Таинство покаяния у старообрядцев

Великий пост — это время духовных подвигов, молитвы, раскаяния в греховных поступках и примирения с Богом. Великопостные службы помогают нам сосредоточиться на покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Исуса Христа. Человек имеет свободную волю, то есть сам выбирает свой жизненный путь, может творить добрые дела или совершать греховные поступки. Чтобы примирить грешника с Богом, наставить его на путь добродетельной жизни, облегчить его душу, отягченную грехами, Церковь издревле содержит таинство покаяния, которое помогает человеку вырваться из греховного плена и приблизиться к Богу.

Греческое слово μετάνοια (метанойя — «покаяние») означает «перемена ума», «перемена мыслей». В христианстве покаяние означает осознание человеком своих прегрешений перед Богом. Христианин нарушает Божию заповедь, значит, он тем самым отвергает Господню волю и исполняет волю диавола. Человек, впадающий в некие прегрешения, самостоятельно не может избавиться от того или иного греха, а диавол каждый раз находит способ подтолкнуть к новому преступлению перед Богом. Поэтому каждому христианину так необходимо покаяние, чтобы осознать, насколько тяжки и многочисленны наши грехи, очистить свою совесть, вырваться из греховного плена и приблизиться к Богу.

С.Д. Милорадович. «Исповедь», начало XX в.

Покаяние, как и другие таинства православной Церкви, есть учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была обещана апостолам Исусом Христом еще во время Его земной жизни. Так, Господь в беседе о прощении согрешающим говорил апостолам: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Эта благодать была преподана Христом апостолам и их преемникам по воскресении, когда он часто беседовал с ними об устройстве Своей Церкви и учреждал для нее таинства. Однажды, явившись ученикам после воскресения, Исус Христос сказал: «Мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20, 21—23). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым. Таким образом, разрешение или удержание грехов представляется делом Божиим, в этом и состоит таинство.

Гряди2 o3кая1нная душе2, с8пло1тiю, свое1ю, зижди1телю всэ1хъ и3сповэ1ждься. и3 w3ста1нися про1чее пре1жнягw без8слове1сiя, и3 принеси2 бг7у в8 покая1нiи сле1зы.

(Великий канон Андрея Критского, песнь 1)

С понедельника по четверг первой недели Великого поста в храмах на Великой павечернице читается покаянный канон Андрея Критского. Текст канона пронизан чувством раскаяния за грехи и охватывает события всего Ветхого завета: от грехопадения Адама и Евы до земной жизни Исуса Христа. Разлука с Богом и тоска по Нему, понимание, что только праведная жизнь и искренняя молитва к Господу может спасти душу. Святитель Андрей учит нас, что у нас есть единственная возможность вернуться в рай и вновь соединиться с Богом — это покаяние.

У старообрядцев-поповцев покаяние обычно предваряет строгий пост, который все готовящиеся ко святому Причащению должны держать всю неделю, а также молиться поклоны по лестовке или кафизмы по Псалтыри или по церковному Уставу. Кроме уставной церковной службы, все кающиеся должны помолиться в течение недели каждый день Правильные каноны (семь Правил).

Старообрядцы-безпоповцы также готовят себя к исповеди строгим постом и молитвой, молятся по лестовке или читают кафизмы, выполняют правило, посещают все церковные службы. В некоторых безпоповских согласиях существует и частная и общая исповедь, которая затем переходит в частную. В других — только частная исповедь.

О совершении исповеди священник (наставник — у безпоповцев) объявляет заранее. Исповедь совершается в отдельном закрытом помещении в храме. Перед тем как зайти к священнику, христианин совершает три земных поклона перед образом Божиим и земной поклон стоящим в церкви людям. Войдя к священнику, христианин совершает четыре земных поклона перед Святым Евангелием и Честным Крестом. По окончании исповеди кающийся с преклоненною главою слушает молитву священника о том, чтобы Господь простил ему согрешения, затем совершается отпущение грехов в словах: «Чадо, прощает тя Христос невидимо и аз грешный». После этого кающийся совершает три земных поклона Святому Кресту и Евангелию с молитвой «Боже, милостив», а затем просит у иерея благословения причаститься Святых Христовых Тайн. После совершения исповеди христианин выходит из исповедальни, творит три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…», кланяется молящимся, на что те отвечают: «С чистым покаянием». На следующее утро в храме старообрядцы-поповцы молятся Причастные Часы, Поновление и общее окончание Исповеди с чтением разрешительных молитв.

Как не уместна во время исповеди излишняя стыдливость, так же не должно быть и чрезмерной легкости в изложении своих греховных проступков. Исповедь не должны быть похожа на «доклад о проделанной работе». Ведь мы приходим на исповедь с сокрушенным сердцем, желая раскаяться и избавиться от мучающих нас грехов. Благочестивая жизнь, духовные труды становятся малополезными в том случае, если человек подолгу не исповедуется, а уже тем более, если никогда не бывал на исповеди. Приход каждого человека на исповедь должен быть осознанным. По христианскому обычаю, исповедники приходят на покаяние четыре раза в год: в Рождественский, Великий, Петров и Успенский посты. Участие в Таинстве исповеди должно быть хотя бы ежегодным. Каждому христианину также необходимо заботиться о том, чтобы его родные регулярно бывали на исповеди, ведь нет ничего страшнее смерти без покаяния.

На сайте «Русская вера» представлен раздел «Приглашаем в храм», где опубликованы материалы, посвященные таинству исповеди: 

Статья «Духовный отец — посредник в отношениях человека с Богом» рассказывает о духовничестве, которое установлено Самим Сыном Божиим. И хотя в таинстве покаяния кающийся исповедует свои грехи Богу, однако совершает это он в присутствии священника (наставника), который в этом таинстве действует от лица Бога и даже как бы заступает место Его. В статье «Таинство Покаяния» говорится о покаянии как примирении с Богом. Более всего мы бываем виновны перед Господом, когда совершаем тот или иной грех, тем самым нарушая данные Им Заповеди. Единственным способом вырваться из власти греха является Таинство покаяния, которое возвращает человеку милость Божию и Его помощь. О том, как проходит таинство покаяния в старообрядческих церквях и что его предваряет, подробно рассказывается в статье «Ход исповеди». 

Редакция нашего сайта от всей души желает читателям искреннего покаяния, прощения, примирения, молитвы, чтобы с чистым душой и сердцем встретить Светлое Христово Воскресение!

Комментарии (2)

    • Семен Шуйский

      "Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя", "Создавыи мя Господи помилуй мя", "Безъ числа согрешихъ Господи помилуй и прости мя грешнаго", "Прiими мя Господи кающагося и помилуй мя".

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?