Самарская старообрядческая поморская община продолжает работу над крупномасштабным и уникальным проектом по созданию нового иконостаса, представляющего собой полный месяцеслов, в который войдут иконы с изображением святых и праздников на каждый день года, а также иконы триодного периода. Всего предполагается написать около 400 образов.
Идея написать иконы для полного месяцеслова, в который войдут изображения святых и праздников на каждый день календарного года, появилась в общине в 2013 году. Председатель Совета общины Павел Владимирович Половинкин отметил:
Мысль о таком проекте возникла, когда во время то одной, то другой службы празднику или полиелеосному святому в Храме не было иконы соответствующей данному дню.
Особенность проекта в том, что в месяцеслов добавлены святые из Поморского устава и святые, прославленные до раскола Русской Церкви, но не вошедшие в печатные дониконовские святцы (по календарю 1914 года, под редакцией Т.А. Худошина и В.З. Яксанова).
Благословение на масштабную и уникальную работу получили известные в староверческой среде иконописцы-поморцы — наставник Йошкар-Олинской общины Сергий Иванцов и председатель Саратовской общины Виктор Попов. В 2014 году к исполнению заказов был приглашен Антоний Ларионов — причетник Невской общины Санкт-Петербурга.
Иконы на каждый день года — проект уникальный и вполне соответствующий традициям. В музеях сохранились древнерусские «полотенца» (теперь их называют «таблетками») — двухсторонние иконы, написанные на залевкашенном холсте, без доски. Такие иконы занимают мало места и на них изображены все праздники и особо почитаемые святые. А к примеру, в соборе сербского монастыря Высокие Дечаны, который расписан фресками к 1350 году, можно увидеть около тысячи изображений отдельных святых и все основные сюжеты Нового Завета. В некоторых общинах существуют и так называемые минейные иконы, где на одной доске изображены праздники и святые, почитаемые в определенный месяц.
Работа по написанию икон очень трудоемкая, кропотливая и ответственная.
Отдельным иконописцам, — говорит Сергий Иванцов, — такую работу осилить сложно в короткие сроки. Вот если бы, как в былые времена, создать артель иконописцев. Тем самым решатся проблемы по созданию традиционных иконостасов и в других наших храмах.
Традиция делать пожертвования как на строительство храмов, украшение иконостасов, так и на написание икон от частного лица, семейства или общин существует издревле. Так, в храме Московской поморской общины имеются образа Спасителя и Божией Матери Страстной, написанные в XVI веке, «усердием царицы Анастасии, супруги Иоанна Грознаго». В Ульяновской общине до кражи находилось запрестольное Распятие, написанное по заказу Московской общины для молитвенного дома г. Алатыря. В Самарской общине имеется икона «Господь Вседержитель» с избранными святыми на полях (св. Иерофен, мц. Клавдия, мц. Дария и Ангел Хранитель). Интересна эта икона «вкладной надписью» на обороте:
Сию святую икону и киот пожертвовал Иерофей Никифорович Петров житель Павловского Пасада Московской губернии старообрядческому безпоповскому бракоприемлющему обществу села Воскресенка Самарской губернии в молитвенный общественный дом в 1900 году марта месяца в 4 день.
Также имеется икона «Рожества Богородицы», с избранными святыми на полях (прп. Георгий, св. Иоанн Златоуст, мч. Иоанн, св. Анна пророчица, мц. Раиса, равноап. Нина). Эта икона, довольно большого размера (71×62 см), ранее находилась в моленной с. Подъем-Михайловка Самарской губернии, для которой и была заказана семейством, имена членов которого указаны в изображениях небесных покровителей на полях.
Все иконы Самарского месяцеслова изготавливаются в стиле XVII века, имеют один размер 36х29 см, два ковчега, пишутся на одинаковом темно-зеленом фоне. На верхнем поле славянской вязью пишется дата, на нижнем — запись по святцам. На обороте каждой иконы находится вкладная запись: «Сия святая икона написана (дата) иконописцем (имя и фамилия) для храма Самарской Поморской общины от имени и на пожертвование (имя, фамилия, город)».
Основную часть затрат берет на себя Самарская поморская община, однако еще в стадии разработки этого проекта некоторые христиане из разных городов изъявили желание сделать пожертвование на написание определенных образов от своего имени. После чего у руководства общины появилась мысль пригласить к данному богоугодному делу христолюбивую братию — староверов поморцев из Самары и других местностей — последовать славной традиции наших предков и сделать пожертвование на написание икон (праздничной или со святыми) на тот или иной день года. Именные пожертвования на написание конкретного образа поступают не только из Самары и Самарской области, но и Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Казани, Уфы, Саратова, Кузнецка, Тамбова, Лондона (Великобритания), Розвелла (США).
Самарская поморская община призывает всю христолюбивую братию последовать славной традиции наших предков и сделать пожертвование на написание икон (праздничной или со святыми) на тот или иной день года. Все вопросы по заказу и размеру пожертвований на иконы обговариваются с председателем Совета Самарской поморской общины Половинкиным Павлом Владимировичем.
Адрес Самарской поморской общины: г. Самара, ул. Льва Толстого, 17. Телефоны: 8 (846) 333-79-52, 8 (927) 200-37-92, 8 (927) 711-40-02.
Странный проект, если это действительно всё поместят на иконостас. 0.36х0.29х400=41,76 кв.м.
В настенной росписи (сам такое видывал, например, в Рыльском монастыре) это выглядит органично, а смысл иконостаса теряется….
можем просить эмайл к нашим Братиям старообрядцам Самарии