Прихожане Русской Православной Церкви продолжают участвовать в богослужениях и таинствах Константинопольского Патриархата, несмотря на официальный запрет Священного Синода Московской Патриархии. Об этом заявил председатель содружества в поддержку современной христианской культуры Сергей Чапнин на круглом столе «Церковь и свобода», состоявшемся в помещении Всемирного Союза староверов.
В 2018 году Русская Православная Церковь Московского Патриархата разорвала литургическое общение с Константинопольским Патриархатом. Верующие РПЦ после решения Священного синода не должны молиться в храмах Константинопольской патриархии, заявил тогда секретарь Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук. Если верующие не будут следовать решению синода, им предстоит покаяться об этом на исповеди, предупредил Якимчук.
«За отказ следовать такого рода запретам для духовенства предусмотрены наказания — прещения, а для мирян — покаяние на исповеди в непослушании церкви», — сказал он.
Позже к храмам Константинопольского патриархата добавились храмы Александрийской и Элладской церквей, а также греческие монастыри Афона. Отпадение Афона от «православия» вызывало особую скорбь в рядах российских граждан, потому что многие привыкли совершать туда паломнические поездки и слушать пророчества афонских «старцев».
«Однако миряне проявили самую большую нелояльность священноначалию Московской Патриархии в современной истории. Нелояльность Синоду и лично патриарху Кириллу», — отметил Сергей Чапнин.
«Оказалось, что самые разные люди игнорируют такие довольно серьезные решения РПЦ. Я гостил в одном греческом монастыре, и неожиданно его посетила группа паломников из России. Игумен монастыря сильно переживал, как паломники будут себя вести на службе. „Если они подойдут к чаше, то я их причащу. Но подойдут ли они?“ — говорил игумен. И вдруг все эти 15 человек подходят к чаше и причащаются, показывая тем самым, что решения Синода их не касаются. Прихожане решают для себя лично все формы участия в Богослужениях, как свое частное дело. И все мнения епископов и митрополитов, когда речь идет о личной вере, личной молитве, личном причастии им неинтересны».
С. Чапнин считает, что это абсолютно естественная реакция:
«Человек имеет право причащаться там, где хочет, и патриарха это не касается. С 2018 года в греческих храмах причастились тысячи, а может быть десятки тысяч чад РПЦ, а Московская Патриархия даже не пикнула по этому поводу. Священника можно наказать, прижать, а на мирян никакой управы нет. В РПЦ есть церковный суд, но дела мирян там почти не рассматриваются. Церковная бюрократия боится трогать мирян».
а причащаются ли старообрядцы в храмах у румын и греков?