Третьяковская галерея обнародовала результаты последних исследований самой знаменитой русской иконы — «Троицы» Андрея Рублёва. Образ был создан в XV веке в честь Сергия Радонежского. Первоначально икона находилась в Троицком соборе Сергиевой лавры, а в 1929 году была передана в Третьяковскую галерею. У искусствоведов до сих пор не было единого мнения о сохранности древней живописи.
В 1904 году знаменитую «Троицу» Андрея Рублева увидел реставратор и иконописец Василий Гурьянов, который раскрыл образ от позднейших слоев записи, и икона предстала в своем нынешнем виде. С тех пор уже больше 100 лет искусствоведы не перестают восхищаться гением русского иконописца, но они же за это время выдвинули такое количество неправдоподобных версий, что «Троице» снова понадобилась реставрация, но уже в переносном смысле. Икону нужно было очистить от мифов, созданных вокруг нее. Главным таким мифом было то, что в 1904 году Гурьянов полностью переписал икону Рублева и сейчас перед нами живопись начала ХХ века.
Сотрудники Третьяковской галереи с помощью современных технических методов исследования — рентгена, ультрафиолета и микроскопов — установили, какие фрагменты знаменитой иконы «Троица» действительно принадлежат кисти Рублева. Результаты работы ученых опубликованы в изданной музеем книге «Андрей Рублев. Святая Троица».
Сегодня один из авторов книги, художник-реставратор Дмитрий Суховерков впервые делится результатами своего 9-летнего исследования.
Удалось выяснить все-таки и доказать, что та живопись, которую мы видим сегодня, является подлинной живописью XV века. Здесь есть добавки, есть переделки, некоторые участки на иконе, конечно, пострадали при реставрации XVII века, скорее всего, и XIX века, но тем не менее основные изображения — одежды ангелов, лики ангелов — сохранились первоначальные.
Так, изучение расположения следов от гвоздей, с помощью которых к иконе прикреплялись оклады, показало, что раньше многие детали композиции «Троицы» были других пропорций: палаты были со временем заужены, гора и дерево видоизменены, а чаша, которая находится в центре композиции, первоначально имела другую форму.
Исследование также помогло установить сохранность ликов ангелов. Практически вся опись глаз левого и центрального ангелов первоначальная, кисти Рублева принадлежит и румянец на щеках. Левый же глаз правого ангела видоизменен: исследования под микроскопом показали, что зрачок кисти Рублева расположен немного в другом месте. Уголки губ ангелов повреждены, однако сами губы принадлежат авторству Рублева.
Результаты исследования «Троицы», говорят в Третьяковской галерее, важны не только сами по себе. С их помощью в музее планируют провести исследования всех икон Андрея Рублева. В том числе, так называемого Звенигородского чина. Имея эталонное произведение, его легко сравнить с другими.
Самым трудным, считают специалисты, будет отделить авторскую манеру Рублева от общей стилистики эпохи, когда он творил. Это уже следующая задача, возможно, для будущих поколений исследователей.
Источник: tvkultura.ru
Комментариев пока нет