В Екатеринбургской епархии РПЦ запрещено обливательное крещение

В начале января 2016 года Митрополит РПЦ МП Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) направил клирикам своей епархии письмо, в котором определяет порядок совершения Крещения и Венчания.

Крещение совершать только полным погружением. При отсутствии соответствующей купели направлять крещаемых в храмы, где купель позволяет проводить Крещение полным погружением, — говорится в циркуляре.

Митрополит Кирилл напомнил священнослужителям своей епархии о порядке подготовки ко Крещению, которому обязательно должно предшествовать оглашение. В РПЦ, согласно документу «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской православной церкви», принятому в декабре 2011 года, под оглашением понимается «совокупность бесед и наставлений готовящимся принять Святое Крещение. Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения». Крещению должно предшествовать не менее двух огласительных бесед.

Крещение трехкратным погружением в РПЦ

Отныне в Екатеринбургской епархии РПЦ вводится новый порядок изготовления крещальных купелей: вода должна сливаться в специально отведенное «непопираемое» место, т.к. Крещение совершается в святой воде. Эскизы вновь сооружаемых купелей будут утверждаться правящим архиереем. Обливательное крещение проникло на Русь с запада, от католиков

На соборе 1618 года, созванном патриархом Филаретом и царем Михаилом Романовым, было принято постановление о полном погружательном крещении католиков и других христиан, подвергшихся обливанию. Такое решение было принято, поскольку обливательное крещение приняло на Западе массовый характер и уже грозило ниспровергнуть древнехристианскую апостольскую традицию погружательного крещения. Однако и более ранние древнерусские церковные соборы неоднократно упоминали об обязательности погружательного крещения. Постановления собора 1618 года и по сей день считаются действительными в старооборядчестве. В новообрядчестве же, после реформ патриарха Никона, обливательное крещение было признано равноценным погружательному. 

Большое внимание апологии обливания уделил известный архитектор духовно-государственной политики времен Петра I архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович). Он издал книгу «Истинное оправдание правоверных христиан крещением поливательным во Христа крещаемых». В XX веке обливательное крещение получило большое распространение. Но стоит отметить, что некоторые архиереи РПЦ относились к этому резко отрицательно. Так, знаменитый врач и епископ Лука (Войно-Ясенецкий; 1877—1961) в свое время так отзывался об обливательном Крещении:

«К глубокому огорчению моему, узнаю, что доныне, несмотря на повторные указания мои, таинство крещения совершается некоторыми священниками чрез обливание, а многими другими, по лености и нерадению, допускаются совершенно нетерпимые сокращения чина крещения, изложенного в Требнике. 50-е Апостольское правило грозит лишением сана епископу или пресвитеру за крещение не троекратным погружением. Из истории Церкви знаем, что уже в апостольское время крещение совершалось троекратным погружением во имя Отца и Сына и Святаго Духа …О крещении троекратным погружением в воду как совершенно обязательной форме крещения много писали св. отцы Церкви: Кирилл Иеросалимский, Василий Великий, Иоанн Златоустый, Симеон Новый Богослов, Дионисий. Крещение обливанием Православная Восточная Церковь допускала лишь в самых исключительных случаях, как, например, в тяжелой болезни крещаемого, погружение которого невозможно, или над мучениками, заключенными в темницу, где можно было иметь лишь очень немного воды».

Также к правильному совершению крещения призывал и ныне покойный патриарх Алексий II (Редигер; 1929 — 2008). В одном из своих распоряжений он указывал:

Само же Крещение надлежит совершать в соответствии с правилами и традицией нашей Церкви, то есть через полное погружение. Недопустимо совершение его в малом количестве воды.

Комментарии (10)

  1. Владимир*
    Владимир*

    “…Такъ отметаемое раскольниками обливательное крещеніе, въ греческомъ законѣ совершенное, и по Соборному Изложенію не есть отметное крещеніе, не есть еретическое; обливанцевъ греческаго закона признавать должно за христіань православныхъ, за благодатныхъ сыновъ святыя церкви; а церковь святую, тако принимающую ихъ, не злословить, а благословлять подобаетъ. Блаженный патріархь указалъ, во-вторыхъ: „аще ли будетъ единымъ масломъ помазыванъ, а миромъ не помазыванъ, и того муромъ помазывати“. Кого разуметь здесь?— Того, кто приходитъ къ россійской церкви уже крещенный, но миромъ еще не помазанный, — следовательно, или, по нынешнему, раскольника, наставникомъ погруженнаго токмо, или, по тогдашнему и нынешнему, католика малолетка, или одного изъ числа тѣхъ еретиковъ, кои упоминаются въ 7-мъ правиле 2-го вселенскаго собора, и коихъ не крестить, а помазывать токмо велѣно; белорусца же, или малоросса обливанца греческаго закона, никакъ нельзя разуметь здесь, когда онъ по греческому закону не только крещенъ, но и миромъ помазанъ: следовательно и сей, коего миромъ помазывати должно по Соборному Изложенію, не къ тѣмъ относится, коихъ крестить подобаетъ; ибо помазуютъ не другихъ какихъ, а токмо крещенныхъ уже, и крещенныхъ крещеніемъ неотметнымъ…

    …Если бы нашлись такіе мудрователи, кои стали бы чуждаться священниковъ, рукоположенныхъ святителями,
    въ греческомъ законе обливательно крещенными, то, когда и Соборное Изложеніе не отметаетъ обливательнаго крещенія въ греческомъ законе, и все принимаемыя и совершаемыя обливанцами греческаго закона тайны утверждаетъ, следовательно помянутыхъ мудрователей какими бы назвать надлежало? Мудрователями или слепыми, или зловерными, или врагами церкви, св. Евангелія, самого Христа. Вотъ что, напримеръ, въ великой Четьи-Минеи, подъ 10 числомъ декабря, о св. мученике Минѣ и Ермогенѣ пишется. „Собравшимся епископомъ, иже изъ окрестныхъ местъ и пустынь пріидоша въ Александрію, овъ словесныя своя овцы посетити, инъ же подвигъ мучениковъ видѣти хотяще, и бяше ихъ числомъ 13: темъ собравшимся, и воде уготованней бывшей, повеле святый Мина Ермогену, да приклонитъ главу свою епископомъ: тіи же возливающе воду на главу его, глаголаху: пріемлетъ баню отрожденія Ермогенъ, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и тако крещенъ бысть судія предъ всемъ народомъ, и вси людіе славу возсылаху Христу Богу. Крестися же и народа множество, и бысть радость велика во всемъ граде, веселящимся людемъ вернымъ о Господе Бозѣ своемъ. Ермогенъ же по немногихъ днехъ поставлень бысть епископомъ граду Александрійскому, и раздаде вся своя имѣнія требующимъ; вооружися же со всемъ словеснымъ своимъ стадомъ на діавола крепко: ибо въ маломъ времени требища бесовская разори, идолы сокруши, и на техъ местахъ церкви созда, и множество безчисленное еллиновъ ко Христу приводя, крещаше и болезни всякія исцѣляше призываніемъ имени Христова, и креста Его святаго знаменіемъ, и духи лукавыя отъ человекъ отгна, и учаше вся люди благочестію и чистоте, смиренно же и любви и кротости и прочимъ добродетелямъ, самъ же себе образъ стаду подаваше…“ (стр. 46-49).

    Более подробно:
    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ef/%D0%A1%D1%83%D0%B1%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%9D._-_%D0%90%D1%80%D0%BA%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9%2C_%D0%B0%D1%80%D1%85%D0%B8%D0%B5%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF_%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B8_%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B%D0%B5_%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_-_1890.pdf%5D

  2. Сергей Агеев

    Отлично. Это даже не кирпичек, а кирпичище в возрождение и укрепление традиций в Русский Православной Церкви. И прецедент, который уже вписан в историю, на который будут ссылаться.

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      Патриарх(!) Алексий II такие письма ещё лет 15 назад рассылал по всей РПЦ и грозился прещениями. Результат всем известен.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Это распуститься легко, а обратно исправиться не так просто и быстро. Хорошо, что усилия всё же продолжаются.

    • Сергей Агеев

      У патриарха это было общее пожелание, а здесь — конкретные меры, предписания.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Да, пожестче с этим надо, согласен. И желательно с наказаниями для попов-нарушителей.

  3. Сергий 985
    Сергий 985

    Хорошо, что в РПЦ идут такие оздоровительные процессы. Конечно, не сразу всё образумится, но дорогу осилит идущий.

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      Одно лечат, другое калечат. Имел "счастье" наблюдать "тульское разорение" Ярославской епархии при г-не Наконечном. От всего сердца жаль екатеринбуржцев…

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?