В Москве 25 апреля, не дожив один месяц до 77-летия, скончался российский композитор и педагог, прихожанин Покровского старообрядческого собора, что на Рогожском, Юрий (Георгий) Маркович Буцко. Отпевание усопшего состоялось 28 апреля 2015 года в храме святителя Николы, что на Студенцах.
Родился Юрий (в крещении Георгий) в мае 1938 года в городе Лубны Полтавской области, после войны семья переехала в Москву. Окончил Музыкальное училище им. Октябрьской революции, класс композиции теоретико-композиторского факультета Московской консерватории (1966), затем аспирантуру, в 1968 году начал преподавать чтение партитур и инструментовку (закончил преподавание в звании профессора в 2013 году).
Ю. Буцко является создателем многочисленных произведений практически во всех известных музыкальных жанрах. Первые произведения Буцко, получившие значительную известность, связаны с продолжением традиций русской музыкальной классики, в особенности М. П. Мусоргского: моноопера «Записки сумасшедшего» по Н. В. Гоголю, камерная опера «Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому.
С молодых лет Ю. Буцко воспринял культуру, уклад, быт древнего Православия. С тех пор старообрядчество составило важнейшую часть мировоззрения композитора, что отразилось в образном и интонационном строе его сочинений. Он оказался одним из первых русских композиторов советского времени, кто встал на стезю духовного «служения» в музыке, но избрал свой путь. Он не пишет музыку для Церкви и воплощает религиозные идеи в произведениях исключительно концертного предназначения. Сочинение на темы знаменного распева Юрий Буцко создал в конце1960-х. В те времена, когда церковь была отделена от государства, непреодолимой стеной, Юрий Буцко решил познакомить посетителей концертов с тем, что считал самым ценным в русской культуре. Жанр произведения он определил как проповедь. «Старообрядчество хранило все века этот знаменный распев, им не надо объяснять. Это часть службы, этот канон. Великий канон. Чтобы познакомить людей менее осведомленных, я прибегнул к такому жанру, как проповедь. Это род музыкального толкования того содержания, которое есть в данном знаменном распеве. У каждого своя образность, содержание».
Буцко сосредоточивается на разработке особой ладогармонической и полифонической системы, основанной на закономерностях древнерусских монодических (одноголосных) церковных роспевов (фундамент — 12-ступенный диатонический звукоряд — «обиходный лад»). Самое крупное произведение этого стиля — «Полифонический концерт. Девятнадцать контрапунктов для четырех клавишных инструментов, хора и ударных инструментов на темы русского знаменного роспева» (около 3 с половиной часов звучания).
Примечательно, что Буцко, знающий современный церковно-певческий обиход и хорошо знакомый с древней традицией, не прибегает в своем творчестве напрямую к церковно-певческим формам, то есть не сочиняет музыкальные циклы литургии, всенощного бдения и прочее. Ему очевидны преграды, возникающие при совмещении современного художественного сознания с требованиями церковного канона, и потому он не посягает на «богослужебность» своих композиций и всячески избегает «декоративной» стилизации церковной интонационности. Именно поэтому композитор всегда подчеркивал, что «знаменный лад» Полифонического концерта ни в коей мере не является «универсальной», «тотальной» системой, подобно додекафонии, сериальной технике и прочее.
В последние десятилетия Буцко отдавал предпочтение крупной инструментальной форме: 7 «больших» симфоний, жанровые симфонии-сюиты на фольклорном материале, камерные симфонии, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерно-инструментальные циклы. Наиболее значительные произведения этого времени: Камерная кантата №6 «Литургическое песнопение» (1982), Petite кантата №7 «Метаморфозы» (1986), оратория №2 «Песнослов» на стихи Николая Клюева (1999), «Канон Ангелу Грозному, Воеводе и Хранителю» (на тексты Ивана Грозного) для солистов, хора и инструментального ансамбля.
Некоторые сочинения Буцко (в том числе крупной формы) остаются неисполненными и неизданными.
Георгий Буцко долгие годы был прихожанином кафедрального Покровского собора Рогожского кладбища (РПСЦ). Даже в преклонных годах он посещал великопостные Богослужения, отмаливаясь сотни поклонов Марииного стояния. В 2009 году он был награжден грамотой Московской Митрополии «за возрождение древнерусских музыкальных традиций в современной классической культуре».
Отпевание усопшего состоялось 28 апреля 2015 года в храме св. Николы Чудотворца (РПЦ МП), что в Студенцах.
Комментариев пока нет