Старообрядческие просветительские проекты получат поддержку государства

Фонд президентских грантов определил победителей в Первом конкурсе 2018 года по двум грантовым направлениям: «Поддержка проектов в области культуры и искусства» и «Поддержка молодёжных проектов». Государственные гранты для реализации проектов просветительской направленности получили Религиозная организация Русская Древлеправославная Церковь и Автономная Некоммерческая организация Восточно-Сибирский Аналитико-Просветительский Центр «Согласие».

Фонд президентских грантов является единым оператором грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества с 3 апреля 2017 года

Размер гранта на реализацию проекта Русской Древлеправославной Церкви «Староверы России: актуальные проблемы культурно-патриотического воспитания молодежи, сохранения исторической памяти и семейных ценностей» составил 4 032 838 рублей. Сроки реализации проекта с 01 июня 2018 года по 30 ноября 2019 года. География проекта — Российская Федерация.

В современной России проживает около миллиона старообрядческих семей. Эти семьи являются хранителями духовных и культурных ценностей, традиционных для России. Актуальной для современного российского общества проблемой является культурно-патриотическое воспитание молодого поколения, сохранение исторической памяти и семейных ценностей. Организация работы с молодым поколением Российских граждан в рамках настоящего Проекта направлена на укрепление института семьи и семейных ценностей, поддержки и развития межпоколенческих отношений в семье и в обществе, а также развитие добрососедских отношений. Популяризация культурного наследия старообрядчества среди российской молодежи, передача традиционных для России духовных и культурных ценностей: семейного уклада, норм морали, нравственности и патриотичности, которые были всегда свойственны традиционным российским семьям кроме прочего будет способствовать поддержке и пропаганде здорового образа жизни.

Старообрядчество всегда отрицательно относилось к табакокурению и алкоголю. В рамках данного проекта предполагается проводить разъяснительную работу для профилактики курения, алкоголизма, наркомании и иных опасных для человека зависимостей, содействие снижению количества людей, подверженных таким зависимостям. Уникальность данного проекта заключается в том, что это первый проект, который реализуется традиционной для Российской Федерации религиозной организацией, которая сама является хранительницей и носительницей традиционных для России ценностей. Всё о чём принято говорить как о русской традиции является сердцем этой организации: семья, традиционные семейные ценности, патриотичность, сохранение предания — как исторической ценности, противление всему, что вредно и опасно для России, отрицательное категорическое отношение к курению и другим зависимостям, всё это является постоянной и каждодневной работой организации, — указано в победившей в конкурсе заявке.

Цель проекта — воспитать в молодом поколении граждан России стремление к сохранению семейных традиций, семейных ценностей, поддержать и развить межпоколенческие связи, а также привить чувство патриотизма и ответственности за будущее страны.

В современной России проживает около миллиона старообрядческих семей

Задачи проекта:

  1. Запуск проекта. Решение организационных вопросов.
  2. Организация проведения семинаров, вебинаров и встреч с молодёжью в регионах.
  3. Запуск информационного Интернет-портала для молодёжи и техническая поддержка.
  4. Издание и распространение электронного издания методического пособия для работы с молодёжью (сборник материалов статей по тематике духовно-нравственного воспитания, сохранения семейных традиций, семейных ценностей, поддержки и развитии межпоколенческих связей, а также патриотизма).
  5. Работа с молодёжью по основному направлению проекта (семинары, вебинары).
  6. Организация и подготовка проведения круглого стола на тему: «Староверы России: актуальные проблемы культурно-патриотического воспитания молодежи, сохранения исторической памяти и семейных ценностей».
  7. Поездка в регионы для подведения итогов годовой работы и подготовки к проведению Круглого стола.

Еще одним победителем Конкурса стал проект «Старообрядчество Иркутской области: роль в культурном развитии региона» Автономной Некоммерческой организации Восточно-Сибирский Аналитико-Просветительский Центр «Согласие». Размер гранта составил 462 540 рублей. Сроки реализации проекта: с 01 июня 2018 года по 31 мая 2019 года. География проекта — г. Иркутск, Иркутская область, Восточная Сибирь.

Старообрядчество Иркутской области по сравнению со старообрядчеством Республики Бурятия, Республики Тува, Красноярского края и других соседних регионов до сих пор остаётся «белым пятном». При этом здесь, в пространстве бассейна реки Ангара, традиционно существуют развитые общины разных согласий, которые в последнее время заметно увеличиваются за счёт притока мигрантов из соседних территорий (в частности — из Забайкалья).

Строящийся храм во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии Сибирской епархии РДЦ

Проводимые исследования говорят о том, что потенциал местного старообрядчества достаточно высок и может сыграть положительную роль в культурном развитии региона, в том числе в воспитании патриотизма и любви к малой Родине. В частности, в Иркутске имеется «Православная старообрядческая община во имя Покрова Божией Матери» Русской Православной старообрядческой Церкви, которая имеет домовую церковь, часовню и своё кладбище; «Приход в честь Преподобного Феодосия Печерского» Русской Древлеправославной Церкви, имеющий домовую церковь в городе и строящий церковь в с. Моты. На территории области старообрядцы есть практически во всех крупных населённых пунктак, а также компактно проживают в ряде сёл и деревень. Например, в Тайшетском районе старообрядцы часовенного согласия не только проживают в таких больших сёлах как Полинчет и Кондратьево, но и восстанавливают деревню Кадарея, которой уже несколько десятков лет нет на картах.

В пространстве бассейна реки Ангара традиционно существуют развитые общины разных согласий

Подобные общины также развиваются в Нижнеудинском, Заларинском и других районах области. Вместе с тем можно констатировать, что культурный потенциал этих общин пока не используется. В связи с этим предлагается реализовать проект, направленный на изучение, координацию и активизацию разных старообрядческих общин с целью повышения их роли в культурном развитии Прибайкалья. Для этого предлагается предпринять картографирование культурного ландшафта Иркутской области с выявлением и фиксацией населённых пунктов, в которых есть старообрядческие общины. Установить более плотные контакты и обследовать общины Иркутска, а также провести ряд экспедиционных выездов по региону с целью изучения и вовлечения в культурное контактирование старобрядческих общин разных районов области.

Результатом этих мероприятий должно быть создание Центра старообрядческой культуры, который станет важным информационным, координационным и просветительским объектом, осуществляющим коммуникацию и продвижение старообрядческого наследия в культурно-информационном поле Прибайкалья и других регионов страны. Таким образом, проект ориентирован как на старообрядцев региона, так и на многомерное и сложносоставное местное общество, которое на основе традиционных ценностей развивает свою культуру и осознаёт себя как часть российской гражданской нации.

Цели проекта:

Оценить и повысить роль старообрядческих общин в культурном развитии Иркутской области, а также в воспитании российского гражданского патриотизма и любви к малой Родине.

    Задачи проекта:

    1. На основе анализа разнообразных информационных источников провести картографирование культурного ландшафта Иркутской области с выявлением точной картины расселения старообрядцев в регионе.
    2. Обследование городских приходов и общин (в том числе РПсЦ и РДЦ) по вопросам их состава и культурного потенциала.
    3. Экспедиционное обследование деревенских общин, в том числе старообрядческих сообществ часовенного согласия Заларинского, Нижнеудинского, Тайшетского и других районов области.
    4. Налаживание устойчивых контактов с представителями разных общин, в том числе с настоятелями, наставниками, активными прихожанами и с имеющимися в регионе представителями старообрядческого бизнеса.
    5. Анализ культурного потенциала общин и вовлечение их представителей в процессы, связанные с популяризацией культурного наследия России.
    6. Создание Центра старообрядческой культуры.

    Надеемся, что и в дальнейшем просветительские проекты старообрядческих организаций будут получать поддержку и финансирование посредством грантов.

    Понравился материал?

    Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

    Комментарии (18)

    1. михалычъ

      Старобрядцы вряд ли могут повлиять на массу молодёжи России… это как в море вылить ведро воды, бочку, цистерну. Разницы не будет

      Они могли бы повлиять на "свои" сферы — богослужение, иконопись, литургическое пение Какие-нибудь проекты исторической реконструкции — одежда, например.

      Но сложно выстраивать отношения именно из-за конфессиональной замкнутости староверческих юрисдикций.

      Та масса на рода из миллионов старообрядческих семей, которая так или иначе окормляется в общинах РПЦ — она туда своего ничего не приносит. Может быть, на некоем неуловимом микроуровне….

      Сами же староверческие приходы когда-то сохранили идентичность благодаря замкнутости, а теперь она мешает

      Размывание все равно происходит, не новообрядцами, а общей средой.

      Можно было бы изготовить и распространить (желательно безплатно) как можно большее кол-во специфических старообрядческих богослужебных текстов — чинов для мирян — панихиды полной, канонов (с началом общим), чина пасхи, правильных канунов, Паверерницы и Полунощницы.

      Всего того, что так не хватает. Что нужно и было бы востребовано

      Чем больше, тем лучше. Но это нужно во-первых, без цели кого-то к себе "переманить", староверы стали очень гнаться за этой призрачной целью, им трудно от нее отказаться.
      В результате уже заметна тенденция появления в рядах прозелитов людей с совершенно специфическим мировоззрением, некто "сторонник западной духовности" — как пример — числится в РПСЦ, недавно засветился Вконтакте. Неформалы разных мастей

      Во-вторых, распространять не абы где, а именно на православных ярмарках, вплоть до церковных лавок. Именно прививать это в воцерковленной среде! Иначе безполезно.

      В-третьих, не делать акцента на "старообрядности". Это общее духовное наследие. Иначе можно оттолкнуть. Людям будет казаться что это что-то не то.

      Аналогично в отношении иконописи, знаменного пения…

      Массовый тираж открыток и литографий древних образов.
      Образ Спаса… он так мало распространен, даже Кураев об этом пишет

      Но будут ли старообрядцы раздавать что-то "еретикам", да еще без цели "обратить" в свою веру?

      Может это лучше делать единоверцам?

      • Константин Краснов
        Константин Краснов

        "Всего того, что так не хватает. Что нужно и было бы востребовано" — кем? Невоцерковленными "христианами" или воцерковленными нестарообрядцами?

        "Массовый тираж открыток и литографий древних образов." — этак и до "софрино" недалеко…

        А в финале Михалычъ прав! Никто этим заниматься не будет — хлопотно и неблагодарно, то ли дело пилить гранты под всякую ерунду!

      • михалычъ

        современная техника в принципе позволяет свое софрино открыть в любом гараже

        Востребовано именно воцерковленными, разумеется

        Будет нецерковный полунощницу читать? Именно какое-то движение дать древлеправославным текстам, дать им новую жизнь могут только церковные структуры — монастыри какие-нибудь, братства, сестричества

        Это возможно при массовости (извините за прямоту), целенаправленности (возможно в пределах даже к-л 1 епархии, нежели размазывать по стране) и минимуме агрессии

      • Константин Краснов
        Константин Краснов

        Дык, оно, кроме старообрядцев, кому-нибудь надо?
        Ответ: нет. А полунощница , поди, у каждого старообрядца есть, да, и стоит копейки, и везде её полно….

      • михалычъ

        Не надо потому что не знают и не видели.

        Хотя в монастырях читают. А канонники будут очень востребованы, этот вакуум заполнен акафистами, но они выходят из популярности. Впрочем я надеюсь, что кроме старообрядцев найдутся те, кто это сделает

      • Константин Краснов
        Константин Краснов

        Братъ, ты — идеалистъ и мечтатель.
        При словах "старый обряд" большинство чад РПЦ с недоумением включают заднюю скорость и исчезают за горизонтом с возгласами:"Нас батюшка не благословил!…."
        И знать не хотят и видеть не желают (впрочем, так же, как и старообрядцы — никонианские тексты, с похожей аргументацией).
        В монастырях РПЦ и прочих местах используются книги издательства РПЦ МП (мню, что в часослове и полунощница, и павечерница присутствуют даже у самых оголтелых никониан, и из суточного круга богослужений никогда не исключались) и менять их на другие никто не будет, дабы не искать приключений на своё место отдыха….

      • Глеб Чистяков
        Глеб Чистяков

        Однако по статистике интернет магазина "Исмарагд" большинство покупателей старообрядческих богослужебных книг (около 70 %) именно новообрядцы и другие инославные.

      • Елена Демидова
        Елена Демидова

        Глеб Станиславович, они разве спрашивают, кто как верует? При оформлении заказа нету такого вопроса

      • михалычъ

        вот я и говорю не надо заморачиватся на термине "старый обряд"

        канонник и канонник

        задняя скорость — естественная реакция

        А большинство вообще не в теме

      • Константин Краснов
        Константин Краснов

        У большинства такой темы даже в списке нет…..
        А статистика по "Измарагду" как получилась??

    2. Константин Краснов
      Константин Краснов

      Зазеркалье ….
      "Цель проекта — воспитать в молодом поколении граждан России стремление к сохранению семейных традиций, семейных ценностей, поддержать и развить межпоколенческие связи, а также привить чувство патриотизма и ответственности за будущее страны."
      И это будут делать старообрядцы методом "семинаров, вебинаров и встреч с молодёжью" на средства госбюджета!?!? Наглое пилилово! Стыдоба….. пойду навоз чистить…

      • Сергий 985

        Ну а предположим — а как могли бы старообрядцы "…воспитать в молодом поколении…" на средства госбюджета?

      • Константин Краснов
        Константин Краснов

        Всё это делается каждый день в семье и общине, а госбаблосы нонче всем нужны только для распила.

      • Константин Краснов
        Константин Краснов

        Что наружу?
        Или старообрядцы-авторы проекта собираются ВСЁ "молодое поколение граждан России" воспитывать?
        Да, нет — по тексту, на миллион старообрядческих семей по 4 рубля на воспитания патриотизма….

    3. Сергий 985

      Грантополучатели отчитываются потом о достижениях на выделенные деньги с указанием куда и сколько денег ушло?

      • Глеб Чистяков
        Глеб Чистяков

        Действительно, отчетность по статьям гранта строгая. Указывается каждая статья расходов — сколько куплено авторучек, стоимость билетов и командировочных, аренда зала или цена печать буклета. Однако никак не учитывается эффективность траты средств, КПД проектов.

        Например, грантодатель будет тщательно проверять чеки на приобретению, к примеру, цифрового магнитофона для концерта духовных песнопений, но никогда не задастся вопросами "почему об этом концерте не написала ни одна газета и ни один сайт" или "почему в зале из 100 мест было всего три заняты посторонними слушателями, а остальные либо пустовали либо там сидели сами певцы и члены местной общин".

    +

    Авторизация

    * *
    *

    Регистрация

    *
    *
    *
    *

    Проверочный код


    Восстановление пароля