букриной
Комментариев пока нет