Скончался исследователь истории забайкальских старообрядцев Фирс Федосович Болонев

29 января 2018 года на 83 году жизни скончался Фирс Федосович Болонев — известный ученый, доктор исторических наук, исследователь истории, материальной и духовной культуры забайкальских старообрядцев, фольклора русского населения Сибири.

Фирс Федосович Болонев

Фирс Федосович Болонев родился 12 февраля 1935 года в семейском селе Большой Куналей Тарбагатайского р-на Республики Бурятия, в старообрядческой семье. Детские и юношеские годы совпали с Великой Отечественной войной, и он стал свидетелем необыкновенной сплоченности людей. Женщины, старики и подростки работали от зари до зари, изнемогая от непосильного труда, но духом не падали.

Враг боек, да народ наш стоек. Я рос среди пахарей и песельников, среди дивной природы в красивом селе, где до сих пор моё сердце, — признавался Ф.Ф. Болонев.

Окончив семилетку, Фирс Федосович вынужден был пойти в МТС, совмещая работу медника с учёбой в школе. По окончании средней школы в г. Улан-Удэ учился в БГПИ им. Д. Банзарова на историко-филологическом факультете, который успешно окончил в 1960 году. После непродолжительной работы в школе и республиканской молодежной газете становится научным сотрудником Бурятского научно-исследовательского института и начинает изучение истории семейских. По приглашению выдающегося ученого академика А.П. Окладникова становится аспирантом Института истории, филологии и философии СО АН СССР.

В 1974 году успешно защитил кандидатскую диссертацию по теме «Народный календарь семейских Забайкалья второй половины XIX – начала XX в.». Он впервые реконструировал народный календарь семейских, восстановил картину аграрных праздников, описал приметы, поверья, обычаи и обряды.

Ф.Ф. Болонев

После защиты уже опытный сотрудник Института истории, филологии и философии СО АН РАН продолжил научные исследования. Ученый посетил почти все семейские села, записал рассказы нескольких сотен людей об обрядах, обычаях, сказки, песни, заговоры. За период плодотворной научной деятельности Ф.Ф. Болонев принял активное участие в 30 этнографических экспедициях, в 16 из них был руководителем отряда и показал себя знающим свое дело полевым этнографом. Он участвовал в сборах этнографического материала в Бурятии, Якутии, на Алтае, в Иркутской и Читинской областях. Им собран большой, отчасти уникальный материал по духовной и материальной культуре русских старожилов Восточной Сибири, а также ряд материалов по этнографии и культуре бурят. В архивах страны Ф.Ф. Болонев обнаружил документы, освещающие историю насильственного переселения староверов из Польши: с Ветки, Стародубья, Винницы, с мест по рекам Сож, Буг, Бох, из городов Межибеж, Гомель, Хмельник и принадлежащим к ним селениям, «с Украины от реки Днестра, городов Горохова, Бара и Бердичева различных селений». Ф.Ф. Болонев нашел в фондах ЦГА Бурятской АССР «Росписи Тарбагатайской Зосимо-Саватиевской церкви», а в них списки «новопоселенных поляков с их семейством», по которым ему удалось выяснить фамилии первых семейских поселенцев.

Работая в архивах Иркутска и Бурятии, Ф.Ф. Болонев нашел новые материалы, которые не только подтверждают ранее установленные даты поселения староверов в Забайкалье, но и дают возможность определить поименно количество семей русских старожилов, первопоселенцев, казаков и пашенных крестьян в таких селениях, как Куйтун, Большой Куналей, Надеино. Они проживали в этих селениях до насильственного водворения сюда «новопоселенных поляков».

Книга Ф.Ф. Болонева «Амурская эпопея в XVII и XIX веках переселения старообрядцев (семейских) на Восток России (XVIII – начало ХХ века)»

По материалам нескольких переписей, обнаруженных Ф.Ф. Болоневым, можно восстановить родословные семейских. Им выяснена история основания некоторых сел. На этом обширном материале был написан и издан ряд научных работ: «Календарные обычаи и обряды семейских» (Улан-Удэ, 1975), «Народный календарь семейских Забайкалья (вторая половина XIX – начало XX в.» (Новосибирск, 1978). В соавторстве с фольклористом, кандидатом филологических наук М.Н. Мельниковым были составлены сборники: «Календарно-обрядовая поэзия сибиряков» (Новосибирск, 1981), «Хороводные и игровые песни Сибири» (Новосибирск, 1985), «Русский календарно-обрядовый фольклор. Песни. Заговоры» /Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников, Т.Г. Леонова/(Новосибирск, 1997). 

Фирс Федосович Болонев — известный ученый, исследователь истории, материальной и духовной культуры забайкальских старообрядцев, фольклора русского населения Сибири

В 1994 году вышла в свет монография «Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв.», которая по мере накопления автором новых архивных и полевых материалов переиздавалась в Москве (2004) и в Улан-Удэ (2009). В ней староверы-семейские изображены в панораме веков. Автор раскрывает их драматическую судьбу в связи с расколом в России в XVII в., показывает сохранение семейскими хозяйственных, трудовых, культурных и нравственных традиций в Сибири. На примере забайкальских старообрядцев показан духовный опыт выживания русского населения в экстремальных условиях. Рассмотрены вопросы этнокультурного взаимодействия семейских с теми народами, с которыми им пришлось жить бок о бок, делиться опытом и достижениями на протяжении веков. Большое внимание уделено в книге колонизации староверами Сибири и освоению ими Приамурья, Дальнего Востока, Якутии.

В 1996 году Ф.Ф. Болонев успешно защитил докторскую диссертацию на тему «Духовная культура русских крестьян-старожилов Юго-Восточной Сибири XVIII-XX вв. (Семейские Забайкалья)». По совокупности работ ему была присвоена ученая степень доктора исторических наук. Фирс Федосович является одним из авторов фундаментального тома «Крестьянство Сибири в эпохе капитализма». На основе архивных материалов издал книгу «Ссыльные поляки в Сибири: XVII в., XIX в. Исследования и материалы» (Новосибирск: Книжица, 2007). Несколько его работ опубликованы за рубежом (США, Румыния, Монголия, Япония, Украина).

За плодотворную научную и общественную деятельность Ф.Ф. Болоневу присвоены почетные звания: «Заслуженный деятель науки Республики Бурятия», «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия». Был избран членом-корреспондентом Петровской Академии наук и искусств. Под руководством Ф.Ф. Болонева 5 аспирантов защитили кандидатские диссертации.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (8)

  1. Родился в старообрядческой семье, свою жизнь посвятил изучению старообрядчества, особенно в Бурятии, а стал ли прихожанином РДЦ хотя бы в постсоветский период? Или так и остался только с симпатией к старообрядчеству через призму научных изысканий?

    • Иван Калашников

      Насколько известно, Болоневы — семейского села Большой Куналей в большинстве были безпоповцы. Безпоповцы в Бурятии до сих пор молятся отдельно по домам.

      Да даже почти все Белокриницкие сейчас стали молиться по домам, потому что епископ Патермуфий со своими подручными в селах почти всех разогнал, а в Улан-Удэ в церковь ходит человек 5-7 близких по духу Патермуфию, которые грызутся между собой и естественно туда никто больше не ходит.

    • А была информация (даже с фото), что под Улан-Удэ в селе храмовый комплекс заложили, в Чите храм достраивают, в Иркутске общину создают. Но в целом — да, Бурятию РПсЦ "уступила" РДЦ. Хотя на днях ихние министр культуры и депутат парламента на Рогожском с Митрополитом встречались. Видимо, после череды визитов на федеральном уровне, решили прозондировать, как им быть, а то государь и свита к белокриницким, а они ставку на новозыбковских ( с Патриархом и своим митрополитом) сделали, теперь надо как то сгладить.

    • Иван Калашников

      Для zavoljskii. Я вам написал, но вы видимо невнимательно читаете, или не желаете воспринимать то, что написано. Ну, то и понятно в Москве все видится в радужном цвете. Но реальность есть реальность.

      Попробую еще раз вам описать реальность о старообрядцах Бурятии.

      По РПСЦ было более менее нормально, пока не поставили комсомольца-кришнаита Елисеева. Он конечно по комсомольски поднял людей, но дальше лозунгов в вопросах веры не пошло…

      После Елисея семейские упросили Москву поставить местного Карпа Утенкова, благочестивого деда. Ну вроде бы у Белокриницких началось все налаживаться, но опять вмешалась Москва и привезли «кота в мешке» — Патермуфия.

      Ну, Патермуфий по началу лет пять бывал в Бурятии набегами, пока его не выперли из Украины. А когда понял, что его сослали в Сибирь, сразу отца Карпа с прихода выгнал и тот вынужден был уйти в РДЦ. С ним естественно ушли многие белокриницкие в РДЦ, а другие многие просто ушли от Патермуфия и молятся по домам в надежде, что в Москве может быть когда-нибудь заметят, что самая крупная по территории епархия от Иркутска и до Дальнего Востока перестала существовать. В которой даже при Елисее было более 20 старообрядческих общин.

      «А была информация (даже с фото), что под Улан-Удэ в селе храмовый комплекс заложили, в Чите храм достраивают, в Иркутске общину создают.»

      Патермуфий под Улан-Удэ на собственной земле строит какие-то бомбоубежища, подземные подвалы, люди думают, что видимо пытать людей как в Луганске собираетя. Три подвала построены — это да, но «храмовым комплексом» даже не пахнет. Приедьте и убедитесь сами. Да и христиане к Патермуфию не ходят.

      В Чите уже молятся в храме, но этот храм частный и туда Патермуфия пускают только иногда. А в Иркутске общину создают уже лет 20, но все никак и сколько еще будут создавать одной Москве ведомо. Там тоже осталось человека 3 не больше, все ушли к безпоповцам и новозыбковцам, которые сейчас строят храм в Шелехово под Иркутском.

      Так что вряд ли кто-то, что «сглаживает». Просто люди в правительстве Бурятии желают, чтобы в Бурятии нормализовалась ситуация с белокрыницкими староверами. Поэтому видимо министр культуры Бурятии и приезжал, потому что, Патермуфий – это просто позор не только староверов Бурятии, но и всего старообрядчества.

    • Спаси Христос за информацию. Только зачем так раздражаться? Если все так, как Вы пишете, то куда смотрит Митрополия? А интересуюсь потому, что много раз бывал в Иркутске и Бурятии, а вот в Чите не довелось.

    • Константин Краснов

      А, вот, из Сычевки всю комиссию и отправить в Сибирь, пока запал не прошел…

    • Иван Калашников

      "то куда смотрит Митрополия?" Так Патермуфия митрополия и назначила на Бурятию. Он сам то не очень сюда хотел. У нас же Сибирь при том восточная, а не теплые края. Но ни кого почему-то даже не спросили из местных, привезли и все. Вроде-бы Соборность в старообрядчестве никто не отменял, но видимо кому-то очень не выгодно, чтобы в Бурятии возрождалось старообрядчество. Благодаря Патермуфию белокриницких в Бурятии почти не осталось, а те кто еще держится, уже в обществе лишний раз не скажет, что он белокриницкий. Патермуфий своим бомжатским поведением просто опустил белокриницких ниже плинтуса.

      Для "Сергея" "вы прям как "теневое правительство"". Не понял вы о каком "теневом правительстве" если вы о тех кто таких как Патермуфий до власти ставит? А я просто пишу как оно есть, просто душа болит от такого состояния в котором мы старообрядцы находимся, благодаря как раз вот вашему "теневому правительству".

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля