245 лет с отмены пошлины на бороду

Эпоха правления русского царя Петра Алексеевича, более известного, как Петр I или Петр Великий, была наполнена многими реформами, преобразовавшими Россию. Это и коренное изменение в государственном аппарате, строительство Петербурга, перенос столицы, изменения в календаре, создание флота, фактическая постановка церкви под жесткий контроль светской власти, а также запрет на ношение бороды. Беспощадная борьба с бородами — это едва ли не первое, о чем вспоминают, говоря о временах Петра, а введение налога на бороды представляют как самое яркое свидетельство насильственной европеизации, проводимой царем.

 Г. фон Урлауб. Реформы Петра — запрет на бороды и традиционную одежду

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. Наглядным образом это проявилось в заботах царя о том, чтобы русские люди и внешним обликом должны напоминать жителей Европы. Начало преображению русского человека в европейца положило возвращение Петра I в Москву из первого путешествия по Европе. В августе 1698 года, на следующий день после прибытия из-за границы, 26-летний царь Петр Алексеевич выпустил указ «О ношении немецкого платья, о бритии бород и усов, о хождении раскольникам в указанном для них одеянии», согласно которому с нового года, начинавшемуся в то время на Руси 1 сентября, запрещалось ношение бороды. В собрании бояр царь велел принести ножницы и собственноручно и публично лишил бороды нескольких бояр знатных родов.

Николай Дмитриев-Оренбургский. Преследование русской одежды в Петровское время

Однако новые порядки приживались с трудом. Царя осуждали, его новшество не принимали, по всей России роптали, ведь бритье бороды — грех, и священники отказывали в благословении безбородому. Ношение бороды на Руси традиционно сохранялось согласно обычаям и религиозным постановлениям. Правила были закреплены в Кормчей, Номоканоне, решениях Стоглавого собора. В «Русской правде» Ярослава Мудрого штраф за отсеченный палец составлял 3 гривны, «а если кто вырвет у кого клок бороды, то платить 12 гривен штрафа» (цена 6 коней или 15 коров), к тому же, штраф в 12 гривен был всего в три раза меньше штрафа за убийство человека. Стоглавый Собор в 1551 году порешил: «Того, кто умрет без бороды, не отпевать, на сорокоуст не подавать, свечи не ставить и не молиться». В народе борода воспринималась как символ чести, достоинства, поэтому об опозоренном человеке говорили: «Собственную бороду оплевал», бритых также звали «босое рыло».

Царь Петр рубит бороды русским мужикам. Лубочная картина

В действиях Петра бояре усматривали покушение на сами устои русской жизни и упорствовали в бритье бород. В связи с этим, 5 сентября 1698 года Петр I установил налог на бороды, чтобы все же привить своим подданным моду, принятую в других европейских странах. Для контроля был введен и специальный металлический жетон — «бородовой знак», который представлял собой своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. «Бородовые знаки» были медные, круглые, с выбитой надписью «Денги взяты», с изображением носа, губ, бороды и усов с одной стороны и годом выдачи с другой. Их нужно было постоянно носить при себе и подтверждать свое право на бороду каждый год. Согласно указу, царь пощадил лишь бородатых представителей духовного сословия, сохранивших право на ношение бороды бесплатно. В 1724 году бородовые знаки были изменены — они стали больше по размеру, ромбической формы с надписью на лицевой стороне «с бороды пошлина взята». Оборотная сторона была с узорной каймой и без легенды, по гурту надпись — «Борода лишняя тягота».

«Бородовые знаки»

Уже к концу 1698 года требование брить бороду было распространено на основные группы городского населения, была определена и штрафная сумма за неисполнение распоряжения. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности и имущественного положения человека. Устанавливалось четыре разряда пошлины: с царедворцев, городовых дворян, чиновников по 600 рублей в год (это огромные по тому времени деньги); с купцов – по 100 рублей в год; с посадских людей – по 60 рублей в год; со слуг, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Крестьяне пошлиной не облагались, но каждый раз при въезде в город взималось по 1 копейке «с бороды».

 П.Н. Петров, С.Н. Шубинский. Бояре возвращаются от царя Петра I, остригшего им бороды

Безусловно, за введением пошлины на бороды стоял и финансовый интерес государства. Количество обеспеченных граждан, желавших сохранить бороду, было достаточно велико для того, чтобы приток средств казну был ощутимым. Средства шли на ведение войн и строительство флота, которые обходились чрезвычайно дорого. В 1715 году по царскому указу пошлина на бороду стала единой для всех сословий и составила 50 рублей в год. Если же мужчина не был способен уплатить штраф, его высылали на каторгу отрабатывать требуемую сумму.

Дочь Петра — Елизавета Петровна подтвердила указы о брадобритии, что вызвало в обществе неоднозначную оценку. Но Елизавета Петровна, предпочитая французскую моду, продолжала собирать деньги за ношение бороды. Только Екатерина II в 1772 году отменила пошлину на бороды, просуществовавшую семь десятилетий, с оговоркой: государственные чиновники, военные и придворные должны были оставлять лицо «босым». Впрочем, к этому моменту результат был достигнут — поголовное ношение бород у русских мужчин ушло в прошлое. Борода окончательно превратилась в атрибут священничества и отсталого крестьянства.

Русская вера представляет
Полный учебник церковнославянского языка

Полный учебник церковнославянского языка

Уникальное издание «Полный учебник церковнославянского языка» с примерами из грамматики 1648 года — первая книга на русском языке, которая содержит исчерпывающее внутреннее описание церковнославянского языка, а также множество таблиц с примерами. Учебник написан без использования специальной филологической терминологии и предназначен для самого широкого круга читателей. Он будет незаменимым пособием для желающих во всей полноте понимать церковные книги и старинные русские источники, написанные с соблюдением правил церковнославянского языка.

Купить на ОЗОН

Святое Евангелие.
Прямой перевод с церковнославянского

Первый прямой перевод старого русского Евангелия на современный русский язык, доносящий до нас то, как читали и понимали Священное Писание наши предки. Перевод был сделан с церковнославянского дораскольного Евангелия Московской печати 1651 года. В книгу вошли все четыре канонических Евангелия: от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Для удобства, в книге приведено синодальное разбиение на главы и стихи, а также церковное деление на зачала. Двухцветная печать с киноварью. Предназначено для самого широкого круга читателей.

Русская вера представляет
Святое Евангелие. Прямой перевод с церковнославянского

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля