3-4 января 2018 года в Москве состоится семинар «Два глотка традиции», посвященный произведениям традиционного народного искусства из собрания краеведа, коллекционера и исследователя русского фольклора Алексея Беласа (г. Новозыбков). Автор выставки расскажет о рушниках и символике, связанной с этой древнейшей ткаческой традицией, сложившейся столетия назад. А любой посетитель сможет освоить различные рукодельные техники и познакомиться с богатым видеорядом из экспедиций исследователя.
Традиционная культура, как сокровищница народной памяти, хранит многовековой уклад жизни и твердость веры, преданность заветам предков и радушие добрососедства, верность родной земле и упорное трудолюбие. О них говорят древние предания, песни, праздничные обряды важнейших моментов жизни человека. Брянский край славится уникальной традицией ткачества. В рукотворных узорных тканях, создаваемых крестьянскими мастерицами, из поколения в поколение передавались представления о красоте мира, воспоминания об истории рода.
Полотенца с украшенными концами в крестьянском быту всегда были значимым символом. Белое полотнище рушника было пожеланием долгого трудового дня. На свадьбе полотенцем соединяли руки жениха и невесты, а в таинстве венчания рушник становился подножием, символизирующим общую дорогу, по которой вместе предстоит идти новобрачным.
На рушнике подносили хлеб и соль почетным гостям, рушниками одаривали, рушники передавали детям в память о родном доме. В скорбных обрядах рушники знаменовали последнюю дорогу умершего в иной мир и молитвенную память живых об ушедшем. Но главное, рушниками украшался «святой кут», «красный угол» — святое место каждого крестьянского дома. Лучшие рушники, богатые орнаментами, насыщенные яркостью красного цвета, самые искусные по работе предназначались для обрамления семейной божницы. Ими не просто украшались иконы — сам рушник в народном сознании мыслился как подношение Богу, как вытканная молитва. «Набожник», «Богова рубашка» — так называли на Брянщине рушники для красного угла. В этих шедеврах народного мастерства до нас дошли узоры дохристианской Древней Руси — знаки земли, воды, солнца, символы плодородия, памяти рода, представления о мироздании.
Пройдя через века, они одухотворились христианской молитвой, получили новое осмысление. Древнейший образ Древа Жизни стал знаком крестной жертвы Спасителя, поправшего смерть. Небесные птицы стали символами Рая, силуэты церковных главок — образами Небесного Иерусалима, стилизованные кадильницы — знаком непрестанной молитвы. На рубеже XIX и XX веков на рушниках появляются буквенные надписи, чаще всего наивное и немногословное моление к Богу крестьянской мастерицы. Немалый вклад в тканую летопись Брянской земли внесли старообрядцы, пронесшие через века и обогатившие традиции культуры русского народа.
На два дня автор семинара Алексей Белас приглашает посетителей погрузиться в народную культуру Брянско-Белорусского пограничья, исследовать ее материальное наследие — ткачество, орнаменты и нематериальное — обряды, поверья и песни, подивиться их переплетению! Ведущие семинара Алексей Белас и Лада Корнеева — составляют блестящий тандем: Алексей досконально и из первых рук знает местную традицию ткачества и обрядность, а Лада является специалистом по ритуально-символическим системам славян. Таким образом, локальные живые свидетельства можно будет увидеть на фоне общеславянских данных.
Подробный план семинара 3-4 января 2018 года:
День первый:
I. Ткачество: красная нить женской судьбы
- Космология крестьянского труда: тканье и станок
- Годовой и возрастной круг работы с текстилем
- Разнообразие тканых изделий в традиционном быту
II. Рушники
Рушник — предмет силы. Обрядовое применение полотенец: божница, годовые праздники, свадьба, погребально-поминальный цикл, обетный дар.
Практика: знакомство с узорно-ткаческими техниками (на станке): брань, заклад, полузаклад. Определение техник на изделиях.
III. Орнамент
- Основные мотивы узоров в регионе
- О народных наименованиях и изначальных смыслах
- Принципы орнаментации рушника и одежды
- Локальный «стиль» на примере нескольких деревень
- История исследования значений узоров в России, литература
Практика: семантическое исследование рушника. Каждый будет работать с изделием персонально. Пробуем толковать значения орнаментов сперва интуитивно, затем используя таблицы современных наработок. Выводим общее «послание» полотенца.
IV. «Оконечные» украшения рушника
- Уникальная вышивка по сетке, мережка, кружево
- Виды и роль вышивки в регионе
- Бахрома — история жанра
Практика: учимся местному приему «чапаць махры» — делать бахрому по узорному краю рушника, которая так добавляет ему нарядности и своеобразия.
День второй:
I. Обряды. Местные свидетельства живых носителей — на фоне общеславянских данных:
- Традиции Святок. Мистерия Козы
- Брянская Свадьба. Этнографическое видео с разбором
- Поминальные традиции на кладбище
- Уникальная местная архаика: весенний обряд «Стрела», общинный обряд «Свеча».
II. Обрядовые песни. К каждому разделу — прилагается живое исполнение Ладой песенных примеров, обзор символики образов, акустических особенностей жанра.
III. Собирательство: Как любителю поехать в этнографическую экспедицию, как сделать ее плодотворной. Научные принципы сбора материала.
Стоимость семинара за 2 дня участия (возможна рассрочка):
- 2000 рублей — при оплате не позже 25 декабря;
- 2500 рублей — при оплате не позже 31 декабря;
- 3000 рублей — в дальнейшем.
Общая продолжительность семинара вместе с чаепитием — не менее 6 часов. На встрече вы сможете приобрести этнографические рушники, рубахи, книги по народному ткачеству и узорам, а также заказать видеозапись семинара.
Семинар Алексея Беласа «Два глотка традиции» состоится в Москве 3—4 января 2018 года с 16:00 до 19:00 по адресу: Черниговский переулок, д. 9/13, стр. 2, Международный фонд славянской письменности и культуры.
Контакты: +7 (916) 222-24-44, ladolado@mail.ru.
"I. Обряды. Местные свидетельства живых носителей — на фоне общеславянских данных:
Традиции Святок. Мистерия Козы
Брянская Свадьба. Этнографическое видео с разбором
Поминальные традиции на кладбище
Уникальная местная архаика: весенний обряд «Стрела», общинный обряд «Свеча»."
А мы тут в статье про Николу сокрушались — вот-те нате! И споют, и спляшут и не дорого возьмут…