Православных стало меньше?

Последнее социологическое исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало уменьшение числа респондентов, называющих себя православными. В 2017 году таковыми называли себя 75% населения, в нынешнем 2021 году к православным себя причислили всего 66%. За этот же период с 7 до 14% увеличилась доля сограждан, считающих себя неверующими. Наступивший Великий пост позволил социологам задать вопросы и на эту тему. 71% респондентов, назвавших себя православными, никакие посты не соблюдают. Великий пост соблюдают 11% верующих. Строго соблюдают все годовые и недельные посты лишь 2% назвавших себя православными.

Уменьшение числа людей, называющих себя православными, стало устойчивой тенденцией. В среднем их число уменьшается на 2% в год. Если так пойдет и дальше, то через каких-то 10 лет православных станет меньше на целых 20%.

Среди причин этого явления аналитики называют следующие. В первую очередь, это продолжающееся огосударствление Русской Православной Церкви и некоторых других конфессий. Идеологическое содержание выступлений высокопоставленных церковных иерархов практически не отличается от выступлений государственных чиновников подобного ранга. А если высказываемые иерархами идеи вторичны, то и никакого общественного интереса вызывать не могут и не способны.

РПЦ и другим традиционным конфессиям редко удается своевременно и оперативно ответить на вызовы времени, будь то пандемия, повышение пенсионного возраста, экономический кризис или другие социальные явления, и сформировать свою собственную актуальную повестку дня. В глазах сограждан религиозные организации, приходы, общины постепенно превращаются в исторические заповедники, где россияне могут получить лишь музеефицированные ритуальные услуги, но никак не решить и даже не обсудить насущные вопросы своего бытия.

Растет стена непонимания между церковными структурами и гражданским обществом. Это вопросы строительства храмов в городских парках, коррупционные скандалы, агрессивная репрессивно-гонительная риторика некоторых иерархов и церковных деятелей.

Вместе с тем, есть вопросы и к социологам ВЦИОМа, и к другим организациям, занимающимся социологическими исследованиями. Большинство публикуемых исследований «слепые», поскольку не отражают реальную картину религиозных представлений россиян, включая богословские, канонические и исторические познания.

В частности, хорошо известно о категории так называемых «православных атеистов», то есть людей, называющих себя православными, но ни в Бога, ни в церковь не верующих. Но не ясно, сколько таковых среди наших сограждан.

Сколько людей проходит таинство крещения «на всякий случай», а таинство венчания «для красивой фотосессии»? Тоже неизвестно.

В конце прошлого года «Левада-центр» (внесен в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента) опубликовал такую информацию. Из православных, которые регулярно ходят в церковь, 65% верят в загробную жизнь, 73% — в Царствие Небесное, 70% — в религиозные чудеса, 61% — в сглаз и порчу. Православные, которые или не ходят в церковь, или посещают ее реже раза в год, настроены более скептически: 45% верят в жизнь после смерти, 50% — в Царствие Небесное, 42% — в религиозные чудеса, 53% — в сглаз, порчу.

Получается парадоксальная ситуация: чем человек более воцерковлен, тем больше он верит в сглаз и порчу. Воистину «плоды просвещения».

Доподлинно неизвестно, в кого и как именно веруют люди, именующие себя православными. Согласно некоторым частным ответам Пресвятая Троица — это «Спаситель, Богородица и Николай угодник». Среди православного и старообрядческого духовенства бытует мнение о непорочном зачатии Богородицы. Многие не могут определиться с ипостасями Христа, а особенно с наличием двух воль у Спасителя.

Несколько лет назад фонд «Общественное мнение» (одна из трех крупных российских социологических организаций) проводил опрос по вопросу догмата о Троице. Выяснилось, что 69% опрошенных православных веруют, что Святой Дух исходит в том числе и от Сына (Filioque, латинская прибавка к Символу веры). А этот догмат, между прочим, стал одной из причин разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную).

Словом, социологам следует провести большую работу над своими ошибками, чтобы получить от россиян точный ответ на вопрос «Како веруеши?»

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля