Первой старообрядческой школе в Прибалтике — 110 лет

Исследователь староверия Латвии из общества «Беловодье», краевед Зиновия Зимова, рассказывает об открытии в ноябре 1906 года первой старообрядческой школы в Прибалтике — «Якобштадского старообрядческого казенно-приходского училища», которому в этом году исполняется 110 лет.

***

Ущемление гражданских прав старообрядцев в Российской империи, в том числе и на получение образования, было отменено только в 1905–1906 годах, через Высочайшие указы. Все это время староверие страдало от недоступности преподавания древлеправославного вероучения в школьных учреждениях.

Как только были опубликованы первые Высочайшие документы, сорокалетний предприниматель и землевладелец г. Якобштадта Афанасий Феоктистович Китов стал добиваться разрешения на открытие старообрядческого училища в Якобштадте, которое могло стать самым первым старообрядческим училищем в России.

Афанасий Феоктистович Китов (1865–1936 гг)

Однако представители Рижского Учебного округа, побывав в Якобштадте, отказали в прошении. Тогда А. Ф. Китов сам поехал в Петербург и получил разрешение на открытие училища, однако в Петербурге настояли на включении в программу обучения гражданского чтения и письма, арифметики и рукоделия.

Афанасий Феоктистович добился, чтобы в старообрядческом училище преподавали только старообрядцы, что по тем временам казалось немыслимым.

В ноябре 1906 года, при большой поддержке инспектора народных училищ Овчинникова, в Прибалтике открылась первая старообрядческая школа.

В память об открытии школы Афанасий Феоктистович заказал специальные фотооткрытки, которые рассылал в памятный день уважаемым людям и сподвижникам

Зданием школы стал дом на улице Философской, украшенный на момент открытия в нем учебного заведения гирляндами зелени, вензелями императора и императрицы и большой вывеской: «Якобштадское старообрядческое казенно-приходское училище».

Первым заведующим первого в Прибалтийских губерниях старообрядческого училища стал Прокопий Семенович Шамша.

Прокопий Семенович Шамша — первый заведующий первого в Прибалтийских губерниях старообрядческого училища

В 1909 году Прокопий Семенович был переведен заведующим во вновь открытое староверское училище в городе Гриве.

Летом 1911 года в Двинске состоялся Первый Всеросссийский съезд староверов-поморцев по народному образованию, до которого Прокопий Семенович, к сожалению, не дожил. Съезд в своей Резолюции особо почтил память «первого учителя первого старообрядческого училища в Прибалтийских губерниях в городе Якобштадте».

Преподавателем Закона Божиего Якобштадского училища стал рижский мещанин Иван Ульянович Ваконья (1883–1965), впоследствии известный деятель старообрядческого просвещения в России и Латвии. Иван Ульянович в 1909 на Первом Всероссийском соборе старообрядцев-поморцев в Москве выступил с докладом «О старообрядческих училищах и учителях», а в 1911 году на 1-ом Всероссийском съезде по народному образованию в Двинске докладывал «Как вести обучение церковному чтению».

И. У. Ваконья более 30 лет сотрудничал со многими старообрядческими журналами и календарями, с литературным мастерством ясно и четко освещал насущные вопросы старообрядчества, боролся за чистоту русского и церковнославянского языков, последние 15 лет жизни он был наставником Рижской Гребенщиковской общины.

В числе первых учителей был и Дионисий Григорьевич Макеев. Местные старообрядцы из всех учителей больше всего вспоминали его — видного, статного, с сильным голосом. Д. Г. Макеев три последних года перед Мировой войной был головщиком местной старообрядческой общины и нередко заменял наставника.

В Якобштадте 26 августа 1907 года состоялось собрание общины, на котором было принято решение возвести для училища собственное здание, как сказано в протоколе, «на возвращенном месте», где когда-то стояла старая моленная.

Был образован Попечительский Совет училища, который руководил строительством, сбором и распределением средств. В него избрали А. Ф. Китова, Д. Д. Перевозчикова и И. И. Лебедева. План здания был утвержден Строительным отделом Министерства народного просвещения. Смета составила 5500 рублей, из которых казна выделила 3500 рублей. Остальную сумму внесли крупные и малые жертвователи.

Вместо деревянного, как задумывалось изначально, сооружения через два года было построено строгое двухэтажное красно-кирпичное здание под высокой железной крышей.

Первое собственное здание старообрядческого училища из красного кирпича на углу нынешних улиц Виестура и А. Пормаля

До 1911 года в храме существовал кружечный сбор в пользу училища, который давал ежегодно около 50 рублей. От строительных работ осталась древесина — дрова, которых хватило на два года. Кроме того, А. Ф. Китов сумел получить от городской Думы в 1911 г. разовое пособие на школу 40 рублей. Попечительский совет во главе с А. Ф. Китовым из этих средств имел возможность оплачивать сторожа (по три рубля в месяц), покупать для школы лампадное масло и свещи, а для неимущих детей — тетрадки, грифельные доски и книги, в исключительных случаях, — и башмаки.

Фото начала обучения в новой школе: жертвователи, попечители, чиновники в виц-мундирах, молодые учителя в форме, наставник А. М. Кудряшов и единственная женщина учительница — Евдокия Афанасьевна Китова

С 1909 года по 1 августа 1912 года Якобштадским училищем заведовал Григорий Максимович Зубов. Он внимательно руководил училищем, заботился о разбивке сада, ходатайствовал перед советом общины о поддержке детей беднейших семейств.

Григорий Максимович Зубов — заведующий Якобштадским училищем с 1909 года по 1 августа 1912 годаВ 1915 году Якобштадт на два года стал прифронтовым городом — линия русско-германского фронта проходила в десяти километрах от него. Еще летом все учебные заведения были закрыты. Часть их эвакуирована в глубь России вместе с учителями, в школьных зданиях разместились военные и лазареты.

Однако уже в марте 1920 года школы стали открываться. Если до Первой мировой войны в городке существовало до десятка небольших школ (русских, немецких, еврейских — частных, приходских и казенных), то теперь стали работать только две государственные школы — латышская (вскоре ставшая гимназией) и русская основная.

Екабпилсская основная русская школа и стала преемницей того первого в Балтии старообрядческого училища — и по числу учащихся из семей староверов, и по преемственности помещения — красной кирпичной школы, которое и сейчас является собственностью общины.

В первые два года в школе обучались еще и дети из немецких и еврейских семей. В дальнейшем немецкие дети перешли в гимназию, а еврейская община открыла свою школу, остались только дети из староверов Екабпилса, деревни Бродов, г. Крустпилса и ряда окрестных хуторов. Общее число учащихся колебалось от 120 до 170 человек, обучение длилось 6–7 лет, в зависимости от подготовленности ученика. Учебный день начинался с общей молитвы, которую проводил преподаватель Закона Божия, известный педагог староверских школ в Субате и старообрядческой семинарии в Илуксте — Тарасий Феопентович Макаров.

Тарасий Феопентович Макаров (1880–1953 гг)

Знаток старинного знаменного церковного пения, Тарасий Феопентович обладал сильным красивым голосом и вскоре снискал уважение в местной староверской общине. Его не раз избирали председателем Совета общины и делегатом на съезды староверов Латвии. Став головщиком общины, он 15 лет обучал молодежь знаменному пению.

В 1949 году состоялся 1-ый выпуск Екабпилсской средней щколы №2, выпускниками стали 11 человек, половину из них составили «девушки-отличницы из старообрядческих семей», чьи родители обучались еще в первые годы казенно-приходского училища.

Красно-кирпичное здание служило школой до 1985 года, часто работало в две смены, на износ, однако устояло и без капитального ремонта. К тому времени школа уже размещалась в двух четырехэтажных зданиях по ул. Яуна, дом 44. В некоторые годы число ее учеников достигало 1300 человек.

В первые два послевоенных года школой руководил Тарасий Феопентович Макаров, затем офицер-летчик Андрей Степанович Шалда. В 1962 году для школы построили новое здание со столовой, мастерскими, большим спортивно-актовым залом и стадионом. Однако все ученики в нем не уместились, и младшие классы продолжали учиться в старой — «красно-кирпичной» школе.

С 1988 года школой успешно руководит Александр Станиславович Дейнис. Преподавание все больше ведется билингвально — на государственном (латышском) и русском языках.

С 2009 года в школе существует музей истории школы, где усилиями Зинаиды Ивановны Дейне и других учителей собран огромный материал о жизни школы, начиная с 1906 года.

Вторая средняя школа празднует свой 95-летний юбилей, 2001 год

В школе существует традиция отмечать все знаменательные даты и юбилеи образовательного учреждения, на которые собирается несколько сотен человек, подготовка охватывает все классы и занимает несколько месяцев. Праздники обычно длятся неделю и завершаются большим Юбилейным вечером. Торжественная линейка всех классов по традиции открывается во дворе той самой «красно-кирпичной» школы — первой старообрядческой школы в Прибалтике.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. иерей Иоанн Севастьянов

    Первая старообрядческая школа в Прибалтике была открыта еще в начале XIX века в Риге. В 1832 г. она была уже закрыта. См. работы А. Пругавина, И. Кириллова, Ф. Мельникова.
    Н. Лесков в "Иродовой работе" пишет о школе при Гребенщиковской Общине и о нескольких частных старообрядческих школах в Риге в XIX веке.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля