В XIX веке модницы на Южном Урале одевались по моделям из журналов, а народный уральский костюм отличался яркими кислотными цветами.
Об этом на стрим-шоу «Поутру» рассказала Евгения Ядрышникова, народный мастер-ремесленник Челябинской области по традиционному костюму, специалист Центра традиционной культуры Южного Урала.
Евгения пришла на программу в праздничном костюмном комплексе жительницы горных заводов, которые существовали, например, в Златоусте и Юрюзани. Эти костюмы восстанавливались по различным этнографическим источникам, по фондам музеев, фотографиям, рисункам художников XIX века.
— Урал — смешанная территория по этапам заселения. Многие считают, что нет костюма, который сформировался бы только здесь. Однако существуют чисто уральские «фишки». Крой круглого сарафана бытовал со второй половины 18 века. Уральское прочтение костюма — характерные цветовые и отделочные решения, материал. Крой к нам пришел из центральной России еще в начале 19 века, но он ассимилировался, трансформировался, к концу XIX века можно говорить об уральском варианте. У нас был богатый район, где можно было покупать фабричные ткани — шелка, сатины, хорошие тонкие шерсти. В конце 19 века появились фабричные красители — розовый, голубой, фиолетовый — они стали наиболее популярными у модников, — рассказывает Евгения.
Костюмы украшались богатой вышивкой. Девушки выписывали журналы, которые издавались для горожанок. Однако и крестьяне ездили на ярмарки, где покупали журналы и затем делали свою адаптацию городских костюмов. В конце 19 века пришла мода на юбки с кофтами — отрезную одежду. Крестьянки шили кофточки, характерные для горожанок, по модным журналам. Костюмы могли заказать в ателье, например, в Юрюзани было несколько скитов, где шили косоклинные сарафаны. Были популярны промысловые пояса. Их ткали не сами для себя, а в артелях примерно на 10 человек. Фартуки тоже считались промысловыми. Изделия с ручной вышивкой можно было купить на ярмарке.
Евгения Ядрышникова отметила, что не осталось носителей культуры, которые бы могли объяснить, какой элемент костюма или символ на вышивке что означает. Существует много современных трактовок, однако достоверной нельзя назвать ни одну из них.
— Каждый человек, который надевал одежду, вкладывал свой смысл в ее элементы и манеру ношения. Наша область многонациональная, многоконфессиональная. У старообрядцев было обязательным условием наличие внутреннего подкладка на рукавах, это якобы оберегает от злых сил. Считали, что нужна подкладка на всех местах, где может быть пришита. В другой среде считали, что она банально защищает от грязи, истирания вышивки и подола. В одежде всегда прослеживается связь духовного и бытового, — объясняет специалист.
Евгения Ядрышникова отметила, что элементы старинного костюма нередко стараются вписать в современную моду. Например, в последних коллекциях «Дольче и Габбана» представлено большое количество фартуков, как поясных, так и с грудками. Они хорошо сочетаются с брюками и платьями. Некоторые девушки носят кофточки с народной вышивкой, сочетая их с джинсами. Верхняя одежда тех времен смотрится очень современно. Пальто были разного кроя — как приталенные, так и свободные, армяковидные. Сейчас так выглядят пуховики с запахом.
— В современных магазинах много вещей, которые перекликаются с традиционными. Возвращение на русскую моду происходит волнообразно. Она появилась еще при Екатерине II. На ее балы приходили в костюмах допетровской эпохи. В конце 19 века опять появилась мода на русское платье. Женские костюмы богато орнаментировали вышивкой, кружевом, а сами платья сажались на традиционный корсет или турнюр, — объясняет мастерица.
Источник: polit74.ru
Комментариев пока нет