В Улан-Удэ презентовали учебно-методический комплекс (УМК) по истории и культуре староверов-семейских для дошкольного образования. Этого исторического события ждали несколько лет. Согласно Приказу Министерства образования и науки Республики Бурятия, 9 детсадов Бурятии будут заниматься историей и культурой старообрядцев.
В 2015 году по инициативе парламентария Анатолия Кушнарёва Комитет по межрегиональным связям, национальным вопросам, молодёжной политике, общественным и религиозным объединениям Народного Хурала РБ провёл круглый стол и рекомендовал изучить ситуацию по этнокультурному образованию семейских в сельских районах Бурятии. Выяснилось, что историю и культуру старообрядцев изучают в 25 школах республики, но проблема была в том, что не было ни одного УМК.
Когда мы провели празднование 250-летия прихода старообрядцев на забайкальскую землю, как раз тогда было принято решение: всё-таки по опыту наших соотечественников — румынских липован — сначала разработать, а потом издать учебно-методический комплект, — поясняет депутат Народного Хурала РБ Анатолий Кушнарёв. — Мы решили сделать это поэтапно: с начала — для дошкольных учреждений. Привлекли детские сады всех четырёх районов компактного проживания семейских (Бичурского, Тарбагатайского, Мухоршибирского и Заиграевского). Выиграли грант. И фактически сегодня получили наконец-то хороший результат: комплект готов. Он получил одобрение нашего Министерства образования. Дело осталось за малым — издать. И дальше по нему будут работать в дошкольных учреждениях.
Сергей Петров, как и первый заместитель министра образования и науки РБ Галина Фомицкая, и доктор исторических наук Светлана Васильева, стоял у истоков создания этого УМК:
Этот интересный проект «Традиции Руси: сохранение и развитие этнокультурного образования семейских Республики Бурятия» мы реализовали с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов (размер гранта — 2 млн рублей), — отметил Сергей Петров.
УМК, предназначенный для детей дошкольного возраста, включает в себя шесть учебных пособий. Это «Программа «Родники» для детей старшего дошкольного возраста, «История старообрядчества в рассказах, стихах и картинках», «Реализация воспитательного потенциала педагогики семейских Забайкалья в работе с детьми», «Рабочая тетрадь для детей дошкольного возраста «Домовая роспись семейских Забайкалья», «Сборник конспектов занятий для дошкольников по истории и культуре семейских Забайкалья» и «Энциклопедия для детей дошкольного возраста «Культура семейских Забайкалья». В составлении пособий работал большой коллектив педагогов на базе детского сада «Подснежник» (село Бичура). В работе над ними, в частности, приняли участие Татьяна Петрова, Ольга Баженова, Светлана Баженова, Нина Андронова, а также специалист БРИОП Галина Малахова.
В качестве экспертов и рецензентов выступили кандидаты педагогических наук Анатолий Леонов и Зинаида Лопсонова, доктор исторических наук Светлана Бураева, научный консультант проекта — доктор исторических наук Светлана Васильева. Дизайн и верстку учебных пособий, выдержанную в традиционно семейском стиле, сделала Валентина Петрова.
Особая благодарность депутату Народного Хурала Анатолию Кушнарёву, — подчеркнул Сергей Петров. — Он курировал наш проект и большую помощь оказал в организационных вопросах.
Пока УМК вышел небольшим тиражом (в среднем — по 100 экземпляров). Но такого количества книг, как отметили участники совещания, явно недостаточно: по меньшей мере, эти пособия требуется издать тиражом от 500 до 1000 экземпляров. Особый интерес, в том числе и для туристов и гостей Бурятии, вызывает энциклопедия «Культура семейских Забайкалья».
По словам председателя Совета РОО «Общество культуры семейских в Республике Бурятия», презентация УМК и небольшой первый тираж пособий — это лишь первый этап, следующий шаг — подготовка подобного УМК для начального образования и дальше — для среднего.
На этом останавливаться не будем, — отметил Сергей Петров. — Мы получили уникальный опыт и планируем, чтобы и в общеобразовательных школах республики появился такой предмет, как «История и культура семейских».
По мнению замминистра министерства образования и науки республики Галины Фомицкой, значение нового учебно-методического пособия трудно переоценить.
Мы должны сохранить самоидентичность семейских, чтобы, начиная с детского возраста, культура, традиции старообрядцев преподавались в наших образовательных учреждениях, — отметил председатель Комитета по экономической политике парламента Бурятии Анатолий Кушнарёв. — На территории нашей республики сосредоточена самая крупная диаспора старообрядцев не только в России, но и в мире.
Не отдавайте своих детей в садики ! Воспитывайте сами! Помните ,что " благими намерениями выстлана дорога в ад!" Читайте лучше древние книги Вселенских учителей наших! Они были Святые люди! Не то что эти, не знамо кто, ученые деятели . Неужто они лучше научат, чем Григорий Богослов,Василий Великий и Иоанн Златоуст!!! Взрослые мужи !!!Не отдавайте своих детей,берегите их ! Они — наше будущее . С ув. Наталия
Женя или Наталья, получается, что к школе и в институт вообще детей нельзя подпускать? Получается пусть сидят дома и не выходят на улицу, но как это сделать посоветуйте?
Современная общеобразовательная школа конечно себя дискредитировала и над нашими детьми там проводят непонятные эксперименты, но вот не ходить в общеобразовательные учреждения не получиться, во-первых сразу лишат родительских прав, а во-вторых, все должны питаться и одеваться и сидя дома на хлеб насущный не заработаешь. Сидеть дома и заниматься детьми, могут себе позволить, только богатые люди, но те детей отправляют учиться заграницу.
А вот создание учебных пособий по старообрядчеству для общеобразовательных учреждений, это большое и очень нужное дело, дети будут получать азы старообрядчества не только дома, но и в школьных учреждениях. Молодцы семейские, что начали внедрять в общеобразовательных учреждениях старообрядческую систему образования с детского сада. Хороший пример староверов-липован Румынии, которые уже более 10 лет в школах Румынии изучают историю и культуру старообрядчества, крюковое пение, старославянский язык и мн. др. и благодаря этому у них сохраняется преемственность в старообрядчестве. Григория Богослова, Иоанна Златоуста… и мн.других нужно серьезно изучать в школе. Вот семейские и липоване все делают как взрослые мужи, своих детей стараются учить древлеправославию на школьном уровне, чтобы в общеобразовательных школах изучали старообрядчество. До 1930-х годов во многих старообрядческих общинах были свои школы, которые советская власть все перевела в советские или закрыла, до конфискации староверы учились в своих школах. Нужно все это активно возрождать, а не прятаться по домам.
Уважаемый Иван Калашников , не нужно все сваливать в одну кучу. Помните как сказано было "кесарю — кесарево , а Богу — Богово " ,та вот : школы и институты это госучереждения ,а государсство ,насколько я знаю ,отделено от церкви и веры и не несет ответственности за души людские.Поэтому нужно обязательно учиться в школе (детсад не обязательно — это по желанию и возможности) и особенно в институте и учиться прилежно чтобы быть грамотными людьми в различных сферах деятельности , но вот вопросам веры и грамотности церковной должны учить священники и дьяки в воскресных школах при церквях,т.к. они отвечают за это перед Богом и знают как учить и чему для спасения души человеческой. Насчет Румынии не знаю какие там школы ,но думаю, что образование Румынии достаточно далеко от нашего образования . А заниматься детьми — это ,чтоб вы знали ,и есть одно из главнейших дел в жизни каждого человека,а не тратить все свое время на зарабатывание каких-то материальных благ — " не хлебом единым жив человек ,но словом исходящим из уст Господа " ,а богатые люди они вообще самостоятельно детьми не занимаются ,они заняты своим богатством ,и им трудно войти в Царствие Небесное. Кстати на фото что-то женщины не очень выглядят "по-старообрядчески " ,могу представить как они будут доносить эти учебные пособия до детей , не знаю может это даже грех , а есть благословение высших церковных чинов на это? Но я согласна ,что не нужно прятаться по домам ,а нужно всем дружно взяться за руки и идти в церкви ,на молитву, в воскресные церковнославянские школы , активно общаться с другими общинами в совместных молитвах и делать Богоугодные дела для пользы душам нашим . Прошу прощения за свое мнение об этом .С ув. Наталия
Женя или Наталья, хорошо, что старообрядцы до 1930-х годов не имели вашего противоестественного мнения, не учить своих детей сохранению и развитию старообрядчества в школах. Старообрядцы всегда стремились создать свои школы и они у них были. В настоящее время старообрядцы должны создавать свои школы снова и учить детей тому, что нужно для сохранения и развития старообрядчества и если не вернуться к опыту прошлого, создания своих школ, старообрядчество в России сойдет на нет.
Вот вы точно все в кучу свалили и несете полную чушь: "нужно обязательно учиться в школе". Только вот современная школа учит безбожию и дети вольно или невольно становятся безбожниками, им 5 дней в неделю вбивают в школе безбожие, и вы наивно полагаете, что за 1 воскресный день ребенок сумеет изучить историю старообрядческой Церкви, старославянский язык, крюковое знаменное пению и богослужебный устав. Вы просто далеки от серьезного и комплексного воспитания детей в старообрядческой традиции и этим вопросом не владеете и еще лезете поучать. Чтобы высказывать свое мнение по серьезному вопросу воспитания и обучению детей, нужно иметь об этом представление, а вы ничего не знаете "Насчет Румынии не знаю какие там школы". Вы в начале узнайте, а потом судите.
В настоящее время в России многие народы имеют свои национально-религиозные общеобразовательные школы и учат своих детей своей вере и культуре. Ваши лозунги и призывы это пустые слова. Нужны повседневные дела и когда дети в общеобразовательных учреждениях 5 дней в неделю будут изучать настоящую историю и культуру старообрядчества, крюковое пение и старославянский язык они в воскресенье сами "дружно возьмутся за руки" и пойдут в церковь, где применят свои знания в деле совместного богослужения. Так что Наталья мой вам совет, свое неправильное мнение держите лучше при себе.
Чьто вы молчите о главном: если в СЕМЬЕ не будет Веры, никакие школы не помогут и не повредят.