В Саратовской поморской общине впервые прошла служба святым вифлеемским младенцам

По инициативе служителей и прихожан Саратовской старообрядческой общины Древлеправославной Поморской Церкви, 10-11 января в храме Успения Пресвятой Богородицы впервые прошла служба четырнадцати тысячам святым младенцам, иже Христа ради избиенным от Ирода в Вифлееме. Память святым вифлеемским младенцам Церковь начала совершать еще во II веке.

Вечернее богослужение на память святых младенцев вифлеемских

Согласно Уставу, служба святым младенцам была совмещена со службой Рожеству Христову и преподобному отцу нашему Маркелу. По полному церковному кругу, с перерывами, саратовские поморцы провели следующие богослужения: вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы, обедницу и молебен четырнадцати тысячам святым младенцам, иже Христа ради избиенным от Ирода в Вифлееме. 

Наставник Саратовской старообрядческой поморской общины В.А. Вялимсов с клирошанами

Богослужения возглавлял наставник Саратовской поморской общины Виктор Алексеевич Вялимсов. В составлении службы на богослужение неоценимую помощь оказал наставник Невской поморской общины Владимир Викторович Шамарин. Во время пения стихер святым младенцам и чтения молебна и стар, и млад не могли сдержать слез.

«I3111родъ без8зако1нныи зря2 звэзд2u по все1й тва1ри свэтлэ1йшю, смуща1шеся. и3 млеко1мъ питэ1емыя младе1нцы tе13мля, закалаа1ше. Е3лисаве1ть же в8зе1мъши i3wа1нна ка1меню моля1шеся, прiими2 мт7рь с8 ча1домъ. гора2 прiя1тъ прdтчю. z31сли храня1ху сокро1вище, звэзда2 воз8вэсти2. волсви2 покланя1хуся, гдcи сла1ва тебэ2» (Стихера на стиховне. Слава, глас 8)

Перевод на русский:

«Ирод беззаконный, видев звезду светлейшу всего сотворенного Богом, смутился. И младенцев, питающихся молоком, отобрав из рук материнских, убивает. Елисаветь же, взяв Иоанна, камню молилась: «Приими матерь с чадом». Гора приняла Предотечу. Ясли хранят сокровище, которое возвестила звезда. Волхвы поклонялись, Господи слава Тебе».

Причт Саратовской поморской общины (не в полном составе)

Во второй главе Евангелия от Матфея рассказывается, что шедшие поклониться Младенцу волхвы, ведомые вифлеемской звездой, сначала вошли в Иерусалим, чтобы спросить, где родится Царь Иудейский. Правивший в то время царь Ирод испугался, что будет свергнут с престола, и пошел на хитрость.

Узнав, что согласно пророчествам, Христос родится в Вифлееме, он попросил волхвов вернуться через Иерусалим и рассказать, где искать, чтобы и он мог Ему поклониться. Волхвы были предупреждены Ангелом о коварстве Ирода и вернулись в свою землю другим путем. Царь Ирод понял, что его замысел найти Богомладенца с помощью волхвов не удался, и приказал убить всех детей от двух лет и младше в Вифлееме и его окрестностях, рассчитывая, что среди убитых неминуемо окажется младенец Исус. Тогда Ангел Господень явился праведному Иосифу Обручнику и велел им идти в Египет.

Погубленные вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Как гласит церковное Предание, побивались младенцы по-разному: одних убивали мечем, других разбивали о камни и стены, иных бросали оземь и попирали ногами, душили руками, разрывали и раздирали на части, пронзали, разрубали пополам. Горько рыдали матери: великий вопль их доходил до небес. Они рвали на себе волосы и одежду и терзали себя, так что исполнились слова пророка Иеремии: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31,15; Мф. 2,18).

Плач матерей о своих детях описывают святой Иоанн Златоуст и Иоанн Дамаскин.

«Видя это, матери спрашивали убийц: За что вы убиваете наших детей? Какую обиду причинили они царю или вам? И не было никого, кто бы ответил, почему совершается это напрасное убийство, не было никого, кто бы утешил их в этом великом горе. Они же с воплями взывали к воинам: «Пощадите нас, пощадите! Разве у вас у самих нет матерей? Разве вы не ведаете любви материнской? Разве у вас нет жен? Разве не были вы любимы вашими матерями? Не лишайте нас детей наших, но избейте сначала нас самих, ибо мы не в силах перенести смерть наших детей! Пронзайте нас самих!»
Так вопили они, обезумев от печали, раздирали на себе одежды, от скорби били себя в грудь, терзали себе лица, рвали волосы, взывая к Богу: «О Владыка наш, Господи! Что значит эта великая жестокость царя? Он восстает на Твое творение: Ты создал, а он убивает; Ты дал нам детей, а он отнимает их у нас!
» (Иоанн Златоуст «Об Ироде и о младенцах»).

Святые мученики четырнадцать тысяч младенцев Вифлеемских. Афон, монастырь Дионисиат

Вскоре по избиении четырнадцати тысяч младенцев, казнь Божия постигла и самого убийцу, царя Ирода. Конец его жизни был страшен, как повествует об этом святой Феофилакт: «одержимый горячкою и болезнью внутренностей, опухолью ног, заграждением ноздрей, трясением всего тела и распадением всех членов, лукавый царь, съедаемый червями, в страшных мучениях испустил дух».

Никакие страдания не остаются бессмысленными перед Богом, промысел Божий о человеке и мире направляет все ко благу, но не всегда человеческому чувственному пониманию удается осознать и увидеть это сразу. Так и эти младенцы, не погибли, но сподобились великих даров.

День памяти четырнадцати тысяч вифлеемских младенцев стал для нашей общины особенным праздником, еще и немного с другим, современным его осмыслением. В этот день вспоминаем гибель тысяч детей по всему миру, как от военных действий, так и от хладнокровного убийства во чреве матери. Невинная кровь вопиет к Богу, а в ответе за это — все мы.

Хочется надеяться, что подобные богослужения станут со временем традиционными не только в Саратовской общине, а молитвенное обращение ко святым младенцам, иже Христа ради избиенным от Ирода в Вифлееме поможет всем нам в борьбе с беззаконием детоубийства. И пусть нельзя изменить положение вещей сразу и в масштабе всего мира, но молитвенно просить святых о помощи, обличать грех, пробуждать совесть, призывать к покаянию — наша прямая обязанность. 

Комментарии (14)

  1. Константин Краснов
    Константин Краснов

    Хотелось бы услышать богословские мнения по следующему вопросу:
    Церковь почитает 14000 вифлеемских младенцев святыми за то, что они приняли смерть за Христа, т.е. вместо Него. Ничего большего, понятно, они не сделали и не могли сделать, тем не менее, спаслись и во святых почивают. Если в праведность им вменена "невинноубиенность", почему нынешним невинно убиенным во утробах иродоподобных матерей отказывается во спасении? Что может сделать нерожденный младенец для своего спасения, если он обладает душой, которая, как известно, христианка??

    • Alexander Aaaaaa
      Alexander Aaaaaa

      Не стоит проводить параллели с тем, что непостижимо уму человеческому. Невинная смерть 14000 младенцев, возможно, служит уроком, а мучительная смерть Ирода показывает, что такой же конец постигнет Ирода современного.

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      Простите меня туповастого, но богословие уровня "не суйся" меня не устраивает. Вы, Alexander, правы, но не отвечаете на мои вопросы. Мне интересен сейчас не педагогический аспект этого эпизода Библейской истории, а сотериологический.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Константину. В традиционном православном богословии, в отличие от римско-католического, никогда аспекты не разделяли. Для католиков характерен анализ, для православных — синтез. Если сотериологический аспект отделять от дидактического, то можно надумать бесконечное число глупостей и парадоксов.

    • Инокиня Ливия
      Инокиня Ливия

      Константин, думаю, что достаточно удовлетворительный ответ на свой вопрос найдете в "Григориевом видении" (на славянском).
      "А се суть младенцы не просвещении святым крещением.
      И по сих инех отлучи Господь от шуих и бяху слепи, водимы мановением Божиим, на нихже зла ничтоже, ниже паки во благих видяшеся. На нихже воззре Господь и не разгневася, на родителя же их гневашеся, яко не просветиша их святым крещением. И повеле дати им место покойно на полудне, и мало некия вечныя жизни наслаждение…".

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      О. Иоанну: Разделять и не нужно, но и замалчивать неудобообъяснимые в пользу более понятных не совсем честно.
      Инокине Ливии: пример хороший, но ведь апокриф же….

    • Andrey Marchenko

      Св. Григорий Богослов об умерших некрещеных младенцах: "не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы"(Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 558.).

      Св. Григорий Нисский на эту же тему: "Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни" (Твор. Св. Григория Нисского. Ч.4. М., 1862. С. 345.).

    • Andrey Marchenko

      Здесь же есть ответ. Не нуждаются в очищении для восстановления духовного здравия, ибо не теряли его, посредством совершения личных грехов. Поэтому не будут и страдать за грехи, которых не делали. Однако из-за причастности греху первородному не будут прославлены с верными. Для них Богом уготовано особое место. Ибо обителей много у Отца Небесного. Не совершивший греха не подлежит наказанию, но поощрения он ведь не заработал.

    • Константин, а Вы сами знаете ответ и решили "искусить" других читателей или действительно хотите разобраться в этом непростом вопросе?

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      Искушать и без меня, грешного, найдется кому….
      Всех спаси Христос! На душе полегчало!…

    • Константин, по поводу некрещеных младенцев и вообще людей есть много изречений у святых отцов, часть из которых привел выше о. Андрей. По сути Ваш вопрос сводится к пониманию участи человека, который прожил на земле, ничего не знал о Христе и умер в таком состоянии. Что будет с таким человеком по смерти, имеет ли он надежду на спасение или по определению для такового "предуготована геена огненная"?

      И в этом вопросе мнения святых отцов Церкви разделились: одни говорят, что те, кто не имеет крещения однозначно идут во ад. Другие (например, Ефрем Сирин) размышляют и высказывают предположение, что в итоге будет "Бог всяческая во всем", а это означает, что после смерти человек может (и должен) спастись. Доказательством тому служат многие примеры: Адам и Ева, ветхозаветные праведники, 14 тыс. младенцев (некрещенных!!!) и много других примеров. Святые отцы утверждают, что по смерти у человека "отниматеся воля", но сознание личности никуда не девается и он может делать выводы из того духовного мира, который открывается уже за гробовой доской.

      Вот и получается, что Церковь постоянно напоминает нам о высшем и небесном мире вечности, а земная наша жизнь является коротким отрезком и экзаменом, который все люди проходят по-разному и в зависимости от своего духовного состояния. Кому-то же в вузах ставили пятерки и зачеты автоматом, а кто-то и после 3-раза не мог сдать зачет. С точки зрения светского человека умереть в утробе матери или во младенчестве — это верх наказания. Человек ничего не добился в жизни и не оставил после себя "великого следа в истории". Но Господь есть Любовь. Зачем же был создан человек с душой-христианкой, если он сразу был убит? Очевидно, что это особый промысел Божий по поводу каждой души и значит, что Господь призвал человека еще во младенчестве и это будет наилучшее для него, для его вечной жизни и этот младенец из числа 14 тысяч обрел спасение, чего не лишены и любые другие младенцы, которые так же миллионами гибнут и до нашего времени.

    • Игорь Борисович
      Игорь Борисович

      Максим выходит хорошо то что миллионами гибнут?не надо и аборты запрещать раз все равно спасутся. Так вот вас можно понять.А что мать потом покается чадо спасется-и всем хорошо. так? Или я не понял. Тут вот АИ Осипов все о всеобщем спасение талдычет. Вы и с ним согласны? Я не спорю ..Спрашиваю.

    • Игорь, не нужно смешивать разные вещи. Конечно, аборт — это зло и преступление.
      О всеобщем воскресении и о безконечных муках я согласен со святыми отцами. Хотя как это будет не знаю, это тайна будущего века и знать никто не может (даже А.И.Осипов).

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?