Страна в ожидании премьеры фильма по мотивам романа Алексея Иванова «Тобол», от авторства сценария которого сам писатель уже успел отречься. Выйдут ли на широкий экран старообрядцы, которым автор в некоторых своих главах уделил место и тем воздал историческую справедливость? Я побывал на съемочной площадке фильма в Тобольске — ощущение там было такое, будто действительно очутился в имперской России времен Петра Первого.
…Так просто совпало, но еще в поезде из Екатеринбурга в Тобольск я дочитывал роман Алексея Иванова «Тобол», а вскоре, гуляя по Кремлю этого старинного города, очутился на съемках одноименного фильма и на некоторое время словно угодил в петровскую Россию.
Читать о старообрядцах в художественных произведениях мне всегда нравится, особенно, когда пишут люди со стороны. Интересен взгляд автора на тех, кто «держал» веру, несмотря на трудности и гонения, и даже если старообрядцы описаны вскользь — для меня уже то событие, что их не вычеркнули из истории, как любили и любят делать некоторые писатели. Мне всегда интересно, как относится автор к событиям, которые описывает и в которые помещает своих героев. Так вышло, что ивановский «Тобол» пришелся мне по сердцу и языком, и стилем, и фактами, и местами, где разворачивается действо, многие из которых мне довелось посетить через века после разворачивавшихся там событий.
Неоднократно бывая в Тобольске, я всякий раз переживал здесь неоднозначные эмоции. Во-первых, неотступное ощущение сопричастности великой истории Руси, в которой этот сибирский город стоит, на мой взгляд, не на последнем месте. Во-вторых, всегда было странное ощущение недосказанности — вот я хожу по этому городу и не знаю чего-то очень важного, что происходило здесь. Да, я знаю о жизни в Тобольске протопопа Аввакума, где он, несмотря на гонение и фактически начавшуюся уже ссылку, продолжал проповедовать старую веру и даже с позволения местного епископа служил в кремлевском соборе Литургии «по-старому». Но и дальнейшая история этого города, пусть и не столь общеизвестна, но не менее значима для тех, кто придерживается старины далекой — в первую очередь, конечно, дораскольной веры. И, в-третьих, всякий раз переживал я восторженную задумчивость.
Читая увесистый том «Тобола», я сопоставлял свои знания об этом городе и о старообрядчестве, мысленно пожимая Иванову руку за историческую смелость называть вещи своими именами. Конечно, нельзя было ждать от светского автора какого-то, как говорится, особого благорасположения к древлеправославным христианам, но и того, что они признаны частью той фактически пост-аввакумовской истории Тобольска, для меня было достаточно.
Это сейчас тоболяки вместе со всеми россиянами ждут премьеры и уже гордятся ей и в особенности своим городом, который, кстати, и без дополнительных штрихов художников оставался таким же прекрасным, как и в те давние времена, а два года назад, когда съемки фильма были в разгаре, кое-кто выражал недовольства, ведь из-за них жителям приходилось мириться с неудобствами, созданными киношниками.
Мне же, человеку, оказавшемуся в разгар жаркого лета в северном сибирском городке, напротив, все казалось удачным. И то, что все основные гостиницы были заняты, и то, что в центре Тобольска у стен Кремля даже в разгар рабочих дней было не так пусто и безлюдно, как бывало раньше, и даже декорации вплоть до разбросанного для съемок сена на площади, которое создавало уникальную аутентичную атмосферу, словно мне по щелчку пальцев из душного мегаполиса на машине времени удалось «откатиться» на три с лишним века назад.
Костюмы для актеров фильма были созданы художниками Владимиром Никифоровым и Дмитрием Андреевым специально для «Тобола» по историческим эскизам. Действие картины разворачивается в Петербурге и в Тобольске, а декорациями ей служат такие шедевры архитектуры XVII-XVIII веков, как легендарный Тобольский кремль, Гостиный двор, Шведская рентерея и Софийский собор.
По словам генерального продюсера кинокомпании Solivs Олега Урушева, которая представляет фильм вместе со студией Yellow, Black and White Films, продюсерским центром «Прайм» и телекомпанией «СургутИнформТВ», «Тобол» — это уникальный культурологический проект.
В творческом союзе с Тобольским историко-архитектурным музеем-заповедником был построен интерактивный музей «Посад сибирских старожилов», который на время съемок превратился в декорацию к фильму, а после продолжил свою работу в качестве постоянного музейного комплекса, — говорит он.
Сейчас, когда я смотрю трейлер к фильму, узнаю все то, что видел по ту сторону экрана. Мелькают бородатые герои — их немного, но не они ли выведены режиссером старообрядцами? Да-да, я задаюсь вопросом: а будут ли в фильме староверы, про которых в книге говорится немало, хотя и вскользь? Потому что фактически перед нами развернется история пост-аввакумовского Тобольска — того самого, из которого протопоп уехал к месту казни, но в котором остались его духовные чада, уверенно продолжавшие держаться дораскольного православия и после его гибели? В книге они есть — а будут ли в фильме, где смотрелись бы органично и естественно? Премьера фильма «Тобол» намечена на 22 февраля.
Фото автора
Комментариев пока нет