В Иркутске прошел круглый стол «Старообрядчество Прибайкалья: наследие, современная культура и перспективы развития». В дискуссии приняли участие представители власти, общественности, науки и старообрядческих общин. На повестке дня оказались такие важные вопросы, как строительство древлеправославных храмов в областном центре, создание воскресной старообрядческой школы, участие в праздновании 400-летия протопопа Аввакума.
Как отметил Александр Костров, профессор кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ, старообрядчество в Прибайкалье существует более 350 лет. На начало XX в. в Иркутской области только по официальной статистике проживало более 4 тысяч старообрядцев. Проживали староверы более чем в 30 населенных пунктах региона. В столице Восточной Сибири было зарегистрировано две общины, у каждой из которых был собственный храм. Так, у поморского согласия молельный дом находился на Малой Блиновской, а у белокрининского согласия церковь располагалась за Большой Русиновкой. Ее на свои деньги построил иркутский купец 2-й гильдии Иван Ефимович Тюлькин, проживавший в своем каменном доме на улице Тихвинской (ныне ул. Сухэ-Батора).
В настоящее время в Приангарье насчитывается 10 общин, а общее количество старообрядцев составляет порядка 2,5 тысячи. В областном центре зарегистрированы общины двух согласий: Русской Древлеправославной Церкви и Русской Православной старообрядческой Церкви. У каждой из общин имеются домовые церкви, есть все предпосылки для дальнейшего развития. Так, осенью прошлого года был создан представительный попечительский совет белокриницкой общины. Есть и свои точки культурного роста — организация «Согласие» с Центром старообрядческой культуры и Общество культуры семейских Иркутской области. При поддержке Фонда президентских грантов и управления аппарата губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям реализуются проекты «Старообрядчество Иркутской области: роль в культурном развитии региона» и «Старообрядчество Прибайкалья как хранитель традиционной русской культуры».
Александр Костров отметил, что перспективы развития старообрядческой культуры заметно увеличивает миграционный приток в регион.
Основными «донорами» для региона являются Бурятия, Забайкальский край, Красноярский край, Тува и Хакасия. В частности, из соседних забайкальских регионов в Иркутскую область переезжают представители семейских старообрядцев. Из Красноярского края и Тувы в северные районы области переезжают кержаки. Также есть мигранты из стран Средней Азии (Казахстан) и Латинской Америки (Уругвай). Все это заметно обогащает палитру и потенциал прибайкальского старообрядчества, — подчеркнул Александр Валерьевич.
Николай Казанцев, начальник отдела межнациональных отношений управления губернатора Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, заметил, что в связи с возвращением на родину старообрядцев возникает ряд вопросов. Это и создание условий для их про-живания в регионе, и их взаимодействие с местным населением, а также с органами власти. Нужно изучать опыт других регионов, где такое переселение уже состоялось, проанализировать, с какими трудностями встретились общины на этапе переселения, как им удалось обустроиться, какие проблемы существуют сегодня.
Обсуждая этот вопрос, многие затронули судьбу заброшенных деревень. По одним сведениям, сегодня в реестре есть 70 селений, в которые могут переехать старообрядцы, по другим, таких населенных пунктов 149. В данный момент в этих деревнях или нет населения совсем, или проживает не более 10 человек. Во многих из них пока еще есть все необходимые коммуникации для ведения хозяйства: электричество, подъездные пути, вода, пахотные земли.
Возвращаясь к насущным вопросам, представители иркутских старообрядческих общин отметили, что одной из главных проблем является строительство храмов. Так, например, Юрий Кустов, председатель попечительского совета Русской православной старообрядческой церкви (белокриницкое согласие) в Иркутске, представил на круглом столе эскиз храма во имя Покрова Божией Матери. Его планируют возвести недалеко от аэропорта, на территории большого сквера. В данный момент готовятся документы на эту площадку. Помимо этого, имеются наработки архитекторов, которые строили старообрядческие храмы во Владивостоке и Сочи.
Говоря о возведении храмов, своими печалями поделился о. Алексей Калинин, настоятель иркутской общины Русской Древлеправославной Церкви. Уже много лет существуют проблемы с постройкой старообрядческой церкви в областном центре.
У нас есть два участка. Один из них уже 10 лет находится в подвешенном состоянии. Он внесен в генплан города, ему присвоен кадастровый номер, но фактического выделения участка не происходит по неизвестным нам причинам. Он находится на стыке микрорайонов Первомайского и Университетского. 15 соток земли, березовая роща. Никаких претензий ни у экологов, ни у археологов к этому участку нет, однако строить нам храм там не разрешают, — рассказывает отец Алексей. — Второй наш участок расположен на улице Медведева, 1 б. Он принадлежит церкви, был куплен на пожертвования людей. В прошлом году у нас его хотели изъять для создания какого-то спортивного центра, но благодаря общественным слушаниям нам удалось его отстоять. Хотя в зону религиозного назначения этот участок так и не перевели. Тоже все в подвешенном состоянии. Нужно начинать строительство. Ведь люди звонят, спрашивают, беспокоятся. Сейчас мы молимся в домовой церкви в частном доме, но его площадь не позволяет всем разместиться. В нем негде развернуться. Если бы нам удалось построить достойный храм, то смогли бы приходить на службы намного больше людей.
Слово взяла Ольга Турчанинова, руководитель Общества культуры семейских Иркутской области. Старообрядцы этой общины уже больше двух столетий проживают в Забайкалье. Однако часть из них переселилась в Иркутскую область. В своем выступлении Ольга Павловна задела другой животрепещущий вопрос — участие в праздновании юбилея протопопа Аввакума.
В прошлом году на всемирном старообрядческом форуме многие представители согласий из центральной части России обсуждали мероприятия в честь 400- летия протопопа Аввакума. Они пройдут в 2020 году. И Иркутская область там не была представлена. Хотя известно, что протопоп Аввакум какое-то время томился в Братском остроге и дал одно из первых описаний озера Байкал. У нас юбилей не афишируется. Возможно, будет организован крестный ход от Москвы до Дальнего Востока. Поэтому есть предложение поучаствовать в этом историческом событии, — отметила Ольга Турчанинова.
В ходе круглого стола от старообрядца, звонаря новозыбковской общины Владимира Темерева, поступило предложение организовать историко-просветительское шествие от села Тарбагатай Республики Бурятия до Иркутска, в котором могли бы принять участие все старообрядческие конфессии. По пути можно было останавливаться в крупных населенных пунктах, где будут организованы мероприятия. Это и другие предложения были внесены в резолюцию круглого стола и будут прорабатываться с участием всех заинтересованных лиц. Еще один вопрос, который затронула Ольга Павловна, касался организации воскресной старообрядческой школы. В Иркутске есть специалисты, которые могли бы преподавать теологию, историю, домовую роспись, уроки колокольного звона и даже редкое знаменное крюковое древлеправославное пение. Эти дисциплины могли бы осваивать и взрослые, и дети.
Представитель Общественной палаты Иркутской области Алексей Гордин предложил помещение ресурсного центра для проведения занятий. Так что этот проект также имеет все шансы быть реализованным.
В целом обсуждение развития старообрядчества прошло весьма продуктивно. Участники сделали акцент на том, что необходимо развивать и популяризировать старообрядческую культуру. И делать это необходимо посредством СМИ, разработки собственных сайтов, а также проведения общественных мероприятий. К ним, например, относится просмотр фильмов о жизни старообрядческих общин, проведение выставок, встреч и лекций. В апреле в Музее истории города Иркутска состоится выставка, посвященная старообрядчеству. Как подчеркнули организаторы круглого стола, эта встреча стала лишь первым шагом и впоследствии такие мероприятия будут проводиться еще не раз.
Автор: Лидия Гергесова
Если сравнить с деятельностью фольклорных около языческих коллективов, то можно отметить отставание эффективности на 100%