Концепция единого учебника по литературе будет готова к 2018 году. Работу уже начали специалисты из Литературного института имени Горького и Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова.
Споры о том, нужен ли в России единый учебник по литературе, идут не первый год. 12 мая председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая внесла законопроект, в котором предложила ввести в России единые учебники по истории, литературе, русскому языку и математике. И если по поводу точных наук особых возражений не было, то такой подход к гуманитарной сфере вызвал бурю эмоций. «Если будет единый учебник литературы, значит, нам дадут единственную последовательность единственного набора произведений с единой интерпретацией. Это убивает на корню идею изучения на уроках художественных произведений», — считает учитель русского языка и литературы из Москвы Сергей Волков.
Один из инициаторов создания документа председатель Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия Павел Пожигайло думает иначе. Он уверен, что современные учебники по литературе однобоки, они препятствуют созданию у ученика объективной картины развития русской культуры и литературы. Кроме того, авторы убеждены: в школе должно быть единообразие учебных программ, а иначе как сдавать ЕГЭ? Например, в Федеральном перечне учебников на 2013-2014 годы, который утвержден в Минобрнауки, значится, что ученики девятого класса могут пользоваться на выбор учителя одиннадцатью учебниками литературы. Книги дают разные толкования многих вопросов. Конечно, думать, анализировать — всё это школа должна научить ребёнка, но пресловутый ЕГЭ… там всё однозначно и определённо. «У детей в голове каша», — сетуют директора школ. Во многом из-за того, что их учат по-разному. Если семья переезжает из одного города в другой, возникают проблемы: учили по другому учебнику.
Пока спорят законодатели и преподаватели, родители в блогах недоумевают: «Наши дети учатся, чтобы сдать тест? И почему сочинения нет в качестве обязательной части экзамена? Чтобы его написать, нужно читать литературу не только по одному учебнику». Специалисты, не один год жизни посвятившие школе, высказывают мнение по поводу написания единого учебника литературы: дело не в едином своде правил и мнений. Чтобы дети знали предмет, учителю-гуманитарию необходимо давать как можно больше свободы, чтобы он сумел увлечь ученика, «зацепить» его. Подготовка думающих учителей — вот главная задача. Ещё в 1915 году знаменитый филолог Борис Эйхенбаум говорил, что из 45 минут урока полчаса надо читать классику.
Предполагается, что пособие по литературе два института напишут за пять лет. Цель определили в Общественной палате: «Поднять понимание литературы с уровня бульварного чтива на философский уровень и сформулировать заново курс школьной литературы». Специалистов-филологов успокоили. Базовый учебник не предполагает одну линию преподавания. «Усвоив новую методику, учителя смогут грамотно рассказывать про кого угодно — про Достоевского, Лескова, Оскара Уайльда», — заверил Павел Пожигайло. Он рассказал и о сверхзадаче:
Целью преподавания литературы станет воспитание нравственно ориентированной личности в системе традиционных ценностей через постижение идей и художественных образов в литературе.
Разработка концепции учебника может занять три года.
Источник: pnp.ru
Комментариев пока нет