Церковный историк, профессор Духовной академии Николай Федорович Каптерев, столетний юбилей со дня кончины которого приходится на 2017 год, был первым светским ученым, который доказательно и подробно изложил подлинную историю церковного раскола XVII века, опроверг многие синодальные мифы и миссионерскую клевету на старообрядчество. Он первым в русской науке исследовал взаимоотношения между Русским государством и православными патриархиями Востока и наглядным образом показал, какую роль сыграли греки в церковной реформе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.
Николай Федорович Каптерев (8 июля 1847 — 31 декабря 1917) родился в с. Кленове Подольского уезда Московской губернии в семье священника господствующей церкви. В Вифанской духовной академии, которую закончил в 1872 году, он подготовил магистерскую диссертацию «Светские архиерейские чиновники в древней Руси». В 1883 году в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» он начинает публиковать монографию «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях», которая рассматривалась им как докторская диссертация. В ней автор на основании своих архивных изысканий делал сенсационный для того времени вывод:
Русские … имели … основания подозрительно относиться к тогдашнему греческому благочестию и отчасти даже к тогдашнему греческому правоверию. Патриарху Никону не следовало слишком доверчиво относиться к приезжавшим в Москву грекам и по их указаниям исправлять наши древние церковные чины и книги.
Издание монографии пытались приостановить, но благодаря вмешательству московского митрополита Иоанникия это сделать не удалось. Каптереву была присуждена степень доктора церковной истории, а в 1885 году его труд вышел отдельной книгой.
Однако известный защитник «официального православия» профессор Субботин донес об этом К.П. Победоносцеву, и уже состоявшееся было решение Синода о присуждении докторского звания было отменено. Несмотря на преследования и шантаж Каптерев не изменил направления своей научной деятельности: в 1887 году в «Православном обозрении» вышла его работа «Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники», которая сразу вызвала ожесточенные нападки синодальных ученых, включая Субботина. Труды Каптерева постоянно критиковались, а его оппоненты использовали любую административную возможность, чтобы не допустить издания его книг.
Каптеревым были фактически полностью подорваны научные основы никонианства. Им было доказано, что те обряды, которые были отвергнуты и прокляты в результате реформ Никона (двуперстие, сугубая аллилуия и многое другое), на самом деле являются обрядами древней вселенской Церкви, а нововведения (троеперстие, трегубая аллилуия и пр.) возникли у греков в XV-XVI веках.
После манифеста 1905 года становится возможным публиковать работы, которые ранее не смогли бы пройти духовную цензуру. В 1906 году выходит работа «Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий», а в 1909-1912 гг. — фундаментальное двухтомное исследование «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», в котором, в том числе, выявляются причины, вызвавшие церковные реформы.
Велика заслуга Каптерева в реабилитации деятелей раннего старообрядчества. В «официальном православии» для объяснения народу, откуда взялись старые обряды, широко использовался вымысел о том, что эти обряды попали в богослужебные книги при патриархе Иосифе по невежеству книжных справщиков протопопа Аввакума, Иоанна Неронова, священника Лазаря и др. Каптерев документально доказал, что никто из них не имел отношения к книжной справе. Каптеревым был также документально подтвержден приводимый старообрядцами факт, что глава никоновой книжной справы Арсений Грек перешел в католичество, был воспитанником иезуитов, затем стал мусульманином и для исправления был сослан в Соловецкий монастырь. Интересен доказанный Каптеревым казавшийся невероятным факт, что «вселенские патриархи», судившие защитников древлего православия на московских соборах, в действительности были сверженными со своих престолов авантюристами, только впоследствии, благодаря вмешательству русского правительства и с помощью турецких властей, занявшими патриаршие престолы.
как-то заголовок "не очень". а на сюжете картины В.Сурикова я впервые увидел будущих пионеров и комсомольцев