С 11 по 14 ноября 2014 года в духовном центре РПСЦ в г. Москве на Рогожском состоится ХI Международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: история, культура, современность».
Место проведения: Культурно-просветительный центр при Митрополии Русской Православной Старообрядческой Церкви (г.Москва, Рогожский пос. 1, д. 29/1, Дом Причта).
Регистрация участников конференции состоится 11 ноября с 9.00 до 11.00, начало работы конференции 11 ноября с 11.00. Программа выдается во время регистрации.
Как добраться: ст. метро «Таганская-кольцевая», выход на Нижне-Радищевскую улицу, перейти на другую сторону улицы к остановке троллейбусов №№ 16, 63 и автобуса № 106, проезд до остановки «Старообрядческая улица» (бывш. «ул. Войтовича») – 8-я остановка, Переход на противоположную сторону Нижегородской улицы.
Расписание конференции:
11 ноября
11.00-13.00. Открытие конференции
Приветствие участникам конференции
1. Корнилий, митрополит Московский и всея Руси, РПСЦ;
2. Касаткин Леонид Леонидович, доктор филологических наук, Институт русского языка, руководитель Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.
Пленарное выступление
1. Поздеева Ирина Васильевна, д.и.н., профессор, МГУ им. М. Ломоносова, г. Москва. Наука и русское старообрядчество в XXI в. Общие задачи и проблемы;
2. Юхименко Елена Михайловна, д. филолог. н., ГИМ, г. Москва. Старообрядчество и проблема сохранения памятников старины;
3. Керов Валерий Всеволодович, д.и.н., проф. кафедры истории России Российского университета дружбы народов. Старообрядчество в политическом развитии России начала ХХ в.;
4. Боченков Виктор Вячеславович, к.филол.н., заведующий архивом митрополии РПСЦ. Что такое старообрядчество и как нам его изучать?
5. Протоиерей Евгений Чунин, настоятель Покровского старообрядческого храма в г. Ржеве. Протоиерей Илия Игнатьевич Ближников: семьдесят лет подвижнического служения Церкви;
6. Волков Валерий Владимирович, сотрудник историко-библиотечного отдела Митрополит РПСЦ. Арсений (Швецов), епископ Уральский и Оренбургский: Апологет и историк.
11 ноября. 14.00-17.00
Секция I. Государство и старообрядческая церковь XVII — начало ХХI вв.
Ведущий: Е.С. Данилко, Е.А. Агеева, А.А. Пригарин.
1. Старицын Александр Николаевич, ведущий библиограф, ИНИОН РАН (Институт научной информации по общественным наукам). Шведские староверы;
2. Морохин Алексей Владимирович, к.и.н., доцент кафедры истории средневековых цивилизаций ННГУ имени Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород; Сироткин Сергей Васильевич, сотрудник Российского Государственного Архива Древних Актов, г. Москва. Отношение нижегородских старообрядцев к канонизации Дмитрия Ростовского во второй половине XVIII в.;
3. Алексеева Екатерина Александровна, старший преподаватель кафедры церковно-исторических дисциплин Свято-Филаретовского православно-христианского института, г. Москва. Старообрядческий вопрос в «Отзывах епархиальных архиереев по вопросу церковной реформы»;
4. Пушков Виктор Петрович, к.и.н., ст.н.с. Археографической лаборатории Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. О холостном состоянии молодых старообрядцев (Социологический опрос 1847 г. вотчинной администрации Пермского майората Строгановых);
5. Апанасенок Александр Вячеславович, д.и.н., проректор по научной работе НОУ ВПО «Региональный открытый социальный институт», г. Курск. «Нужно богобоязненно отправлять Богослужение…»: провинциальные духовные власти в поисках решения проблемы раскола до середины XIX в.;
6. Сажин Борис Борисович, к.и.н., продолжает обучение в Высшей Школе Экономики (Магистерская программа «информационные ресурсы исторической науки»), г. Москва. Религиозное движение «неплательщиков» на Урале в 60-80-е гг. ХIХ в.;
7. Лабынцев Юрий Андреевич., д.филолог.н., профессор, Институт славяноведения РАН, ведущий научный сотрудник, академик Государственной академии славянской культуры; Щавинская Лариса Леонидовна, к.филолог.н., доцент, Институт славяноведения РАН, г. Москва. Старообрядческие монастыри в гомельских имениях канцлера Н.П. Румянцева по описаниям о. Иоанна Григоровича (1820 е гг.);
8. Игнатова Татьяна Викторовна, научный сотрудник научно-просветительского отдела Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Неизвестная история Преображенского богаделенного дома. Новые документы из фондов Российской Государственной библиотеки и Центрального исторического архива Москвы;
9. Сахарова Людмила Геннадьевна, к.и.н., доцент, зав. кафедрой социальных наук, ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Вятка; Слотин Владимир Евгеньевич, к.и.н., ст. преподаватель ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Вятка; Слотина Надежда Николаевна, соискатель. Миссионерская деятельность Русской православной церкви среди старообрядцев на Вятке во второй половине XIX в.;
10. Хрушкая Любовь Николаевна, главный специалист отдела документов по личному составу БГУ АО «Государственный архив Архангельской области». Из истории миссионерской и промысловой деятельности выговцев в Архангелогородской губернии.
11 ноября 14.00–17.00
Секция II. Проблемы историографии. Философия.
Ведущие: Н.Ю. Бубнов, Е.А. Архипова.
1. Архипова Екатерина Анатольевна, к.и.н., РГГУ, г. Москва. Старообрядчество в публичном дискурсе современной России;
2. Никитина Серафима Евгеньевна, д.филолог.н., ведущий научный сотрудник Института языкознания РАН, г. Москва. Что объединяет конфессиональные сообщества? (старообрядцы, молокане, духоборцы);
3. Бубнов Николай Юрьевич, д.и.н., БАН России, г. Санкт Петербург. Белокриницкая и Беловодская иерархии: идеологическое противостояние;
4. Бушнелл Джон Старкс (Bushnell, JohnStarkes), д.и.н., Нортуестернскийуниверситет, Исторический факультет (Department of History, Northwestern University). Происхождение спасова согласия;
5. Еремеев Павел Викторович, аспирант, преподаватель кафедры истории России, Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Старообрядческое согласие в контексте теории «воображаемых сообществ» Бенедикта Андерсона (на примере Харьковской губернии).
6. Харитонов Сергей Сергеевич, н.с., МУК «Камешковский районный историко-краеведческий музей», аспирант кафедры истории России Педагогического института Владимирского государственного университета. Проблемы идеологии старообрядцев и религиозных сектантов в системе взглядов писателя-народника И.Н. Харламова;
7. Кузнецова Наталья Юрьевна, аспирант, Петрозаводский государственный университет (Республика Карелия). Северные обители в работах А.С. Пругавина;
8. Павлова Ольга Анатольевна, к.и.н., доцент, кафедра Гуманитарные науки Нижегородского государственного инженерно-экономического института. Проблема священства в старообрядческой среде: пути её решения;
9. Лоскутов Юрий Викторович, к.филос.н., доцент, Пермский государственный национальный исследовательский университет, г. Пермь. Иосифляне. Нестяжатели. Старообрядцы.
11 ноября 14.00–17.00
Секция III. Язык. Фольклор. Книжность.
Ведущие: Т.Ф. Волкова, Е.Е. Дутчак, В.А.Клишева
1. Королёва Елена Евгеньевна, к.филолог.н., д.филологии Латвийской республики, Даугавпилсский университет Институт компаративистики, г. Даугавпилс, Латвия. Лексика одного говора староверов Латгалии (история и современное состояние);
2. Волкова Татьяна Фёдоровна, д.филол.н., профессор кафедры русского и общего языкознания Сыктывкарского государственного университета, г. Сыктывкар. Библейский сюжет о Самсоне и Далиде в обработке печорского крестьянина-старообрядца И.С. Мяндина;
3. Бессонов Игорь Александрович, к.филолог.н., г. Москва. «Сивиллино пророчество о судном дни» в старообрядческой книжности XVIII-XIX вв.;
4. Канаев Дмитрий Николаевич, к. философ.н., Москва. Пребывание в священном времени и пространстве. «Житие христианское» федосеевского наставника Трофима Иванова;
5. Сагнак Игорь Владимирович, историк, краевед, г.Углич Ярославской области. «Видение Аввакума»;
6. Хантурова Ирина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Иностранные языки», Московский государственный университет путей сообщений, Москва. Языковые особенности построения стилистической системы «Жития Аввакума»;
7. Перекрёстов Рамуальд Игоревич, краевед, полковник медицинской службы, г. Одинцово Московской области. «Кратчайшее начертание истории Ветковской Церкви» – полемическое сочинение Ксеноса.
8. Клишева Вера Александровна, н.с. Научно-исследовательского отдела рукописей БАН, г. Санкт Петербург. «Летопись Ветковской церкви»: памятник старообрядческой историографии;
9. Дутчак Елена Ерофеевна, д.и.н., профессор кафедры отечественной истории, в.н.с лаборатории социально-антропологических исследований Томского государственного университета. Старообрядческие книжные собрания в «цифровой среде»: наука vs этика;
10. Бытко Сергей Станиславович, Нижневартовский государственный университет. Пометы старообрядческих сборников как источник биографических данных: из опыта археографического исследования.
12 ноября 10.00–13.00
Секция I. Государство и старообрядческая церковь XVII-начало ХХI в.
Ведущий: Е.С. Данилко, Е.А. Агеева, А.А. Пригарин.
11. Таранец Сергей Васильевич, к.и.н., старший научный сотрудник Института украинской археографии и источниковедения им. М. С. Грушевского НАН Украины. Старообрядческие монастыри: становление, эволюция, ликвидация;
12. Машковцева Виктория Вячеславовна, к.и.н., доцент кафедры отечественной истории Вятского государственного гуманитарного университета, г. Киров. Деятельность правоохранительных органов по отношению к старообрядческому духовенству в годы правления Николая I (на материалах Вятской губернии);
13. Агеева Елена Александровна, н.с. Музея истории МГУ г. Москва; Данилко Елена Сергеевна, д.и.н., институт этнологи и антропологии РАН, г. Москва. Старообрядцы-уральцы Каракалпакии как локальная этноконфессиональная группа. Истоки;
14. Бендин Александр Юрьевич, доктор исторических наук, доцент кафедры богословия Института теологии Белорусского государственного университета, Минск, Беларусь. Старообрядцы и российская веротерпимость в XIX-начале XX в.
15. Луцковская Елена Федоровна, заместитель директора по учетно-хранительской работе, Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Северодвинский городской краеведческий музей». Архив Амбурского старообрядческого религиозного общества Архангельской губернии в 1920-е годы в фондах Северодвинского музея;
16. Кочергина Марина Викторовна, к.и.н., Брянск. Трагические страницы истории русского старообрядчества Стародубья и Ветки в 1920-1940 гг.: идеологическое воздействие советского государства, репрессии против населения, разрушение духовных центров;
17. Лунёва Ольга Константиновна, Одесский национальный экономический университет, старший преподаватель кафедры общей экономической теории, г. Одесса, Украина. К вопросу об имущественных потерях липован Буджака в период румынской эвакуации: год 1940-й;
18. Пригарин Александр Анатольевич, к.и.н. Одесский государственный университет им. И.И. Мечникова, Украина. Старообрядческая община г. Одессы 1945-1962 гг.: по материалам архива Кишиневской епархии РПСЦ;
19. Моргунов Константин Алексеевич, к.и.н., Научно-исследовательский институт истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета. Старообрядцы Оренбуржья в советский период;
20. Колупаев Владимир Евгеньевич, д.и.н., профессор, Центр «Христианская Россия», Италия. Русские староверы и греко-католики;
21. Свинцова Людмила Николаевна, председатель национально-культурного общества староверов-липован, г. Киев, Украина. Специфика стратегии выживания старообрядческих общин в полиэтническом пространстве Придунавья;
22. Безгодов Алексей Александрович, заместитель председателя культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума. Староверы-странники Верхокамья;
23. Алексеев Петр Петрович, директор Института Староверия Латвии, бакалавр права, член Союза журналистов Латвии. Религиозное законодательство Латвийской Республики.
12 ноября 10.00–13.00
Секция IV. Культура. Традиции. Обряды
Ведущие: А.Б.Островский, В.Л. Кляус, И.Н. Ружинская.
1. Александров Евгений Васильевич, к.искусствоведения, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Видеограмма старообрядчества глазами Леонида Филимонова;
2. Мутина Анна Савильевна, к. филол. наук, художник-реставратор Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург); Николаева Елена Николаевна, искусствовед, ст.н.с. Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург). История формирования и состав старообрядческой фотоколлекции Музея истории религии;
3. Матющенко Виктория Сергеевна, к.философ.н., Амурская государственная медицинская академия (Благовещенск). Механизмы сохранения традиции в старообрядческих общинах Приамурья;
4. Свинцова Людмила Николаевна, председатель Киевского городского национально-культурного общества старообрядцев-липован, г. Киев. Специфика стратегии выживания старообрядческих общин в полиэтническом пространстве Придунавья;
5. Липинская Виктория Анатольевна, Институт этнологии и антропологии РАН, г. Москва. Сибирский чай у русского населения;
6. Шитова Наталья Ивановна, к.и.н., Горно-Алтайский государственный университет, г. Гоно-Алтайск. Община старообрядцев-беспоповцев в современных условиях (по материалам Горного Алтая);
7. Островский Александр Борисович, д.и.н., ведущий научный сотрудник Российского этнографического музея (Санкт-Петербург). Беспоповцы Саратовской области: проблема конфессиональной идентичности (по материалам полевого обследования);
8. Кляус Владимир Леонидович. д.и.н., д.ф.н., зав. отделом фольклора ИМЛИ РАН. Старообрядческие традиции в Калганском районе Забайкальского края: по материалам полевых исследований 2013-2014 гг.;
9. Ружинская Ирина Николаевна, к.и.н., доцент, Петрозаводский государственный университет г. Петрозаводск. Попечение о здравии» в старообрядческой среде Европейского Севера России XIX – XX вв.;
10. Савельева Ирина Анатольевна, н.с. Научного Центра Народной Музыки (НЦНМ) им. Квитки при Московской консерватории им. П.И. Чайковского, г. Москва. «Стрела» в весеннем хороводном цикле дунайских липован: истоки и трансформация в условиях новой общности;
11. Калугина Ольга Вениаминовна, д.искусствоведения, ФГБНУ «Научно-исследовательский институт истории и теории изобразительных искусств Российской академии художеств», г. Москва. Тело как инструмент спасения в духовных практиках старообрядчества;
12. Савостьянова Ольга Петровна, ст.н.с. Московский государственный объединенный музей-заповедник «Коломенское» (МГОМЗ), г. Москва. Старообрядческая усадьба крестьян села Коломенского Московской области в 1920-1940-е гг. (по архивным и опросным материалам);
13. Кирилэ Феодор Иванович, д. филол.н., профессор Бухарестского университета «Спиру Харет», г. Бухарест; Никита Михай Николаевич, студент курса Факультета архитектуры Бухарестского университета «Спиру Харет», г. Бухарест; (Румыния). Архитектура жилищных построек у русских-липован села Каркалиу-Камень уезда Тульча, Румыния.
12 ноября 10.00–13.00
Секция V. Старообрядческое пение. Иконопись
Ведущие: Ю.В. Маслова, В.Г.Платонов
1. Мурашова Наталья Сергеевна, к. искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой социально-культурной и библиотечной деятельности ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»,, г. Новосибирск. Музыкально-поэтический инципитарий духовных стихов бухтарминских старообрядцев каменщиков;
2. Балановская Татьяна Павловна, аспирант кафедры культурологии и искусствоведения, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток. К вопросу об этнорегиональных истоках певческих традиций старообрядческих общин Приморского края;
3. Чернов Михаил Алексеевич, первый заместитель главного редактора, директор раздела икон журнала «Антиквариат. Предметы искусства и коллекционирования». Образ Ильи Пророка в меднолитой пластике «поморского типа»;
4. Сморгунова Елена Михайловна, к.филолог.н.; Институт Америки и Канады РАН, г. Москва. Кийский крест-мощевик русского предреформенного православия;
5. Быкова Екатерина Васильевна, к.искусствоведения, доцент. кафедра культурологии и журналистики, Вятский государственный университет. Старообрядческие иконописные мастерские в Волго-Вятском регионе начала ХХ в.;
6. Плаксина Наталия Евгеньевна, заместитель директора по научной работе, ГБУ РК «Национальная галерея Республики Коми», г. Сыктывкар. Выговская традиция в старообрядческой иконе Нижней Печоры (по материалам полевых исследований 2012 г.);
7. Мальцева Дарья Евгеньевна, Музей русской иконы г. Печчоли (Италия). Старообрядческий складень в коллекции Ватикана;
8. Платонов Владимир Георгиевич, Музей изобразительных искусств Республики Карелия, г. Петрозаводск. «Образ всех святых Российских чудотворцев» из собрания музея изобразительных искусств республики Карелия – памятник Выговского иконописания;
9. Бойцова Александра Александровна, РГГУ, УНЦИР (Учебно-научный центр изучения религий). Вновь открытая икона Стародубья;
10. Маслова Юлия Валерьевна, аспирант Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, г. Москва. Историко-культурное значение старообрядческого храма (на примере Покровской церкви г. Минусинска).
12 ноября. 14.00–18.00
Секция VI. История старообрядческих центров, общин, храмов. Эпоха в биографиях.
Ведущие: В.П. Богданов, Р.А. Майоров.
1. Богданов Владимир Павлович, к.и.н., старший научный сотрудник лаборатории истории культуры исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва. Глазовский уезд как крупный старообрядческий центр конца XVIII–начала XIX вв.;
2. Королькова Людмила Валентиновна, к.и.н., Российский этнографический музей, СПб. История старообрядчества Ленинградской области 1930 – начало XXI в.;
3. Найденова Татьяна Вячеславовна, директор МУК «Поимский историко-архитектурный музей» с.Поим, Пензенская область. Хранители устоев прадедов своих…;
4. Михайлов Сергей Сергеевич, н.с. Музея истории и культуры старообрядчества, г. Москва. Из истории старообрядческого Казанского храма в д. Губинская Покровского уезда Владимирской губернии в XIX–XX вв.;
5. Майоров Роман Александрович, к.и.н., Государственный исторический музей (отдел «Палаты бояр Романовых»), г. Москва. К истории строительства Николо-Миловской единоверческой церкви в Санкт-Петербурге;
6. Кирилэ Феодор Иванович, д.филол.н., профессор Бухарестского университета «Спиру Харет», г. Бухарест; Тамашаг Евгения Алексеевна, экономист, г. Бухарест (Румыния). История русских-липован села Каркалиу-Камень уезда Тульча;
7. Ермолин Денис Сергеевич, к.и.н., МАЭ РАН, г. Санкт-Петербург. Храм Вознесения Христова и Поморское староверие в Бердянске в ХХ в.;
8. Иванов Илларион Иванович, Рижская Гребенщиковская старообрядческая община. Л.С. Мурников (1882-1945) — наставник, педагог, религиозно-общественный деятель Поморского староверия;
9. Иванов Владимир Иванович, профессор, доктор исторических наук, независимый исследователь, г. Краснодар. Скитания старообрядческого Архимандрита Иосифа (первая четверть XVIII в.);
10. Дроздов Михаил Сергеевич, к.ф.-м.н., г.Ногинск; Маслов Евгений Николаевич, краевед, г. Ногинск. Старообрядцы Свешниковы;
11. Урушев Дмитрий Александрович, старший научный сотрудник, Государственный музей А.С. Пушкина. Иван Сергеевич Тургенев и русское старообрядчество;
12. Доулинг Констанс, PhDDissertation (Дублинский университет, Тринити колледж, Ирландия). Переписка Евдокии Савватьевны Зиминой с дочерью Любовью Ивановной: Рассказ о трёх свадьбах в семействе Зиминых (1908-1910 гг.).
12 ноября. 14.00–18.00
Секция III. Язык. Фольклор. Книжность.
Ведущие: Т.Ф. Волкова, Е.Е. Дутчак.
11. Орлова Ольга Владимировна, заведующая музейно-исследовательским отделом Национальной галереи Республики Коми, г. Сыктывкар. Миссионерская (в том числе, обращенная к старообрядцам) книга гражданской печати второй половины XIX–начала XX века (Архангельская, Вологодская и Олонецкая губернии);
12. Семёнов Максим Николаевич, краевед, историко-патриотическое объединение «Багратион», г. Москва. Установление авторства «Истории Преображенского кладбища» и «Дозорных записей о московских раскольниках»;
13. Гудков Алексей Геннадиевич, соискатель Российского государственного гуманитарного университета, г. Москва; Канаев Дмитрий Николаевич, к.философ.н., г. Москва. Старообрядческие книгописцы второй половины XX – начала XXI в.;
14. Ершов Виктор Петрович, к.педагогических н., доцент, действительный член Петровской академии наук и искусств, г. Петрозаводск. Старообрядческие рукописи из коллекции В.П. Ершова;
15. Устинов Алексей Валерьевич, Костромской государственный университет им. Н. А. Некрасова. Человек и Раскол. Трагедия индивидуального выбора в творчестве Д.Л. Мордовцева;
16. Рудаков Сергей Владимирович, редактор газеты «Старообрядец», Н.Новгород. Керженские скиты и П.И. Мельников.
Стендовые доклады
- Анкудинов Антон Игоревич, краевед, редактор гороховецкой краеведческой газеты. Уездная хроника Гороховецкий уезд – центр старообрядчества Владимирской губернии в XVII – нач. XX вв.;
- Аргудяева Илия Викторовна, д.и.н., профессор, гл.н.сотрудник Института истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН, г. Владивосток. Русские старообрядцы из Боливии и Уругвая в Приморье: переселение и адаптация;
- Водолазко В., к.и.н., доцент ИПКРО. О книге В.П. Ершова «Старообрядческая икона-примитив XVIII века…»;
- Врачу Марина, д.филологических н., кафедра славистики Ясского университета им. А.И. Куза (Румыния). О работе над переводом на румынский язык «Жития Феодосии Морозовой»;
- Батуев Станислав Владимирович, директор МКУК Куртамышского района «Краеведческий музей им. Н.Д. Томина». Родословие старообрядцев-часовенных Печерских из с. Жуково Куртамышской слободы;
- Бердинских Виктор Аркадьевич, д.и.н., профессор кафедры отечественной истории, Вятский государственный. гуманитарный университет, г. Вятка; Кайсин Алексей Олегович, заведующий НИ археологических исследований Вятского государственного. гуманитарного университета, г.Вятка; Глушкова Алёна Васильевна, Вятский государственный. гуманитарный университет, г. Вятка. Нательные кресты в Вятском крае XIX–XX вв. (из частной коллекции: к вопросу идентификации и типологии);
- Бронников Николай Иванович, историк, г. Ижевск. Роль картографических источников в изучении старообрядчества (на примере Карты старообрядчества и единоверия Вятской губернии 1865 г.);
- Гапонов Илья Александрович, Новосибирский Государственный Педагогический Университет. Описание некоторых обрядов у Старообрядцев Сибири;
- Казанцева Татьяна Генриховна, к. искусствоведения, Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН), Отдел редких книг и рукописей (ОРКиР), г. Новосибирск. Некоторые наблюдения над богослужебной певческой практикой старообрядческих общин индустриальных регионов Сибири (на примере часовенных Кузбасса);
- Казари Розанна, профессор русской литературы, Бергамский Университет, Италия. Старообрядческая община в городе Турин (Италия);
- Квилинкова Елизавета Николаевна, д.и.н., доцент, Институт культурного наследия Академии наук Молдовы. «Сказание о двенадцати пятницах» в гагаузской рукописной традиции;
- Керженцев Борис, историк, публицист. Тема церковной реформы и раскола в отечественных учебниках истории XIX- начала XXI вв.;
- Кирсанов Андрей Николаевич, к.и.н., доцент кафедры философии Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (РГУИТП), г. Москва. История неоткрытия старообрядчества Российской наукой;
- Кирсанова Светлана Анатольевна, к. пед. н., доцент, г. Москва. Идейные тучки на староправославном небосклоне или против чего были староверы;
- Костров Александр Валерьевич; д.и.н., профессор кафедры Современной отечественной истории Иркутского государственного университета, г. Иркутск. Образ дальневосточных старообрядцев в советском фильме 1935 г. «Аэроград»;
- Кожурин Кирил Яковлевич, доцент Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург. Староверие Витебской губернии (по донесениям архиепископа Василия (Лужинского));
- Магола Александр, н.сотрудник Института культурного наследия Академии наук Молдовы (Молдова). Исповедники старой веры в Молдавской ССР во времена советского богоборческого режима;
- Осипов Виктор Иванович, председатель боровской старообрядческой общины; Осипова Анна Викторовна, н.с. музея-квартиры К.Э. Циолковского в г. Боровске. Кто помог боровчанам? (Пожар в Боровске 1857 г.);
- Матвеева Руфина Прокопьевна, д.филол.н. Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, г. Улан-Удэ. Легендарные сюжеты в фольклорной прозе старообрядцев Забайкалья (семейских);
- Мардаре Габриэль, доктор гуманитарных наук, Университет имени Василя Александри (Румыния). Столп и утверждение старой веры. Женщина и вера в светском мире и их отражение в изобразительном искусстве и в прессе;
- Молзинский Владимир Владимирович, д.и.н., к.искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой теории и истории музыки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Международной академии наук высшей школы. К проблеме отражения старообрядческой темы в русском искусстве второй половины XIX – начала XX столетий;
- Петров Сергей Петрович, председатель совета РОО «Общество культуры семейских РБ». г. Улан-Удэ. Старообрядцы города Верхнеудинска (Улан-Удэ) (вторая половина XVII в.– начало XX вв.);
- Рогинский Ростислав Маратович, магистр и.н., УО Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины, Беларусь. Два праведника старой веры;
- Рыговский Данила Сергеевич, н.с. отдела этнографии Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск). Традиции паломничества белокриницких старообрядцев в Западной Сибири;
- Семибратов Владимира Константинович, к. культурологии, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин Кировского филиала Московского гуманитарно-экономического института, г. Киров. Шаляпин и старообрядчество;
- Станкевич Григорий Павлович, Колледж Сумского национального аграрного университета, Украина. Старообрядцы на Северо-Востоке Украины (Сумская область);
- Трусов Владимир Алексеевич, Уральское историко-родословное общество, Уральское генеалогическое общество, г. Первоуральск. О старце Ефреме Сибиряке;
- Тихонова Елена Леонардовна, к.филолог.н., Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, отдел литературоведения и фольклористики. г. Улан-Удэ. Отражение этноконфессионального самосознания старообрядцев Бурятии в фольклорном тексте (на примере преданий и устных рассказов);
- Шевнин Иван Леонидович, историк, г. Хабаровск. Старообрядческая церковь Белокриницкой иерархии на Дальнем Востоке в 20-30-е годы ХХ в;
- Шубин Геннадий Леонтьевич, краевед, г. Соль-Илецк Оренбургской области. РПСЦ. К вопросу восстановления родословия и истории рода сибирских старообрядцев Гутовых;
- Чудинова Г.В., к.филолог.н., пос. Юго-Камск, Пермский край. «Ино ещё побредем» – книга о современных староверах.
Комментариев пока нет