Как уже ранее сообщал сайт «Русская вера», комиссией Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви еще в середине прошлого года был разработан документ под названием «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века». Источники в Московской Патриархии подтверждали, что работа над этим документом ведется и его положения проходят экспертизу, в том числе и в Синодальной комиссии по старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядчеством Отдела Внешних Церковных связей.
Так, 25 ноября 2013 года под председательством митрополита Волоколамского Илариона состоялось очередное заседание Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Участники заседания рассмотрели проект документа «О дальнейших мерах по уврачеванию последствий церковного разделения XVII века», разработанный в комиссии Межсоборного присутствия по вопросам противодействия церковным расколам, и высказали ряд предложений по его содержанию. Результаты обсуждения были переданы в президиум Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
29 января 2014 года в рамках XXII Рождественских образовательных чтений в Патриаршем Центре древнерусской богослужебной традиции при церкви Покрова в Рубцове прошёл круглый стол представителей старообрядных приходов РПЦ МП, где зашла речь о проекте документа грядущего Архиерейского Собора «О дальнейших мерах по уврачеванию церковного раскола XVII века». Также была отмечена необходимость разработки Положения о единоверческих (старообрядных) приходах, преобразование Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством в Синодальный Отдел.
30 мая 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви на своем заседании в Санкт-Петербурге принял ряд новых мер по врачеванию церковного разделения XVII века, сообщает сайт «Патриархия.ru».
Так, на основании доклада председателя Отдела внешних церковных связей митрополита Волоколамского Илариона, Синод постановил:
1. Учитывая встречающиеся расхождения в современной пастырской практике, подтвердить определение Святейшего Синода за № 1116 от 25 мая 1888 года, согласно которому крещенные в старообрядческих согласиях вступают в единство с Русской Православной Церковью посредством совершения над ними Таинства Миропомазания.
2. Поручить Синодальной богослужебной комиссии совместно с Комиссией по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством отредактировать чины воссоединения с Церковью последователей старообрядческих согласий с учетом постановления Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и последующих соборных актов, после чего представить тексты чинопоследований на утверждение Священному Синоду.
3. Напомнить, что, согласно суждению святителя Филарета, митрополита Московского, подкрепленному многолетней практикой единоверческих приходов, старообрядцам, воссоединившимся с Русской Православной Церковью, разрешается поминать в молитвах своих родственников, умерших вне общения с нею.
4. В случае присоединения к Русской Православной Церкви старообрядца, принесшего ранее монашеские обеты, он, по его желанию, признается состоящим в монашестве.
5. Рекомендовать при изучении истории старообрядчества и единоверия в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви руководствоваться духом христианской любви и стремлением к преодолению существующих разделений.
Наш информационный портал будет продолжать следить за судьбой этого документа и характером его формулировок.
Предлагаем обсудить эту тему в разделе «Беседа»: http://ruvera.ru/chat/other/vashe-mnenie-o-merah-uvrachevaniya-raskola-prinyatyh-sinodom-rpc-30-maya-2014-goda_24
Прошу прощения — а что изменилось в результате этих решений?
РПЦ лучше бы возвращалась сама к Старой вере, создавая пункты в документах, а не так.
РПЦ должна возвращаться к Старому обряду, а не принимать на "снисходительных" условиях старообрядцев.
РПЦ это сложно сделать, много времени прошло и не хватает мужества признать ошибки, есть только попытки. А у нас, старообрядцев, часто не хватает силы простить и не вспоминать бывшее. Так, часто с нашей стороны звучат только призывы к покаянию и жажда доказательств своей правоты, но без любви.
Резкий возврат к старому обряду в РПЦ будет подобен реформе Никона по последствиям. Хотя, РПЦ не делает на мой взгляд и того, что могла бы делать без особого ущерба — например, развивать единоверческие приходы. При всей ресурсной мощи РПЦ, единоверческих храмов по стране очень мало, и особо никаких на мой взгляд шагов в сторону аккуратного поворота к старым обрядам: двоеперстию, традициям и т.п. Хотя, думаю, что если бы активность была выше, то первые же плоды в виде заметного роста числа единоверцев поставили бы РПЦ в сложную ситуацию из-за противоречий в обрядах и текстах между своими же приходами, и пришлось бы стараться отвечать на непростые вопросы.
Что касается единения РПЦ и старообрядцев, то куда сложнее на мой взгляд чем двуеперстия, будет согласовать взаимопочитание святых. То есть РПЦ должна будет молиться за Аввакума и Павла Коломенского с Морозовой, а старообрядцы как-то "признать" того же Димитрия Ростовского и других почитаемых в новообрядчестве подвижников которых среди старообрядцев вообще нередко оскорбляют в беседе.
Не говоря уж о том, что среди самих старообрядцев сколько всего согласовать сложно. РПСЦ и РДЦ — уж куда ближе, а все равно несогласовки. Объединить их — а будут ли в РДЦ митрополита Амвросия почитать?
Хитро, все делают чтобы переманить к себе.
А что изменилось? Прием от старообрядцев через миропомазание и раньше вроде был, во всяком случае от поповцев. Родню поминать разрешали, даже вроде до причастия допускали. По-моему, от поповского старообрядцества в РПЦ всегда был легкий шаг.