Старообрядческий митрополит молится об умиротворении ситуации на Украине

На прошлой неделе первоиерарх Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов) совершил молебен Господу и Пресвятой Богородице об умиротворении ситуации на Украине, где проживают многие русские старообрядцы. Прихожане кафедрального собора РПСЦ и члены Рогожской общины горячо молились Пресвятой Богородице канон её чудотворной иконе «Умягчение злых сердец». Единогласно просили Владычицу об укреплении веры, православия, о единении братских народов России и Украины, связанных многовековой историей дружбы и сотрудничества.

Тем временем старообрядческие священнослужители, исследователи и публицисты, анализируя ситуацию, высказывают разные мнения о политических и духовных причинах этого кризиса.

Значительное внимание при этом уделяется положению религиозных объединений на Украине и отношению между ними. Большинство комментаторов отмечают, что жители земель, которые ныне входят в состав современного украинского государства, уже несколько веков привыкли к сосуществованию самых разных конфессий и религиозных исповеданий. Поэтому не случайно старообрядцы, бегущие из Московии в годину самых жесточайших гонений XVII-XVIII веков, смогли найти себе относительно тихое пристанище на землях Буковины, Придунавья, а впоследствии и Малороссии. Здесь ими были построены многие монастыри, храмы, основаны старообрядческие поселения и духовные центры, свободное существование которых было невозможным в центральной России вплоть до конца XVIII века.

Памятник старообрядцу в г. Вилково Одесской обл. В городе с населением 8500 человек действует 2 старообрядческих церкви

Вместе с тем наблюдатели отмечают крайнюю политизацию религиозной жизни в стране.

Так старообрядец, доцент Одесского национального Университета им. Мечникова, кандидат исторических наук Александр Анатольевич Пригарин отмечает:

«Религиозный фактор имеет большое влияние в украинской политике. Священнослужители в стенах храмов открыто призывают голосовать за того или иного кандидата. Учитывая, что религиозный фактор на Украине играет большую роль, даже в количественных показателях, хотелось бы от религиозных лидеров больше слов и воли к миру и успокоению, а не к насилию. Признаться честно, мы такого месседжа до сих пор не получили» (статья «Украина не Россия?»).

Об опасности чрезмерной политизации церковной жизни и сближения религиозных конфессий с властью размышляет настоятель общины РПСЦ в Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов:

«Мы, конечно, постараемся оказать максимальную поддержку нашим собратьям, мы молимся за них и за весь многострадальный украинский народ. Но в этой ситуации для нас, верующих людей, может быть поучительным этот печальный украинский опыт. И, в первую очередь, губительный опыт сращивания церкви с государством…

Украина в очередной (какой уже по счету?!) раз показала, что Церковь ни в коем случае не должна тесно сближаться с той или иной властью. И Церковь никогда не должна становиться на сторону той или иной политической силы…И теперь, когда государственная власть на Украине резко поменялась, причем поменялась на таких представителей, которые не церемонятся со всякими там условностями уважения личности и главенства закона, верующие оказались заложниками прежней большой политики» (статья «Все эти партии»).

Опасность революционного насилия в подобной ситуации отмечает старообрядческий публицист Павел Дерикот. По его мнению, в условиях революционной ситуации существует искушение передела церковной собственности и церковно-государственной власти. Он пишет, что в условиях вооруженной толпы действует иная логика: «Человек с ружьем, который может проверить документы. В том числе и документы на храм…».

Завуч духовного училища РПСЦ, сотрудник Российской Академии наук Алексей Муравьев отмечает, что не только наблюдатели событий, но и их участники уже стали забывать, ради чего начинались эти протесты и какие жертвы были принесены ради достижения целей: «Все переключились на Крым, обсуждают возможные сценарии военных действий, которых нет и, скорее всего, не будет, высчитывают возможные потери и санкции». По мнению Муравьёва, это связано с резким понижением уровня социальной чувствительности: «Люди готовы к куда большим жертвам в смутном уповании на то, что жертвы сплотят украинский народ и дадут ему политичность, которой он лишился за последние 10 лет».

Также о трагических событиях на своей родине и духовных предпосылках сложившейся ситуации рассуждает в статье «Майдан. Средство от духовной слепоты» старообрядец Максим Петухов.

События на Украине активно обсуждаются на старообрядческих интернет-форумах. Многих форумчан удивляет компания по борьбе с «наследием тоталитарного режима», развернувшаяся в западных областях Украины. Разрушая памятники, украинские националисты, тем не менее, не торопятся отказываться от наследия тоталитаризма  в виде территориальных приобретений, сделанных во  времена Советской власти.

Участники дискуссии указывают на территории Новороссии, переданные Украинской ССР в начале 20-х годов из состава Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства; Западной Украины, переданной из состава Польши в 1939 году; Буковины и южной Бессарабии, переданной из Румынии в 1940-1946 годах; Подкарпатской Руси, переданной от Чехословакии в 1946 году; Крымской области — в 1954 году от РСФСР и Севастополя, который де юре не передавался ни УССР,  ни современной Украине.

Форумчанин старообрядец из Украины Максим Чернятевич с прискорбием размышляет о перспективах дальнейшего развития своей страны: «Вступление в ЕС — это худшее, что может быть. Украинцам как всегда показали приманку, они готовы принимать любые лишения за призрачное членство в Евросоюзе. А то, что, к примеру, все земли вокруг нашего села фактически выкуплены западными инвесторами? Правда, уровень нитратов в подземных водах вот-вот станет выше допустимого.  Сыплят удобрения тоннами. Что ж, они временщики. Со вступлением в ЕС станет еще хуже. Село распадется (правда уже сейчас это необратимый процесс). Украина нужна ЕС как дешевая рабочая сила и рынок сбыта. Ну и земля. Больше на Украине уже ничего нет».

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?