18 января в музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка, посвященная уникальному старообрядческому иллюстрированному рукописному сборнику «Повесть о царице и львице», созданному в первой трети XIX века. Города с фантастическими башнями, виды царских пиров, кораблей и битв воссоздают волшебную атмосферу русской сказки. Одним из главных ее героев является львица, воспитавшая как собственного сына одного из царевичей.
Сюжет «Повести», как полагают исследователи, восходит к архетипу средневекового рыцарского романа. Текст был переработан русскими книжниками в XVII веке в соответствии с канонами древнерусской литературы. «Повесть о царице и львице» пользовалась большой популярностью на протяжении нескольких веков. Многие перипетии ее захватывающего повествования нашли отражение в «Сказке о царе Салтане» А. С. Пушкина и других русских сказках.
На выставке в музее впервые показали подробный цикл иллюстраций к «Повести о царице и львице», выполненный в самобытной манере старообрядческим мастером начала XIX столетия. Возможность узнать в деталях сюжета «Повести» знакомые сказочные мотивы сделает выставку интересной посетителям самых разных возрастов.
Мы задали несколько вопросов куратору выставки, ведущему научному сотруднику музея Л. И. Антоновой.
***
Эта Лицевая рукопись представляет собой старообрядческий сборник, который был создан в начале XIX века, но не ранее 1825 года. В его состав входят пять частей. Вся рукопись богато иллюстрирована. Это «Страсти Христовы», «Слово Ипполита об антихристе и Втором Пришествии», «Слово Палладия Мниха о Втором Пришествии», «О Страшном Суде», затем «Слово Ефрема Сирина о Прекрасном Иосифе», заключает этот сборник замечательная «Повесть о царице и львице».
«Повесть» уникальна, потому как иллюстрированных текстов очень мало. Я встретила еще только одну, более позднюю, и она отчасти вторит миниатюрам нашей рукописи. Этот Лицевой сборник иллюстрировал весьма самобытный мастер. В ходе изучения и подготовки выставки выяснилось, что он выпустил не один такой сборник, а еще достаточно много, как минимум пять иллюстрированных в подобном стиле.
Это пока не установлено. Один из изготовленных мастером сборников находится в Курганском собрании Уральского университета. Есть предположение, что это может быть какая-то уральская мастерская, потому как на Урале было немало подобных мастерских. В тех краях много книг издавалось на распространение в старообрядческой среде. Но в методах, использованных мастером, встречаются отголоски и поморских рукописей. Известно, что Выг и Урал были тесно связаны между собой, поэтому какие-то связи прослеживаются. Конечно, пока это всё предположения. Точно утверждать нельзя.
В этих рукописных сборниках нет никаких данных о происхождении, нет информации о художниках и авторах. Миниатюры очень декоративные: это яркие краски, сам рисунок выполнен пером, композиции вроде бы такие простые, не затейливые, но они очень подробно следуют тексту, буквально каждой фразе. И что еще интересно, текст рукописи очень поэтичный, и эта поэтика отчасти передается даже в миниатюрах.
Музей приобрел сборник в 2017 году. Когда мы делали выставку, посвященную «Апокалипсису», то установили наличие множества рукописей одного мастера: одна в Саратове, одна связана с Казанью , одна в Петербурге. Есть такое ощущение, что изготавливался крупный тираж сборников, который привозили на нижегородскую ярмарку, и там это всё расходилось по России. Но это гипотеза.
Пока сотрудники музея готовились к организации презентации, заведующая сектором рукописной и старопечатной книги М. Е. Башлыкова проводила историко-художественный урок для школьников младших классов, посвященный старообрядческому сборнику.
Она так прокомментировала это занятие:
Мы решили познакомить ребят с очень малоизвестным сегодня произведением — «Повесть о царице и львице». Произведением сказочного характера, хотя события повести таковы, что возможно расценивать их и как быль. Выбрали две иллюстрации из сборника и сделали из них прориси для раскрашивания, чтобы дети попробовали себя в роли древнерусских книжников-миниатюристов. Получился своеобразный детский мастер-класс.
Выставка продлится до 16 февраля 2020 года.
Комментариев пока нет