У Шайтан-озера были скиты староверов, а теперь только кормушка с сеном и «каменушки»

Это озеро на Среднем Урале знают не многие. Оно манит к себе лишь рыбаков да редких туристов, уставших от традиционных маршрутов. Они, конечно, не догадываются, что здесь, в нескольких десятках метрах от берега водоема, богатого рыбой и густо населенного многочисленными птицами, когда-то был старообрядческий скит.

Выходим от трассы в сторону озера

О нем напоминает лишь до конца не заросшая деревьями поляна метров 50 на 50, где лесники оборудовали кормушку для животных.

Кормушка для животных

Места тут чудесные. Дикие. Можно и лесную живность встретить. И хотя до автотрассы «Екатеринбург Серов» всего-то километра два, кажется, очутился в глуши и до цивилизации, «как до Китая пешком». Именно здесь когда-то выбрали место отшельники-староверы, обосновались и спасали свои души, личным примером показывая, что уединение и молитва — суть спасение и близость к Богу.

Мефодий Тюкин — наш проводник, идеально знающий эти места

Вместе с невьянцем Мефодием Тюкиным мы приехали сюда в воскресный день, чтобы прогуляться и вдохнуть чистого воздуха, задумавшись о былом. Сразу скажу: данные о том, что у Шайтан-озера были скиты, сомнениям не подвергаются, при этом никаких фактических тому подтверждений, кроме рассказов пожилых местных жителей, которые что-то слышали про два здешних скита от своих дедушек и бабушек, в наши дни нет.

У нас в лесах нет липы, а здесь, у Шайтан-озера, словно аномалия какая-то — есть, и, когда начинается цветение, аромат стоит такой, что голова кружится, — рассказывает он, отмечая, что, по словам старожилов, у озера было два скита — один больше, второй меньше.

Мы идем по лесной дороге, хорошо известной Мефодию Константиновичу, как большому любителю и ценителю мест в окрестностях своего родного Невьянска. У нас подобралась большая компания — прихожанин невьянского храма Александр Ревякин с сыном, фотограф-любитель Олег Бажуков и еще пара «туристов», далеких от старообрядчества.

Дорога не без трудностей

Восторгаемся чистотой лесного воздуха, обходим затопленные дождевой водой ямы, и с замиранием сердца наблюдаем за гнездами птиц, где белеют и желтеют недавно отложенные яйца…

Гнездо утки

Исследования этого места начались в 1980-х годах ученым из Нижнего Тагила. Приехав сюда в первую экспедицию, ничего конкретного сделать ему не удалось — во время первой же ночевки ветер с озера его прохватил так, что он заболел и был вынужден вернуться ни с чем.

Берег озера

Позже он все-таки «победил» озеро Шайтан, сумев изучить его со всех сторон и сделать важные археологические находки, свидетельствующие об исторической значимости сего места. Впрочем, все его выводы касаются древних металлургов, которые оставили безмолвные свидетельства о своем здесь многолетнем труде.

То место, где был скит

А вот находок духовных сейчас не сделать, как ни пытайся. Если не помогли власти снести с лица земли скиты, то природа сделала свое дело, поглотив любые намеки на былые строения… Можно лишь удивляться мудрости скитников — они жили вроде и в глухом таежном лесу, но недалеко от Нейво-Рудянского, Верх-Нейвинского и Невьянского заводов, которые окружали озеро со всех сторон, отстоя от него на несколько десятков километров. Наверняка принимали отшельники и паломников, которые, духовно задыхаясь в уральских городах, где исповедание старой веры приравнивалось едва ли не к смертному приговору, искали здесь «отдохновения» и, конечно же, получали его среди безмолвия, нарушаемого лишь словами «строго по делу» да молитвами, доносящимися из келий.

Каменный гриб

Интерес представляют тут и так называемые «каменушки» — малые скальные выходы, а равно и большие камни, частично продутые ветрами так, что временами взгляда не оторвешь.

Те самые «каменушки»

Вкупе со встречающимися тут и там утиными гнездами, понимаешь: это место и сегодня остается чистейшим. Возможно, когда-нибудь у старообрядцев дойдут руки и найдутся силы поставить здесь крест в память о тех строгих, даже аскетичных в своей вере людей, чьих имен теперь уже не восстановить, как ни пытайся.

Фото автора

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля