24 июля 2017 года в г. Казани пройдет Всероссийская научно-практическая и богословская конференция с международным участием «Старообрядчество и революция», приуроченная к 100-летию революционных событий в России. Торжественное открытие конференции состоялось в восстанавливаемом кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии РПсЦ.
Организаторами Всероссийской научно-практической и богословской конференции являются Казанско-Вятская епархия Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), Казанская община христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия, ГБУК «Национальный музей Республики Татарстан», ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан» и ГБУК РТ Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск». Мероприятие проводится во всероссийском формате с международным участием при поддержке Республики Татарстан.
На открытии конференции было оглашено обращение к участникам и гостям конференции Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова. С приветственными словами выступили: митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий (Титов), министр культуры РТ А.М. Сибагатуллин, епископ Казанско-Вятский РПсЦ Евфимий (Дубинов), духовный настоятель христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия А.Е. Хрычёв, от имени митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (РПЦ) выступил протоиерей Владимир Самойленко. Участие в конференции также приняли представители старообрядческого духовенства и общественности, учёные и деятели культуры из различных регионов России, Молдавии, Румынии и Украины.
Митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий в своем приветственном слове рассказал участникам и гостям конференции о духовных итогах революции:
Это уничтожение исторической памяти, репрессии против церкви, гонения на верующих, кощунство и богохульства.
Министр культуры РТ А.М. Сибагатуллин рассказал о том, что власти Татарстана создали атмосферу благоприятствования развитию старообрядчеких общин и готовы к взаимодействию с ними.
Епископ Казанско-Вятский РПсЦ Евфимий (Дубинов) в своем выступлении отметил, что старообрядчество и революция несовместимы:
Старообрядчество созидает — революция губит.
Затем выступил протоиерей Владимир Самойленко (РПЦ), который зачитал обращение митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (РПЦ):
События 100-летней давности коснулись всех верующих. По масштабности им не было равных в истории христианства. Даже гонения на первых христиан были не такие жестокие, в сравнении с гонениями ХХ века от безбожников.
Также к участникам и гостям конференции обратился духовный настоятель христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия А.Е. Хрычёв. Он рассказал о федосеевской старо-поморской общине г. Казани, её знаменитых купцах и попечителях, почетных гражданах:
Татарстан — уникальный регион России, где присутствуют все старообрядческие согласия. Это не случайно, потому что во все времена местные власти губернии всегда поддерживали межконфессиональный мир, благоприятное отношение для всех конфессий. И сегодня старообрядчество региона развивается, хотя не все проблемы еще решены. Так, я обращаюсь ко всем участникам конференции с просьбой поддержать идею возвращения Прилуцкой старообрядческой моленной г. Казани.
Доктор филологических наук, профессор-консультант в Бухарестском университете «Спиру Харет», член координационного совета общины русских-липован Румынии Кирилэ Феодор Иванович отметил, что на подобных конференциях возрождается дух старообрядческой соборности, братства:
Мои предки покинули Россию, чтобы сохранить русскость. После периода безбожия нужно возрождать русский мир через возрождение русской соборности, через подлинную общинную жизнь, включая институт семьи.
В завершении пленарного заседания митрополит РПсЦ Корнилий рассказал о своей поездке в г. Елабугу на могилу поэтессы М.И. Цветаевой. Он высказал мнение, что ее самоубийство было не вполне самоубийством:
Ее довели фактически, постоянно преследовали, как и многих других людей, которые погибли в 30-40-е годы.
Он зачитал стихотворение Марины Цветаевой, посвященное событиям революции:
Мракобесие. Смерч. Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой — не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет —Честь.
Обведите свой дом — межой,
Да не внидет в него — Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы —
Выше —прадедовы дубы!
В этот же день в кафедральном соборе и в Национальном музее Республики Татарстан пройдут две секции по темам: «Богословская мысль в эпоху гонений и богоборчества» и «Исторические судьбы старообрядчества в XX веке». Участники конференции смогут ознакомиться с планами возрождения старообрядческого храмового комплекса в Казани и создания здесь Музея старообрядчества. Подведение итогов конференции запланировано на 25 июля в Свияжске, где будет принята её итоговая резолюция.
В рамках проведения конференции также состоятся: выступление молодёжного старообрядческого хора, презентация выставки «Казань старообрядческая», возложение цветов к памятнику митрополита Московского и всея Руси РПсЦ Андриана (Четвергова), экскурсии в Казанский Кремль и Национальный музей Республики Татарстан, посещение места обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери и монастырских комплексов острова-града Свияжск. Планируется издание сборника материалов конференции, в которых анализируются влияние революционных событий на судьбу старообрядчества, состояние богословской мысли в советскую эпоху, рассматриваются различные аспекты развития старообрядчества в конце XIX – начале XXI вв.
Доклады I секции «Богословская мысль в эпоху гонений и богоборчества»:
1. Митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий — «Старообрядцы и революция».
2. о. Никола Татауров, настоятель храма в г. Пермь — «Религиозное состояние общества на Урале накануне революции».
3. о. Сергий Махнев, настоятель храма в г. Йошкар-Ола — «Христианский патриотизм и светское государство».
4.о. Валерий Шабашов, настоятель храма в г. Верещагино — «Судьбы старообрядцев во времена революции 1917 года».
5. о. Александр Панкратов, настоятель храма в г. Великий Новгород — «Современные мифы о старообрядчестве и революции».
6. о. Андрей Вознюк, настоятель храма в г. Кишинев — «Кишиневская епархия как убежище для старообрядческой интеллигенции в революционное время».
7. Диакон Валерий Тимофеев, кандидат исторических наук, г. Чебоксары — «Старообрядцы в 1917 году: общественная и церковная жизнь».
8. Чтец Иоанн Распопин, Покровский собор в г. Ростов-на-Дону — «Старообрядчество и революция 1917 года (по материалам духовной периодической печати)».
9. Гусев Максим Олегович, редактор и издатель газеты уральской старообрядческой газеты «Община»: «Тишь да гладь… (Уральские общины и храмы в период революции 1917 года — почему потрясение мирового масштаба де-факто обошло их стороной?)».
10. Долнакова Елена Алексеевна, прихожанка старообрядческого храма в г. Новосибирск — «Из истории Новониколаевской старообрядческой общины Рожества Пресвятой Богородицы».
11. Емельянов Александр Николаевич, регент старообрядческого храма в г. Новосибирск — «Новая власть в судьбах старообрядцев».
12. Свечников Владимир Константинович, исследователь (г. Казань) — «Некоторые аспекты жизни старообрядческой общины Белокриницкого согласия г. Казани в конце XIX – начале XX веков. Ее лидер М.Л. Свечников».
13. Иподиакон Феодор Афанасов, представитель Древлеправославной Белокриницкой Митрополии — «Русская революция в глазах старообрядцев Румынии».
14. Чистяков Глеб Станиславович, редактор Информационно-издательского отдела Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви — «Старообрядчество и советская власть после октябрьской революции».
Доклады II секции «Исторические судьбы старообрядчества в XX веке»:
1. Агапов Олег Дмитриевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова — «Религиозные сообщества — субъекты российских революций начала XX в.»
2. Боченков Виктор Вячеславович, кандидат филологических наук, сотрудник Московской Митрополии РПсЦ — «Старообрядцы Казани и 1917 год».
3. Донцов Петр Артемьевич, сотрудник бюро межэтнических отношений при Правительстве Молдовы, Николаев Дмитрий Михайлович, сопредседатель Центра русской культуры Республики Молдова — «Старообрядцы Молдовы и русская революция».
4. Елдашев Анатолий Михайлович, доцент Казанской духовной семинарии, лауреат Макариевской премии — «Государство и церковь (1905–1920 гг). Казанский аспект».
5. Карташева Елена Ивановна, заместитель директора по научно-исследовательской работе государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» — «Казанская община старообрядцев Белокриницкого согласия в 1900–1910-е гг.: процессы, события и итоги «золотого периода» истории российского старообрядчества».
6. Кирилэ Феодор Иванович, доктор филологических наук, профессор-консультант в Бухарестском университете «Спиру Харет», член координационного совета общины русских-липован Румынии — «Русские-липоване, проживающие в Румынии. История и современность».
7. Михайлов Андрей Юрьевич, доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии, кандидат исторических наук — «Епископ Михаил (Семёнов, 1873–1916): путь к старообрядчеству».
8. Старухин Николай Алексеевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник ФГБУН «Институт истории СО РАН», сектор археографии и источниковедения — «Россия страдает от розни и насилия: из истории общественно-политических акций белокриницких староверов периода революции и гражданской войны».
9. Султанов Иван Галиевич, помощник попечителя Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия, Васильев Глеб Иванович, старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета — «Молельня старообрядцев Поморского согласия на Стекольном».
10. Таранец Сергей Васильевич, доктор исторических наук (Институт украинской археографии и источниковедения имени М.С. Грушевского Национальной академии наук Украины) — «Старообрядцы и российское революционное движение во второй половине ХІХ – начале ХХ в.».
11. Шахов Михаил Олегович, доктор философских наук, профессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова — «Социальное учение старообрядчества и революция».
12. Шемякина Елена Павловна, прихожанка старообрядческого храма в г. Ижевск — «Старообрядчество Удмуртии в XX веке. Люди и судьбы».
13. Алексеева Лада Игоревна, представитель актива Казанского русского национально-культурного объединения — «Что же касается А.В. Курятникова, то смерть его вполне установлена…».
14. Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук, главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики — «Старообрядческие организации в Республике Татарстан на современном этапе в контексте государственно-религиозного диалога».
Интересно, а сборник докладов когда будет издан?
Конференция очень представительная, вот только, по всей видимости, кулуарно готовилась, так как круг выступающих сугубо ограничен.
Представители из 9 регионов России: Москвы, Татарстана, Пермского края, Республики Марий Эл, Республики Удмуртии, Новгородской области, Нижегородской области, Ростовской области, Новосибирской области и из-за границы: Румынии, Молдавии, Украины.
Странно, что мероприятие без Георгия Лоскутова обошлось. Духовный сифилис, иконы Сталина — вот это всё было бы гвоздём программы.
И еще, куда неоревнители только смотрят, когда на это мероприятие был приглашен и принял участие никонианский поп?)))
Сложна жизнь неоревнителя. И не такое смотреть приходится. Бывает возьмет старообрядческий поп да пойдёт читать лекцию в единоверческий храм. Или вдруг митрополит староверский с никонианским иерархом слюбезничает… Очень непросто. Очень.
Такие мероприятия свидетельствуют, что адекватность в старообрядчестве еще жива, а противоположные мнения о революции и сов. власти некоторых старообрядцев — просто НЕприятное исключение.
"противоположные" — чему?
Старообрядчество было "как бы в подполье".и у многих вызывало жгучий интерес Наконец — то в последнее время ситуация изменилась и всё стало открыто и свободно для познания.Очень знаменательное событие,Благодарны.
Историю гонений на старообрядчество нужно знать, и такие мероприятия, как эту конференция, просто необходимы современному обществу.
5. о. Александр Панкратов, настоятель храма в г. Великий Новгород — «Современные мифы о старообрядчестве и революции». — этого пункта в повестке дня не будет, занят делами новгородскими, в Казань прибыть не смог.
А текст доклада разве нельзя опубликовать где-то?
Было бы что публиковать:)
Согласен с о. Александром, не читая и не слыша доклада с таким названием!
Его тема сродни "Бабушки у подъезда о …" или "Сосед вчера сказал…." …