Современная религиозная ситуация в Республике Бурятия

Исторически духовная сфера общества в Бурятии формировалась под взаимным влиянием буддизма, шаманизма коренных народов и старообрядчества. В республике живут православные, мусульмане, католики, иудеи, протестанты, баптисты, адвентисты и представители других религиозных организаций, мирно сосуществующие друг с другом. Такое взаимообогащение обусловило особый социально-психологический климат общества, где в равной степени уживаются различные религии и конфессии.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Светлана Бураева и доктор исторических наук, директор Научной библиотеки Бурятского государственного университета Светлана Васильева составили обзор религиозной жизни в Бурятии.

Бураева Светлана Валерьевна

Васильева Светлана Владимировна

Православие

В 1940-1980-е гг. приходы Бурят-Монгольской АССР вошли в состав Иркутской епархии.

Епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий В марте 1994 г., по указу Преосвященного Вадима, епископа Иркутского и Читинского, было образовано Бурятское благочиние в административных границах республики.

Знаменательным событием для Бурятии стало решение Священного Синода РПЦ от 10 октября 2009 г. о выделении из состава Читинской епархии самостоятельной Улан-Удэнской и Бурятской епархии (Московский Патриархат).

Епископом новой епархии стал епископ Алатырский Савватий (Антонов), викарий Чебоксарской епархии.

Древлеправославие

В Забайкалье старообрядцы селились крупными обособленными группами, преимущественно в сельской местности, и получили этноним «семейские». Исторически староверы не были объединены церковно-религиозным институтом. Эта разъединенность сохраняется и выражается в формировании самостоятельных митрополий. В городе Улан-Удэ сегодня древлеправославие канонически и административно представлено двумя направлениями:

1. Русская Православная старообрядческая Церковь — старообрядцы, приемлющие священство белокриницкой иерархии — белокриницкое согласие. Старообрядцы белокриницкого согласия в городе Улан-Удэ официально представлены зарегистрированным приходом Верхнеудинской старообрядческой общины.

9 августа 2015 г. состоялось освящение храма во имя Рожества Пресвятыя Богородицы Верхнеудинской старообрядческой общины г. Улан-Удэ.

Архипастырский визит в г. Улан-Удэ предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви митрополита Московского и всея Руси Корнилия, август 2015 г.

2. Русская Древлеправославная церковь — старообрядцы-поповцы, которые не приняли в 1846 г. белокриницкую иерархию и 4 ноября 1923 г. создали свою иерархию в России. С 2000 года в г. Улан-Удэ находится резиденция Сибирской епархии. Сибирская митрополия РДЦ, организованная в декабре 2015 года, включает в себя приходские общины, расположенные на территории Сибири, Восточного Казахстана, Забайкалья и Дальнего Востока. Стараниями митрополита Сергия (Попкова) в годы его служения в Бурятии открылось и ныне строится порядка 25 приходов Русской Древлеправославной Церкви, которые окормляют 10 священников.

Кафедральный храм Рождества Христова Русской Древлеправославной Церкви г. Улан-Удэ

Общероссийскую известность приобрел городской старообрядческий информационный центр «Общество культуры семейских Республики Бурятия», издающий с 2007 г. газету «Истоки Руси» и активно участвующий в общественно-религиозной жизни города. 

При поддержке Правительства Республики, научного сообщества в г. Улан-Удэ, в 2007 и 2015 гг. был проведен международный форум «Встреча старообрядцев мира: путь Аввакума».

Международный форум «Встреча старообрядцев мира: Путь Аввакума»

Буддизм

Республика Бурятия является одним из центров буддизма в России. Новый период в истории буддизма России начинается с 1990 года. Возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и монастыри в Бурятии, Тыве и Калмыкии (на первоначальном этапе в Калмыкии и Тыве служили бурятские священнослужители). 28 апреля 1995 года XXIV Пандито Хамбо Ламой Центрального Духовного Управления буддистов РФ (ЦДУБ РФ прошел перерегистрацию в 1992 году) был избран Дамба Аюшеев, который возглавляет Сангху до настоящего времени.

Иволгинский дацан Бурятии

Одно из самых посещаемых мест в Бурятии — дворец на территории Иволгинского дацана, в котором находится одна из святынь буддийского мира — тело XII Пандито Хамбо Ламы Д. Д. Итэгилова.

Ислам

В г. Улан-Удэ проживает около 10 тысяч человек этнических мусульман (без учета рабочих-мигрантов). Местная религиозная организация мусульман г. Улан-Удэ, входящая по территориальному признаку в состав Духовного управления мусульман Азиатской части России (г. Москва), была зарегистрирована Министерством Юстиции РБ в июле 2004 года.

Мечеть г. Улан-Удэ

В августе 2007 года, по решению КУИ г. Улан-Удэ для строительства мечети мусульманской общине был выделен земельный участок в Октябрьском районе г. Улан-Удэ. В том же году на собственные средства мусульман города было начато ее строительство. К настоящему моменту строительство мечети в г. Улан-Удэ практически завершено, и она функционирует в обычном режиме. Мечеть представляет ислам суннитского толка, тогда как у немногочисленной общины мусульман-шиитов (в основном выходцы из Азербайджана) своей мечети нет.

Иудаизм

Первым иудейским молитвенным домом на территории города была синагога, построенная в 1883 г. 22 ноября 1999 г. была зарегистрирована религиозная организация хасидов — Хабад Федерации еврейских общин России.

Надстроенная и занятая ВГТУ синагога конца XIX века г. Улан-Удэ

В 2003 г. община прошла перерегистрацию, получив статус местной иудейской религиозной организации «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России». Местная иудейская религиозная организации (МИРО) «Еврейская община г. Улан-Удэ религиозной организации ортодоксального иудаизма «Федерация еврейских общин России» относится к хасидскому направлению.

Католицизм

Католическая община в Бурятии начала складываться в XIX в. из сосланных на поселение участников польских восстаний, а также квалифицированных рабочих, прибывших из Польши и Литвы на строительство Транссибирской магистрали. 31 августа 1999 г. в г. Улан-Удэ был официально зарегистрирован католический приход «Святейшего Сердца Иисуса Христа», который входит в структуру централизованной религиозной организации Римско-католической епархии Святого Иосифа в г. Иркутске, и, начиная с 2002 года, началось строительство католического храма.

Римско-католический костел Бурятии

Сегодня число постоянных прихожан католического храма составляет около 100 человек, это представители разных национальностей: немцы, поляки, литовцы, армяне, русские, буряты разных возрастных и социальных групп. Настоятелем храма является Адам Романюк.

Религиозная принадлежность населения Бурятии

Согласно результатам исследования, уровень образования, материального достатка, возраст и социальный статус респондентов не оказывают существенного влияния на отношение к религии.
По мнению жителей Бурятии, буряты должны быть буддистами, а русские — православными. При этом православие в Бурятии исповедуется людьми, относящими себя к армянам, полякам, венграм, украинцам, эвенкам, татарам, корейцам; старообрядчество исповедуют «семейские», указавшие, что не являются русскими; католицизм — поляками и литовцами; буддизм — эвенками, сойотами, калмыками, китайцами; ислам — азербайджанцами, киргизами, узбеками, татарами, дагестанцами; шаманизм — эвенками, сойотами, метисами; язычество — эвенками. Самыми многочисленными группами по конфессиональной принадлежности являются православные и буддисты.

Распространенным явлением в последние годы в Бурятии стала вера формальная, основанная только на самоопределении вследствие личных взглядов или социальных представлений. Степень воцерковленности возможно определить по некоторым параметрам: соблюдению религиозных традиций и обрядов, позитивной и негативной самоидентификации, по частоте посещения храма, готовности предпринять активные действия для защиты религиозной общины.

Уровень воцерковленности

По данным службы «Эйдос», соблюдение основ веры и заповедей в повседневной жизни более всего, присуще мусульманам. Ежедневная молитва требует определенных усилий, знаний, самодисциплины, поэтому может показывать воцерковленность респондента. Лишь 1% буддистов и 3,5% православных совершают ежедневную молитву утром и вечером. По ответам мусульман, таких — 18,2%, а еще 9,1% респондентов, исповедующих ислам, совершают ежедневно пятикратный намаз. Из числа мусульман 27,3% не обращаются с молитвой к высшим существам, из православных — 68,4%, примерно столько же буддистов (67%) не молится ежедневно.

Большинство верующих не соблюдает пост: 73,1% православных; 89,7% буддистов; 91,8% шаманистов; 27,3% мусульман.

Чтение литературы религиозного содержания необходимо для глубокого понимания сущности вероучения, для размышлений, анализа, применения религиозного учения к своей жизни, укрепления духа. Ответы респондентов распределились следующим образом: 77,2% православных, как и 69,1% буддистов, а также 45,5% мусульман не читают религиозную литературу. Остальные читают иногда (несколько раз в год), лишь 1,2 % православных и 1% буддистов уделяют время этому занятию ежедневно.

Для православных очень важной частью церковной жизни является исповедь и причащение. При этом 72,5% православных горожан не исповедуются и не причащаются.

Для буддистов такими важными элементами религиозной практики являются медитация (в том числе, аналитическая), принятие обетов (например, махаянских), общение с духовным наставником, Учителем. Но 95,9% буддистов не медитируют, принятие обетов не присуще 93,8% буддистов Улан-Удэ, не общаются с Учителем (возможно, из-за его отсутствия) 81,4% буддистов-горожан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень воцерковленности православных и буддистов достаточно низкий, о чем свидетельствует их поведение в повседневной жизни и сложных ситуациях. Очевидно, мусульмане более вовлечены в религиозные практики, чем вышеназванные группы.

Несмотря на всё разнообразие и оппозиционность многих религиозных новаций, в Республике Бурятия сегодня сохраняется традиционная для региона веротерпимость.

Источник: sova-center.ru

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (19)

  1. Alexander Aaaaaa

    Сии две дамочки "прославились" составлением некомпетентных и порочащих древлеправославие изданий.

    • Владимир*

      "Исторически духовная сфера общества в Бурятии формировалась под взаимным влиянием буддизма, шаманизма коренных народов и старообрядчества. " Выходит, православие /РПЦ/ на "духовную сферу" не повлияло? Надо же!

    • Alexander Aaaaaa

      Владимир, дело в том, что исторически синодальное православие не получило широкого распространения в Бурятии, не изменилась ситуация и сегодня: храмов РПЦ в регионе меньше, чем древлеправославных.

    • Константин Краснов

      Не поленился зайти на сайт Бурятской епархии РПЦ и насчитал там 40 храмов(общин) и три монастыря, ссылка для любопытствующих http://www.uud-eparh.ru/index.php/2010-10-29-02-43-41/2010-10-29-02-49-10/karta .
      А на этом сайте в разделе "Спецпроекты. Храмы и общины": 1 храм РПсЦ. и 9 храмов РДЦ.
      То ли у меня с математикой беда, то ли брат Александр что-то перепутал.

    • Владимир*

      Да, думаю, сейчас храмов РПЦ много. Среди бурят , конечно, много буддистов, да все почти. Интересные события помни в 90-годах, буряты помогали православным поднимать крест на сопку и установить его, а потом поехали все на торжества по случаю установки ступы, так кажется, назвалось это будд. сооружение. В Читинской области.

    • Иван Калашников

      На самом деле храмов РДЦ в Бурятии еще больше, и есть группы старообрядцев, которые молятся по домам. Во многих семейских селах старообрядческие общины официально не регистрируют, потому что много мороки с отчетностью. В статье очень много серьезных упущений и материал устаревший. В Улан-Удэ в 2015 г. уже открыт кафедральный храм Сибирской митрополии РДЦ, а в статье пишется о епархии. Епископ Сергий еще год назад хиротонисан в митрополита Улан-Удэнского и всея Сибирского РДЦ. И митрополит Сергий РДЦ окормляет несколько регионов, а никонианский митрополит Улан-Удэнский только Бурятию. По статусу митрополит Сергий в Бурятии выше никонианского. Об этом в статье ни гугу.
      Так же помимо 1 общины РПСЦ в Улан-Удэ, есть общины которые не контактируют с епископом Патермуфием (Артемихиным), который оттолкнул их от РПСЦ. Например: церковь в селе Верхнем Жириме, молитвенные дома в селах Ягодном, Десятниково, Нижнем Жириме. Есть группы старообрядцев, которые Патермуфий бросил и не хочет контактировать в селах Бичура, Новодесятниково, Окино-Ключах, Тарбагатае, Харитоново, Барыкино, Шалуты и мн. др.

      Кстати Улан-Удэнская община РПСЦ благодаря «умелому» руководству Патермуфия, уже почти деградировала, можно сказать, что ее нет, там ходят человек 5-6 его единомышленников по развалу РПСЦ в Бурятии и на Дальнем Востоке. Благодаря активной деятельности Патермуфия Артемихина многие переходят в РДЦ, некоторые даже уходят в никонианство.

      Помимо РДЦ, РПСЦ и РПСЦ отдельных от Патермуфия, еще есть группы безпоповцев, которые недавно построили в Улан-Удэ церковь, но пока еще в ней не молятся. Вот такое краткое реальное положение старообрядчества в Бурятии.

      А еще в Бурятии есть несколько общественных старообрядческих семейских организаций основная из которых Региональная общественная организация «Общество культуры семейских Республики Бурятия» в статье почему-то ее статус принизили назвали городской, но можно было добавить еще о Тарбагатайском Центре старообрядчества, который очень активно и успешно занимается туризмом на Всероссийском и международном уровнях.

    • Нина Лукьянова

      Иван Игнатович, благодарим Вас за ценную информацию и дополнение к этой статье! Вам, как потомственному семейскому староверу с.Тарбагатай, организатору встречи старообрядцев мира «Путь Аввакума», человеку, который постоянно оказывает помощь старообрядческим общинам Бурятии, безусловно, хорошо известна внутренняя религиозная ситуация Бурятии.

      Обзор религиозной жизни в Бурятии, представленный здесь, подготовили доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Светлана Бураева и доктор исторических наук, директор Научной библиотеки Бурятского государственного университета Светлана Васильев, специально для информационно-аналитического Центра «Сова», этот доклад был опубликован на официальном сайте Центра — 14 сентября 2016г.

      Очень хорошо, что Вы обратили внимание на неточности, существующие в докладе, и дали пояснения для читателей "Русской веры". Надеемся, что в будущем, Вы, как видный политический деятель, сможете повлиять на точность предоставления подобной информации Бурятскими исследователями в СМИ.

    • Русская вера

      Мы обновили информацию по положению РДЦ в Бурятии. Действительно, в докладе, размещенном на сайте Центр «Сова», она слишком устарела. Видимо, доклад очень долго не публиковался.

    • Владимир*

      Эт с какой стати Митрополит РДЦ выше Митрополита РПЦ? Это раз. А два, разве Патермуфий затеял бузу, которая началась задолго до него ревнителями извегнутым из сана Елисеем Елисеевым и иже с ним?

    • Иван Калашников

      Для Владимира, Я уже писал, почему Митрополит Сергий РДЦ по статусу выше никонианского, потому что он окормляет практически всю Сибирь, под его омофором старообрядцы Казахстана, а никонианский митрополит руководит только в одном регионе — Республика Бурятия.

      Буза Елисея Елисеева закончилась как уже несколько лет, люди уже успокоились, все стало становиться в нормальное русло, но Патермуфий своим сумасбродным поведением развернул уже новую бузу. Елисей по сравнению с Патермуфием отдыхает. Патермуфий добил последних, которые остались после Елисеевского изгонения старообрядцев из церквей.

      Митрополит Корнилий привез Патермуфия в Бурятию в сентябре 2010 г., когда уже местные общины практически локализовали Елисеевский беспредел.

      За 6 лет активной деятельности Патермуфия в начале его выперли с Дальнего Востока. Чтобы избавиться от Патермуфия, Александр Чукаленко (Хабаровск) был вынужден разделить епархию Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока на две — на Забайкальскую и Дальневосточную (чем уничтожили историческое название епархии, которая была создана в 1910 г.). Притом никого не спросили в епархии только Чукаленко и Патермуфий на Московском соборе предложили разделить епархию, а Собор почему-то даже не спросил, а есть ли у двух человек полномочия делить епархию.

      Затем Патермуфию «за активную деятельность» сказали не приезжать в Иркутск и принимать его отказались многие приходы Читинской области, так как после его нескольких приездов последние прихожане перестают ходить в церковь. Вот каков «пастырский талант» у Патермуфия, что после нескольких служб в общинах люди перестают ходить в церковь. Не захочешь да скажешь, хорошо что есть в старообрядчестве еще новозыбковцы и безпоповцы, так люди туда переходят, чтобы спокойно Богу молиться.

      В Бурятии многие старообрядцы его назначение не признали и оказались правы. Патермуфий даже умудрился запретить одного единственного на всю Бурятию священника отца Карпа, которому далеко за 70 и который спокойный и рассудительный человек. Так что вот такая у нас печалька с Патермуфием вот так Владимир.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Ну, слава Богу, хоть Патриархи Московские и всея Руси Кирилл и Александр, получается, равны по статусу. Только 99, 999… процентов населения их канонической территории об этом еще не знают.

    • Владимир*

      Ивану. Спаси Христос, более-менее понятно теперь. Жаль старообрядцев РПСЦ как забайкальских, так и приморских. Помню, во время елисеевской бузы, образно говоря, пять приморских староверов раскололись на 10 согласий :).

    • Иван Калашников

      Однако вывод в статье сделан верный «Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень воцерковленности православных и буддистов достаточно низкий, о чем свидетельствует их поведение в повседневной жизни и сложных ситуациях. Очевидно, мусульмане более вовлечены в религиозные практики, чем вышеназванные группы».

      В статье даны материалы о традиционных религиозных конфессиях, но самое главное нет ни одного слова о нетрадиционных конфессиях для Бурятии – о протестантах и сектах, а их становится все больше и больше. Протестантские общины и секты растут практически в арифметической прогрессии.

      В настоящее время их численность общин приближается к количеству никониан и старообрядцев вместе взятых. Самое интересное, что в никонианских церквях очень много потомков старообрядцев и многие никонианские священники имеют старообрядческие корни, а вот потомки никониан в основном и идут в протестантизм и сектантство. О причинах таких проблем можно говорить много, но одна из самых главных это перекос в религиозной политики в пользу приближенных к правительству религиозных конфессий. Если уж оказывать гос.поддержку, то ее нужно делать справедливо. А также не прогибаться перед иностранными порой не имеющими ничего общего с Россией религиями в ущерб традиционным конфессиям.

      И такова ситуация по всей России, а не только у нас в Бурятии, может где-то чуть лучше, а где-то даже намного хуже.

    • Игорь Козьмин

      Согласен тут с Иваном.такая ситуация почти везде.Или нет? может есть где более оптимистичней?

    • Константин Краснов

      "Самое интересное, что в никонианских церквях очень много потомков старообрядцев и многие никонианские священники имеют старообрядческие корни, а вот потомки никониан в основном и идут в протестантизм и сектантство"
      Ну, как-то вот так и закончится раскол 17-го века :))))

    • Иван Калашников

      Для Константина, «Ну, как-то вот так и закончится раскол 17-го века :))))»
      Хочу немного уточнить. Не смотря на елисеевых и патермуфиев, которые есть во всех конфессиях, только где-то их больше, а где-то меньше. Старообрядцы держатся своих корней крепко и вера в Бога у них в крови. За годы воинствующего атеизма большинство людей отошло от религии, поэтому в духовном плане в России огромные проблемы. Поэтому в никонианство и протестантизм в нашей стране в основном идут те, кто совсем не знает основ своей веры им нужно во что-то верить и они по наитию, думая, что никонианство – это истинное православие туда идут, чем к сожалению разрывают связь со своими благочестивыми предками.

      Даже став атеистами при советской власти потомки староверов на генетическом уровне ищут православие, они толком не зная сути христианской веры идут в никонианство. Кстати многие из тех, которые ходят к никонианам, когда со временем начинают интересоваться своими корнями возвращаются в отеческую веру.

      Но вот потомки никониан уходят еще дальше от истинного православия и идут в протестанты и разного рода секты. Вот что я хотел сказать о современной тенденции в данном вопросе.

      Я согласен с Константином. Возможно, когда все потомки никониан перейдут в протестанты и секты, потомки старообрядцев смогут возродить в никонианской церкви древлеправославную веру, да может и так закончится раскол произошедший в XVII веке.

    • Alexander Aaaaaa

      //Обзор религиозной жизни в Бурятии, представленный здесь, подготовили доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН Светлана Бураева и доктор исторических наук, директор Научной библиотеки Бурятского государственного университета Светлана Васильев, специально для информационно-аналитического Центра «Сова», этот доклад был опубликован на официальном сайте Центра — 14 сентября 2016г.//
      да в курсе мы! эти дамочки в одном издании называют подручники "ковриками под локти", святителя Николу — Николаем, Парасковию — Параскевой, Октай Октоихом в другом они уничижительно пишут, что старообрядцы "переманивали" священников и прочее. Пусть лучше тибетологией занимаются.

    • игорь козьмин

      Уход из никониан в секты это оказывается еще не худший вариант ,толпами валят прямо в язычество во всякие там родноверы,радостеи и т.д.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля