Расшитые бисером иконы, кружевные ставни, изящная чеканка — традиции старообрядцев, некогда поселившихся на Гомельщине, значительно обогатили местную культуру и архитектуру. Однако на туристическом рынке экскурсии по этой теме почти не представлены. Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций предлагает исправить положение. Здесь разрабатывают несколько маршрутов, которые познакомят с историей старообрядчества региона.
Жители Московского государства, не принявшие церковные реформы, уходить на юго-восток современной Беларуси начали во второй половине XVII века. Исход приверженцев старой веры был настолько массовым, что в построенной ими в одночасье Ветке поселилось 30-40 тысяч жителей. Для примера, в это время в Москве было 100 тысяч. С собой старообрядцы старались нести кусочек любимой белокаменной. Даже центральную площадь в Ветке назвали Красной.
Основанные переселенцами монастыри и скиты были центрами просвещения и грамотности. Здесь сохраняли традиции религиозного шитья и вышивки, переписывали книги. Вокруг скитов постепенно разрастались слободки. Многие старообрядцы были довольно зажиточными купцами. В особняке одного из них, судовладельца Грошикова, сейчас располагается здание Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций. В фондах музея есть уникальная бисерная вышивка, золотые, серебряные чеканные оклады, древние рукописные книги, иконы на дереве с барочными или классицистическими элементами. Сам город богат удивительной деревянной архитектурой, а специалисты говорят, что дня не хватит на экскурсию даже по могилам староверов.
В конце XVII — начале XVIII века поселения старообрядцев стали возникать и в окрестностях Гомеля. Одно из них расположилось с южной стороны от замка — на месте современных улиц Пролетарской, Комиссарова, Гагарина и Фрунзе. Здесь, по задумке специалистов, должен пройти один из пеших туристических маршрутов. Заведующий Гомельским филиалом Ветковского музея Петр Цалко предлагает начать экскурсию от площади Ленина:
Вот здесь заканчивался тогдашний Гомель и начиналась Спасова слобода, поселение старообрядцев.
Вдоль реки можно спуститься к Ильинской церкви. Эта действующая до сих пор старообрядческая церковь является памятником русского деревянного зодчества конца XVIII века и самым старым сохранившимся старообрядческим храмом в Беларуси. Здесь молился известный бунтарь Емельян Пугачев. Советскими властями церковь была переоборудована под трикотажную фабрику, а в 40–е годы вновь открыта.
Привычные ряды частного сектора — это не просто деревянные сельские домики, а часть старообрядческой культуры:
Для их архитектуры характерны четырехскатные крыши. Каменный цоколь часто отводился под мастерские, сдавался внаем, а поверх него возводились деревянные конструкции. В воротах были литые выемки для икон, но самое интересное — это резьба. Старообрядцы говорили: мой дом — мой храм.
Окна, верхняя часть стены, ворота украшались настоящими шедеврами резчиков: полноценные сюжеты, купола церквей или просто имитация внутреннего убранства. Петр Цалко охотно делится информацией: где жили купцы, где работали мастерские, а где был госпиталь. Бывший дом зажиточной старообрядческой семьи Кузнецовых сейчас выкуплен и отреставрирован одной из строительных компаний. Восстановлена и уникальная резьба, от которой при определенном освещении на стены здания падает великолепная ажурная тень. Здесь владельцы, бережно относящиеся к истории, планируют открыть кофейню-ресторацию в старообрядческом стиле, с соответствующей кухней и интерьером. Петр Цалко уверен: с таким заведением маршрут будет для туристов куда привлекательнее.
Один из вариантов, который специалисты готовы предложить туристам, — автобусное путешествие по нескольким районам и даже странам:
Старообрядцы селились и в Добрушском районе, это и Рассвет, и Буда Жгунская. Захватить можно гомельские Мильчу и Ченки. Занимали переселенцы и близлежащие территории, которые сейчас принадлежат нашим соседям. Дело в том, что борьба со староверами продолжалась долгие годы, несколько раз царские власти сжигали их поселения дотла. К слову, учреждения культуры и храмы украинской Черниговщины, российских Клинцов, Злынки, Новозыбкова готовы к сотрудничеству.
Первые предложения сотрудников ветковского музея сейчас проходят апробацию в управлении спорта и туризма. А планов много. Изюминкой путешествий должен стать велосипедный маршрут по монастырям. От некоторых остались только камни, в отдельных и сейчас проводят богослужения. Если предложенная тема заинтересует туристов, то музейщики готовы разработать и полуэкстремальный маршрут — по выселенным после Чернобыля деревням, где культура старообрядцев также оставила свой богатый след.
Источник: sb.by
Комментариев пока нет