Фонд президентских грантов определил победителей в Первом конкурсе 2018 года по двум грантовым направлениям: «Поддержка проектов в области культуры и искусства» и «Поддержка молодёжных проектов». Государственные гранты для реализации проектов просветительской направленности получили Религиозная организация Русская Древлеправославная Церковь и Автономная Некоммерческая организация Восточно-Сибирский Аналитико-Просветительский Центр «Согласие».
Размер гранта на реализацию проекта Русской Древлеправославной Церкви «Староверы России: актуальные проблемы культурно-патриотического воспитания молодежи, сохранения исторической памяти и семейных ценностей» составил 4 032 838 рублей. Сроки реализации проекта с 01 июня 2018 года по 30 ноября 2019 года. География проекта — Российская Федерация.
В современной России проживает около миллиона старообрядческих семей. Эти семьи являются хранителями духовных и культурных ценностей, традиционных для России. Актуальной для современного российского общества проблемой является культурно-патриотическое воспитание молодого поколения, сохранение исторической памяти и семейных ценностей. Организация работы с молодым поколением Российских граждан в рамках настоящего Проекта направлена на укрепление института семьи и семейных ценностей, поддержки и развития межпоколенческих отношений в семье и в обществе, а также развитие добрососедских отношений. Популяризация культурного наследия старообрядчества среди российской молодежи, передача традиционных для России духовных и культурных ценностей: семейного уклада, норм морали, нравственности и патриотичности, которые были всегда свойственны традиционным российским семьям кроме прочего будет способствовать поддержке и пропаганде здорового образа жизни.
Старообрядчество всегда отрицательно относилось к табакокурению и алкоголю. В рамках данного проекта предполагается проводить разъяснительную работу для профилактики курения, алкоголизма, наркомании и иных опасных для человека зависимостей, содействие снижению количества людей, подверженных таким зависимостям. Уникальность данного проекта заключается в том, что это первый проект, который реализуется традиционной для Российской Федерации религиозной организацией, которая сама является хранительницей и носительницей традиционных для России ценностей. Всё о чём принято говорить как о русской традиции является сердцем этой организации: семья, традиционные семейные ценности, патриотичность, сохранение предания — как исторической ценности, противление всему, что вредно и опасно для России, отрицательное категорическое отношение к курению и другим зависимостям, всё это является постоянной и каждодневной работой организации, — указано в победившей в конкурсе заявке.
Цель проекта — воспитать в молодом поколении граждан России стремление к сохранению семейных традиций, семейных ценностей, поддержать и развить межпоколенческие связи, а также привить чувство патриотизма и ответственности за будущее страны.
Задачи проекта:
- Запуск проекта. Решение организационных вопросов.
- Организация проведения семинаров, вебинаров и встреч с молодёжью в регионах.
- Запуск информационного Интернет-портала для молодёжи и техническая поддержка.
- Издание и распространение электронного издания методического пособия для работы с молодёжью (сборник материалов статей по тематике духовно-нравственного воспитания, сохранения семейных традиций, семейных ценностей, поддержки и развитии межпоколенческих связей, а также патриотизма).
- Работа с молодёжью по основному направлению проекта (семинары, вебинары).
- Организация и подготовка проведения круглого стола на тему: «Староверы России: актуальные проблемы культурно-патриотического воспитания молодежи, сохранения исторической памяти и семейных ценностей».
- Поездка в регионы для подведения итогов годовой работы и подготовки к проведению Круглого стола.
Еще одним победителем Конкурса стал проект «Старообрядчество Иркутской области: роль в культурном развитии региона» Автономной Некоммерческой организации Восточно-Сибирский Аналитико-Просветительский Центр «Согласие». Размер гранта составил 462 540 рублей. Сроки реализации проекта: с 01 июня 2018 года по 31 мая 2019 года. География проекта — г. Иркутск, Иркутская область, Восточная Сибирь.
Старообрядчество Иркутской области по сравнению со старообрядчеством Республики Бурятия, Республики Тува, Красноярского края и других соседних регионов до сих пор остаётся «белым пятном». При этом здесь, в пространстве бассейна реки Ангара, традиционно существуют развитые общины разных согласий, которые в последнее время заметно увеличиваются за счёт притока мигрантов из соседних территорий (в частности — из Забайкалья).
Проводимые исследования говорят о том, что потенциал местного старообрядчества достаточно высок и может сыграть положительную роль в культурном развитии региона, в том числе в воспитании патриотизма и любви к малой Родине. В частности, в Иркутске имеется «Православная старообрядческая община во имя Покрова Божией Матери» Русской Православной старообрядческой Церкви, которая имеет домовую церковь, часовню и своё кладбище; «Приход в честь Преподобного Феодосия Печерского» Русской Древлеправославной Церкви, имеющий домовую церковь в городе и строящий церковь в с. Моты. На территории области старообрядцы есть практически во всех крупных населённых пунктак, а также компактно проживают в ряде сёл и деревень. Например, в Тайшетском районе старообрядцы часовенного согласия не только проживают в таких больших сёлах как Полинчет и Кондратьево, но и восстанавливают деревню Кадарея, которой уже несколько десятков лет нет на картах.
Подобные общины также развиваются в Нижнеудинском, Заларинском и других районах области. Вместе с тем можно констатировать, что культурный потенциал этих общин пока не используется. В связи с этим предлагается реализовать проект, направленный на изучение, координацию и активизацию разных старообрядческих общин с целью повышения их роли в культурном развитии Прибайкалья. Для этого предлагается предпринять картографирование культурного ландшафта Иркутской области с выявлением и фиксацией населённых пунктов, в которых есть старообрядческие общины. Установить более плотные контакты и обследовать общины Иркутска, а также провести ряд экспедиционных выездов по региону с целью изучения и вовлечения в культурное контактирование старобрядческих общин разных районов области.
Результатом этих мероприятий должно быть создание Центра старообрядческой культуры, который станет важным информационным, координационным и просветительским объектом, осуществляющим коммуникацию и продвижение старообрядческого наследия в культурно-информационном поле Прибайкалья и других регионов страны. Таким образом, проект ориентирован как на старообрядцев региона, так и на многомерное и сложносоставное местное общество, которое на основе традиционных ценностей развивает свою культуру и осознаёт себя как часть российской гражданской нации.
Цели проекта:
Оценить и повысить роль старообрядческих общин в культурном развитии Иркутской области, а также в воспитании российского гражданского патриотизма и любви к малой Родине.
Задачи проекта:
- На основе анализа разнообразных информационных источников провести картографирование культурного ландшафта Иркутской области с выявлением точной картины расселения старообрядцев в регионе.
- Обследование городских приходов и общин (в том числе РПсЦ и РДЦ) по вопросам их состава и культурного потенциала.
- Экспедиционное обследование деревенских общин, в том числе старообрядческих сообществ часовенного согласия Заларинского, Нижнеудинского, Тайшетского и других районов области.
- Налаживание устойчивых контактов с представителями разных общин, в том числе с настоятелями, наставниками, активными прихожанами и с имеющимися в регионе представителями старообрядческого бизнеса.
- Анализ культурного потенциала общин и вовлечение их представителей в процессы, связанные с популяризацией культурного наследия России.
- Создание Центра старообрядческой культуры.
Надеемся, что и в дальнейшем просветительские проекты старообрядческих организаций будут получать поддержку и финансирование посредством грантов.
Старобрядцы вряд ли могут повлиять на массу молодёжи России… это как в море вылить ведро воды, бочку, цистерну. Разницы не будет
Они могли бы повлиять на "свои" сферы — богослужение, иконопись, литургическое пение Какие-нибудь проекты исторической реконструкции — одежда, например.
Но сложно выстраивать отношения именно из-за конфессиональной замкнутости староверческих юрисдикций.
Та масса на рода из миллионов старообрядческих семей, которая так или иначе окормляется в общинах РПЦ — она туда своего ничего не приносит. Может быть, на некоем неуловимом микроуровне….
Сами же староверческие приходы когда-то сохранили идентичность благодаря замкнутости, а теперь она мешает
Размывание все равно происходит, не новообрядцами, а общей средой.
Можно было бы изготовить и распространить (желательно безплатно) как можно большее кол-во специфических старообрядческих богослужебных текстов — чинов для мирян — панихиды полной, канонов (с началом общим), чина пасхи, правильных канунов, Паверерницы и Полунощницы.
Всего того, что так не хватает. Что нужно и было бы востребовано
Чем больше, тем лучше. Но это нужно во-первых, без цели кого-то к себе "переманить", староверы стали очень гнаться за этой призрачной целью, им трудно от нее отказаться.
В результате уже заметна тенденция появления в рядах прозелитов людей с совершенно специфическим мировоззрением, некто "сторонник западной духовности" — как пример — числится в РПСЦ, недавно засветился Вконтакте. Неформалы разных мастей
Во-вторых, распространять не абы где, а именно на православных ярмарках, вплоть до церковных лавок. Именно прививать это в воцерковленной среде! Иначе безполезно.
В-третьих, не делать акцента на "старообрядности". Это общее духовное наследие. Иначе можно оттолкнуть. Людям будет казаться что это что-то не то.
Аналогично в отношении иконописи, знаменного пения…
Массовый тираж открыток и литографий древних образов.
Образ Спаса… он так мало распространен, даже Кураев об этом пишет
Но будут ли старообрядцы раздавать что-то "еретикам", да еще без цели "обратить" в свою веру?
Может это лучше делать единоверцам?
"Всего того, что так не хватает. Что нужно и было бы востребовано" — кем? Невоцерковленными "христианами" или воцерковленными нестарообрядцами?
"Массовый тираж открыток и литографий древних образов." — этак и до "софрино" недалеко…
А в финале Михалычъ прав! Никто этим заниматься не будет — хлопотно и неблагодарно, то ли дело пилить гранты под всякую ерунду!
современная техника в принципе позволяет свое софрино открыть в любом гараже
Востребовано именно воцерковленными, разумеется
Будет нецерковный полунощницу читать? Именно какое-то движение дать древлеправославным текстам, дать им новую жизнь могут только церковные структуры — монастыри какие-нибудь, братства, сестричества
Это возможно при массовости (извините за прямоту), целенаправленности (возможно в пределах даже к-л 1 епархии, нежели размазывать по стране) и минимуме агрессии
Дык, оно, кроме старообрядцев, кому-нибудь надо?
Ответ: нет. А полунощница , поди, у каждого старообрядца есть, да, и стоит копейки, и везде её полно….
Не надо потому что не знают и не видели.
Хотя в монастырях читают. А канонники будут очень востребованы, этот вакуум заполнен акафистами, но они выходят из популярности. Впрочем я надеюсь, что кроме старообрядцев найдутся те, кто это сделает
Братъ, ты — идеалистъ и мечтатель.
При словах "старый обряд" большинство чад РПЦ с недоумением включают заднюю скорость и исчезают за горизонтом с возгласами:"Нас батюшка не благословил!…."
И знать не хотят и видеть не желают (впрочем, так же, как и старообрядцы — никонианские тексты, с похожей аргументацией).
В монастырях РПЦ и прочих местах используются книги издательства РПЦ МП (мню, что в часослове и полунощница, и павечерница присутствуют даже у самых оголтелых никониан, и из суточного круга богослужений никогда не исключались) и менять их на другие никто не будет, дабы не искать приключений на своё место отдыха….
Однако по статистике интернет магазина "Исмарагд" большинство покупателей старообрядческих богослужебных книг (около 70 %) именно новообрядцы и другие инославные.
Глеб Станиславович, они разве спрашивают, кто как верует? При оформлении заказа нету такого вопроса
вот я и говорю не надо заморачиватся на термине "старый обряд"
канонник и канонник
задняя скорость — естественная реакция
А большинство вообще не в теме
У большинства такой темы даже в списке нет…..
А статистика по "Измарагду" как получилась??
Зазеркалье ….
"Цель проекта — воспитать в молодом поколении граждан России стремление к сохранению семейных традиций, семейных ценностей, поддержать и развить межпоколенческие связи, а также привить чувство патриотизма и ответственности за будущее страны."
И это будут делать старообрядцы методом "семинаров, вебинаров и встреч с молодёжью" на средства госбюджета!?!? Наглое пилилово! Стыдоба….. пойду навоз чистить…
Ну а предположим — а как могли бы старообрядцы "…воспитать в молодом поколении…" на средства госбюджета?
Всё это делается каждый день в семье и общине, а госбаблосы нонче всем нужны только для распила.
> в семье и общине
Это всё внутри, а наружу?
Что наружу?
Или старообрядцы-авторы проекта собираются ВСЁ "молодое поколение граждан России" воспитывать?
Да, нет — по тексту, на миллион старообрядческих семей по 4 рубля на воспитания патриотизма….
Грантополучатели отчитываются потом о достижениях на выделенные деньги с указанием куда и сколько денег ушло?
Отчётность по грантам очень строгая.
Действительно, отчетность по статьям гранта строгая. Указывается каждая статья расходов — сколько куплено авторучек, стоимость билетов и командировочных, аренда зала или цена печать буклета. Однако никак не учитывается эффективность траты средств, КПД проектов.
Например, грантодатель будет тщательно проверять чеки на приобретению, к примеру, цифрового магнитофона для концерта духовных песнопений, но никогда не задастся вопросами "почему об этом концерте не написала ни одна газета и ни один сайт" или "почему в зале из 100 мест было всего три заняты посторонними слушателями, а остальные либо пустовали либо там сидели сами певцы и члены местной общин".