Старая вера Причудья: резные иконы и графика Павла Варунина

Таллиннский русский музей принимает в своих стенах уникальную коллекцию произведений художника из Причудья Павла Варунина. В экспозицию включены резные иконы, а также лубки на сакральные и бытовые темы.

Фрагмент экспозиции

Иконы, выполненные в дереве, трудно назвать распространенным в наши дни явлением. Однако, по словам Павла Варунина, такие иконы — исконно русский православный тип сакральных канонических изображений. Он был изгнан в свое время: деревянные иконы сжигались или выбрасывались. Резная православная икона — это объемное барельефное изображение. Теплота дерева, столь оцененная на Руси, органично сливается с со стилистикой образов, передает положительную энергетику, — всем известно, насколько живыми и теплыми могут быть изделия из дерева.

Эйнике Соовяли, сотрудник Эстонского музея

По словам куратора этнографического музея Причудья Эйнике Соовяли,

Лубки можно долго рассматривать — там столько интересных персонажей и деталей. А что касается икон, гости нашего музея не могли поверить, что такое может сделать человек — насколько это виртуозная работа. Я очень рада, что теперь и в центре города есть такая прекрасная выставка — новые лубки и новые резные иконы Павла Григорьевича Варунина,— поделилась Эйнике Соовяли.

На протяжении многих лет Варунин — главный вдохновитель и организатор целого ряда мероприятий, посвященных изучению и сохранению культуры старообрядческих общин.

В музее есть настоящий дом староверов, который перевезли из города Калласте, и он действительно выглядит как настоящий дом жителя Причудья, это признали и сами староверы. Этот хутор — как посольство староверов в городе Таллинне. Павел Григорьевич нам много помогал в организации интерьера и деталей быта: про внутреннее убранство мы не знали почти ничего, да и про жизнь общины тоже, — рассказала Эйнике историю создания этнографического хутора.

Павел Варунин — председатель Союза старообрядческих приходов Эстонии. Сам он считает себя «представителем общины староверов в миру». Важная общественная роль и просветительская деятельность не мешают Варунину заниматься творчеством. В Эстонии и далеко за ее пределами он известен также как профессиональный художник. Мастер занимается резьбой по дереву, реставрацией старинных икон, оформлением печатных изданий, графикой в исконно русском ее проявлении — лубочных картинках.

Павел Варунин

Как всякий православный мастер, работающий над иконографическими образами, Павел Варунин не присваивает себе авторство, как известно, такова традиция иконописи.

Мне говорят: «Вот твоя выставка…». Но я-то все равно только орудие, потому, что все, что вы здесь видите, — это плоды старообрядческой культуры в целом. Это та почва, на которой выросла деятельность моя или кого бы то ни было, благодаря наследию, которое создавалось задолго до меня. Я бы не хотел тянуть одеяло на себя и подчеркивать свою исключительность, потому что это далеко не так, и считать так-не правильно! Вдохновение любого человека всегда мотивировано, и этому источнику нужно отдавать должное.

По словам мастера, старообрядческая культура в Эстонии недооценена:

Что могла бы дать старообрядческая культура эстонскому обществу? Она уже многое дала: какие были имена — иконописец Гавриил Фролов, или Пимен Софронов, единственный русский мастер, который работал по заказу Ватикана, — наш причудский старовер! Это надо помнить и этим гордиться. Мы всегда почему-то считаем, что уникальное — это где-то там, за семью морями, как аленький цветочек. А у нас таких «цветочков» много рядом, только их надо увидеть. Нет пророка в своем отечестве.

Павел Варунин и его лубки

В экспозиции также демонстрируется коллекция авторских лубков. Как рассказала на открытии выставки куратор музея Мария Сморжевских-Смирнова, лубок, появившись в XVIII веке в старообрядческой среде, на языке коротких текстов и незамысловатых, но ярких картинок, рассказывал простым людям о самом актуальном — о том, что их волновало и радовало; напоминал о важном — устоях веры, традициях благочестия. Лубок, как и любая гравюра, подразумевал «широкий тираж» и был очень распространен в крестьянской среде.

Через лубок мне хотелось показать, что староверы — это не тот замкнутый народ, нелюдимое угрюмое сообщество, как представляют себе многие. Они как и все: и озорные, и веселые, — они всякие,— сказал художник.

————— 

Источник: ru.sputnik-news.ee

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (1)

  1. Константин Краснов

    "Пимен Софронов, единственный русский мастер, который работал по заказу Ватикана, — наш причудский старовер! Это надо помнить и этим гордиться."
    А Никодим (Ротов) — единственный русский(советский) архиерей, который помер в Ватикане. Тоже причина для гордости кого-то?

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля