Это озеро на Среднем Урале знают не многие. Оно манит к себе лишь рыбаков да редких туристов, уставших от традиционных маршрутов. Они, конечно, не догадываются, что здесь, в нескольких десятках метрах от берега водоема, богатого рыбой и густо населенного многочисленными птицами, когда-то был старообрядческий скит.
О нем напоминает лишь до конца не заросшая деревьями поляна метров 50 на 50, где лесники оборудовали кормушку для животных.
Места тут чудесные. Дикие. Можно и лесную живность встретить. И хотя до автотрассы «Екатеринбург — Серов» всего-то километра два, кажется, очутился в глуши и до цивилизации, «как до Китая пешком». Именно здесь когда-то выбрали место отшельники-староверы, обосновались и спасали свои души, личным примером показывая, что уединение и молитва — суть спасение и близость к Богу.
Вместе с невьянцем Мефодием Тюкиным мы приехали сюда в воскресный день, чтобы прогуляться и вдохнуть чистого воздуха, задумавшись о былом. Сразу скажу: данные о том, что у Шайтан-озера были скиты, сомнениям не подвергаются, при этом никаких фактических тому подтверждений, кроме рассказов пожилых местных жителей, которые что-то слышали про два здешних скита от своих дедушек и бабушек, в наши дни нет.
У нас в лесах нет липы, а здесь, у Шайтан-озера, словно аномалия какая-то — есть, и, когда начинается цветение, аромат стоит такой, что голова кружится, — рассказывает он, отмечая, что, по словам старожилов, у озера было два скита — один больше, второй меньше.
Мы идем по лесной дороге, хорошо известной Мефодию Константиновичу, как большому любителю и ценителю мест в окрестностях своего родного Невьянска. У нас подобралась большая компания — прихожанин невьянского храма Александр Ревякин с сыном, фотограф-любитель Олег Бажуков и еще пара «туристов», далеких от старообрядчества.
Восторгаемся чистотой лесного воздуха, обходим затопленные дождевой водой ямы, и с замиранием сердца наблюдаем за гнездами птиц, где белеют и желтеют недавно отложенные яйца…
Исследования этого места начались в 1980-х годах ученым из Нижнего Тагила. Приехав сюда в первую экспедицию, ничего конкретного сделать ему не удалось — во время первой же ночевки ветер с озера его прохватил так, что он заболел и был вынужден вернуться ни с чем.
Позже он все-таки «победил» озеро Шайтан, сумев изучить его со всех сторон и сделать важные археологические находки, свидетельствующие об исторической значимости сего места. Впрочем, все его выводы касаются древних металлургов, которые оставили безмолвные свидетельства о своем здесь многолетнем труде.
А вот находок духовных сейчас не сделать, как ни пытайся. Если не помогли власти снести с лица земли скиты, то природа сделала свое дело, поглотив любые намеки на былые строения… Можно лишь удивляться мудрости скитников — они жили вроде и в глухом таежном лесу, но недалеко от Нейво-Рудянского, Верх-Нейвинского и Невьянского заводов, которые окружали озеро со всех сторон, отстоя от него на несколько десятков километров. Наверняка принимали отшельники и паломников, которые, духовно задыхаясь в уральских городах, где исповедание старой веры приравнивалось едва ли не к смертному приговору, искали здесь «отдохновения» и, конечно же, получали его среди безмолвия, нарушаемого лишь словами «строго по делу» да молитвами, доносящимися из келий.
Интерес представляют тут и так называемые «каменушки» — малые скальные выходы, а равно и большие камни, частично продутые ветрами так, что временами взгляда не оторвешь.
Вкупе со встречающимися тут и там утиными гнездами, понимаешь: это место и сегодня остается чистейшим. Возможно, когда-нибудь у старообрядцев дойдут руки и найдутся силы поставить здесь крест в память о тех строгих, даже аскетичных в своей вере людей, чьих имен теперь уже не восстановить, как ни пытайся.
Фото автора
Комментариев пока нет