Две трети православных россиян трактуют догмат о Святой Троице как католики

В декабре 2016 года были опубликовали результаты всероссийского репрезентативного опроса фонда «Общественное мнение» по запросу исследовательской службы «Среда», созданной в 2011 году для проведения социологических исследований, связанных с Русской православной церковью. 69% православных россиян ответили, что Святой Дух, по их мнению, исходит не только от Отца, но и от Сына. Такой взгляд соответствует католической, а не православной традиции. 

Респонденты были опрошены летом 2016 года, но результаты опубликовали только в декабре — в альманахе «Лодка». Исхождение Святого Духа, по мнению большинства опрошенных, происходит и от Отца, и от Сына, «симметрично». Это и есть филиокве, что не соответствует православному учению.

Собор святого Петра в Ватикане

В 1054 году спор о том, от кого исходит Святой Дух, расколол христианскую церковь, в результате она разделилась на Римско-католическую и Православную. Православие не принимает католическую формулировку Никео-Константинопольского символа веры с филиокве, где речь идет об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и «от Сына» (лат. filioque).

Никео-Цареградский Символ веры — строгая догматическая формула вероисповедания, была введена на Втором Вселенском Соборе в 381 году и утверждена на IV Вселенском Соборе как полное раскрытие учения о Троице. В основу Символа веры легли терминология и труды  отцов Церкви второй половины IV века о церковном догмате Святой Троицы — Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Амфилохия Иконийского и Никейский Символ веры, принятый на Первом Никейском соборе в 325 году.

Святые отцы Первого Никейского собора, которые держат Никео-Цареградский Символ веры

Дораскольный православный текст Символа Веры: «Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Исуса Христа Сына Божия единороднаго, иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога истинна, от Бога истинна, рожденна, а несотворена, единосущна Отцу, имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа свята, и Марии Девы вочеловечьшася. Распятаго за ны при Понтийстем Пилате, страдавша и погребена, и воскресшаго в третии день по писаниих. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою, судити живым и мертвым, егоже царствию несть конца. И в Духа святаго Господа истиннаго и животворящаго, иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки…»

Латинский католический текст с филиокве: «Верую во единого Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли, видимого всего и невидимого. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через Которого всесотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком. Распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, воскресшего в третий день по Писаниям, восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, вновь грядущего со славою судить живых и мертвых, и Царству Его не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, от Отца и Сына исходящего, Которому вместе с Отцом и Сыном подобает поклонение и слава, Который вещал через пророков…»

А. Рублев «Троица», конец XIV — начало XV века

Однако, о том, что Святой Дух исходит только от Отца, ответил лишь каждый десятый участник опроса — 10%.

Данные всероссийского репрезентативного опроса фонда «Общественное мнение» по запросу исследовательской службы «Среда»

Еще 3% опрошенных сказали, что неверны оба варианта. Каждый пятый (18%) затруднился с ответом. «Нашей рабочей гипотезой было то, что большинство опрошенных выберет вариант «затрудняюсь ответить». Но это оказалось неверным. С тем, что «Святой Дух исходит от Отца и от Сына», согласилось 69% православных россиян. Хочется помолчать и осознать этот факт во всей его полноте», — рассказала Алина Багрина, руководитель исследовательской службы «Среда».

Руководитель исследовательской службы «Среда» Алина Багрина

При этом, 62% православных считают, что они имеют представление о различиях между христианскими конфессиями. А каждый восьмой из числа православных россиян «готов причащаться вместе с католиками».

Социологи «Среды» попытались оправдать «социалистические» результаты опроса: «Хочется как-то объяснить случившееся и, может быть, попытаться оправдать 69%, выбравших филиокве. Возможно, респондентам, назвавшим себя «православными, принадлежащими к Русской Православной Церкви», — выбирать вариант «затрудняюсь ответить» в имеющем отношение к догматике вопросе представлялось определенной «потерей лица». И вот человек смотрит на список вариантов и думает: «А как будет правильно, как лучше?» В этой ситуации включается некий внутренний суфлер, навигатор социальной справедливости, напоминающей про «социалистическую уравниловку»: «…А что ж это мы Сына обидим? Уж если давать Святого Духа, то всем поровну!» Может быть, нашим респондентам хотелось, чтобы «поровну», потому что им казалось, что «так будет лучше».

Однако, необходимо все же признать, что такой «69-процентной православной растерянности» предшествует условие неосознанности церковной жизни, люди просто не знают церковных догматов.

Результаты этого опроса одни назовут ужасными, другие, напротив, сочтут достаточно оптимистичными — все же 69%, а не 100%. Одним из выходов в подобной ситуации священнослужители называют восстановление традиции вероучительной проповеди с разъяснением церковных догматов и учений церкви, тогда и «теплохладных», «догматически равнодушных» христиан, возможно, станет меньше.

По материалам исследовательской службы «Среда»

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (8)

  1. Сергий 985

    А добивать имидж православных дорогих россиян надо вопросами о волях и природах Христа. Чтобы растащить всё русское православие на монофизитов и монофилитов :)

    • Сергий, тогда мы получим слишком нагруженную выборку из православного сообщества) Потом захотят еще и сделать статистику о трактовании антиномии геенны. Лучше уж не будоражить умы людския.

    • Константин Краснов

      А мне понравилась идея. Волна-то какая пошла! Так глядишь и катехизис читать начнём, а то и Иоанна Дамаскина!…

  2. Сергий 985

    Интересно кому и зачем такой опрос провести потребовалось?

    В остальном я думаю, что никакого осознанного ответа в большинстве случаев не было. Просто вместо "я не знаю" отвечали "я думаю, что". И с интуитивной точки зрения исхождение от Сына более вероятно, чем его отсутствие. Думаю, современным православным людям (простые, которые так себя называют) можно позадавать разные вопросы богословские и обнаружить там много всего "неправославного".

    Следующий опрос надо проводить на тему "суть жертвы Христовой", и в вопросе сразу заложить слово "искупление". И потом опять фиксировать католическое понимание в народе.
    Или спросить о пресуществлении Даров на Литургии, в чем суть. Думаю и тут выяснится, что мы в основном не православные.

    :)

    • Константин Краснов

      С учётом того, что центр сей кормится при патриархии РПЦ, вряд ли целью опроса было показать результат экуменистической политики патр. Кирилла & Ко, скорее — это продавливание полноразмерного курса ОПК в школе, который недавно со скандалом завёрнули.
      "Думаю и тут выяснится, что мы в основном не православные" — тут и выяснять нечего, мы — правоговорящие, реже — праводумающие, ещё реже — правообрядные, а о нашем православии и говорить не удобно….

    • Владимир*

      Не понимаю, в чем причина? Женщина много лет постоянно посещает храм, приезжает на автомобиле.
      значит, она выучила правила дорожного движения, инструкцию, как управлять машиной. На работе много чего выучила, коль заработала на авто. Но говорит , я ничего не понимаю, что происходит на богослужении! Почему не изучает? И таких -большинство! Учим даже китайский, а свой родной церковно-славянский и не пытаемся. Что с нами произошло?

    • Сергий 985

      > ещё реже — правообрядные

      Русская Православная Правообрядческая Церковь (РППЦ) — класс!
      Правообрядческий митрополит. А лучше "Патриарх правообрядный всия Руси".
      Правообрядческий сайт "Русская вера"

      — "…Мы не правообрядцы! Мы правоверы!… У нас нет обрядов, тем более старых, у нас только вера, и она правая!…"

    • Сергий 985

      > Почему не изучает? И таких -большинство!

      А некоторые считают это и не надо. Бог у меня в душе, как могу так и хожу, как понимаю так и хожу.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля