«Хранители древнего образа и слова», — так называется выставочный проект, который оценили посетители Музея изобразительных искусств Екатеринбурга. «Это результат плодотворного взаимодействия музея и частного коллекционера», — говорят в учреждении, напоминая, что первая совместная выставка икон из собрания В.В. Маслакова не без успеха прошла здесь в 2010 году под названием «Писан бысть сей святый образ в Невьянском заводе».
Как-то так получилось, что главным уральским коллекционером икон старообрядческого письма считается Евгений Ройзман — у него есть свой музей, его выставки проходят в разных городах страны. Однако только его коллекцией богатство уральского иконописания не ограничивается. На недавней выставке в екатеринбургском музее ИЗО вниманию зрителей были представлены иконы, которые ученые называют особо ценными. Дело в том, что почти все они не подвергались реставрации и, таким образом, именно благодаря этому лики сохранили достоверные данные об особенностях иконописи эпохи.
Главная же задача осталась прежней: показать все поразительное многообразие и красоту уральской старообрядческой иконы, дать зрителям возможность восхититься умением мастеров создавать искусные и одухотворенные образы, согретые верой и теплом, исходящим от «намоленных» святынь, ставших памятниками отечественной культурной истории, — объясняют музейщики.
За два месяца, что выставка работала в музее, ее оценили сотни посетителей. Многие — в основном, конечно, те, кто разбирается в иконах, признавались, что эти памятники типичного уральского иконописания из коллекции Маслакова — явление неординарное, а в описании проекта говорилось, что даже при самом беглом знакомстве с собранием становятся очевидными его бесспорная культурная ценность и научная значимость.
Всего на выставке вниманию уральцев было представлено около 200 экспонатов. Тридцать из них относятся к XVIII веку, более восьмидесяти — к первой половине XIX столетия, то есть ко времени расцвета уральского иконописания. Примечательно, что несколько выставленных икон содержат подписи и датированы — ученые на этом основании говорят, что это позволяет им рассматривать эти образы, как определенные опорные точки в изучении местной традиции.
Кстати, в этот раз у организаторов выставки возникла идея расширить рамки проекта — так здесь появились старинные книги, обладавшие, по мнению былых владельцев, такой же святостью и значимостью для людей верующих, как и иконы.
За 300 лет своего существования уральское иконописание не раз испытывало какие бы то ни было влияния, но, оказалось, что сделать это в отрыве от истории местного староверия весьма непросто, — говорили экскурсоводы, повествуя гостям об уникальном явлении в русской культуре — старообрядчестве.
В музее отмечают, что в последние годы, благодаря кропотливым усилиям сотрудников подобных же культурных учреждений, а также историков и частных коллекционеров, стало ясно: помимо Невьянска (безусловно, бывшего крупным центром старообрядческого иконописания) мастера-иконописцы трудились и в Екатеринбурге, и в Нижнем Тагиле, и в Черноисточинске, и в Староуткинске и во многих других заводских поселках Урала.
Значит, у историков есть полное право говорить о своей особой уральской горнозаводской иконописной традиции, которую сейчас они и стараются популяризовать.
Фото: Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Комментариев пока нет