Столетний юбилей со дня кончины Николая Федоровича Каптерева

Церковный историк, профессор Духовной академии Николай Федорович Каптерев, столетний юбилей со дня кончины которого приходится на 2017 год, был первым светским ученым, который доказательно и подробно изложил подлинную историю церковного раскола XVII века, опроверг многие синодальные мифы и миссионерскую клевету на старообрядчество. Он первым в русской науке исследовал взаимоотношения между Русским государством и православными патриархиями Востока и наглядным образом показал, какую роль сыграли греки в церковной реформе патриарха Никона и царя Алексея Михайловича.

Церковный историк, профессор Духовной академии Николай Федорович Каптерев

Николай Федорович Каптерев (8 июля 1847 — 31 декабря 1917) родился в с. Кленове Подольского уезда Московской губернии в семье священника господствующей церкви. В Вифанской духовной академии, которую закончил в 1872 году, он подготовил магистерскую диссертацию «Светские архиерейские чиновники в древней Руси». В 1883 году в журнале «Чтения в обществе любителей духовного просвещения» он начинает публиковать монографию «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях», которая рассматривалась им как докторская диссертация. В ней автор на основании своих архивных изысканий делал сенсационный для того времени вывод:

Русские … имели … основания подозрительно относиться к тогдашнему греческому благочестию и отчасти даже к тогдашнему греческому правоверию. Патриарху Никону не следовало слишком доверчиво относиться к приезжавшим в Москву грекам и по их указаниям исправлять наши древние церковные чины и книги.

Издание монографии пытались приостановить, но благодаря вмешательству московского митрополита Иоанникия это сделать не удалось. Каптереву была присуждена степень доктора церковной истории, а в 1885 году его труд вышел отдельной книгой.

Митрополит Иоанникий

Однако известный защитник «официального православия» профессор Субботин донес об этом К.П. Победоносцеву, и уже состоявшееся было решение Синода о присуждении докторского звания было отменено. Несмотря на преследования и шантаж Каптерев не изменил направления своей научной деятельности: в 1887 году в «Православном обозрении» вышла его работа «Патриарх Никон как церковный реформатор и его противники», которая сразу вызвала ожесточенные нападки синодальных ученых, включая Субботина. Труды Каптерева постоянно критиковались, а его оппоненты использовали любую административную возможность, чтобы не допустить издания его книг.

Каптеревым были фактически полностью подорваны научные основы никонианства. Им было доказано, что те обряды, которые были отвергнуты и прокляты в результате реформ Никона (двуперстие, сугубая аллилуия и многое другое), на самом деле являются обрядами древней вселенской Церкви, а нововведения (троеперстие, трегубая аллилуия и пр.) возникли у греков в XV-XVI веках.

В.И. Суриков. Фрагмент картины «Боярыня Морозова»

После манифеста 1905 года становится возможным публиковать работы, которые ранее не смогли бы пройти духовную цензуру. В 1906 году выходит работа «Царь и церковные московские соборы XVI и XVII столетий», а в 1909-1912 гг. — фундаментальное двухтомное исследование «Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович», в котором, в том числе, выявляются причины, вызвавшие церковные реформы.

Велика заслуга Каптерева в реабилитации деятелей раннего старообрядчества. В «официальном православии» для объяснения народу, откуда взялись старые обряды, широко использовался вымысел о том, что эти обряды попали в богослужебные книги при патриархе Иосифе по невежеству книжных справщиков протопопа Аввакума, Иоанна Неронова, священника Лазаря и др. Каптерев документально доказал, что никто из них не имел отношения к книжной справе. Каптеревым был также документально подтвержден приводимый старообрядцами факт, что глава никоновой книжной справы Арсений Грек перешел в католичество, был воспитанником иезуитов, затем стал мусульманином и для исправления был сослан в Соловецкий монастырь. Интересен доказанный Каптеревым казавшийся невероятным факт, что «вселенские патриархи», судившие защитников древлего православия на московских соборах, в действительности были сверженными со своих престолов авантюристами, только впоследствии, благодаря вмешательству русского правительства и с помощью турецких властей, занявшими патриаршие престолы. 

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. как-то заголовок "не очень". а на сюжете картины В.Сурикова я впервые увидел будущих пионеров и комсомольцев

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля