«Поэзия русского старообрядческого костюма» — так можно назвать показ традиционной обрядовой и праздничной одежды староверов Алтая, который состоялся 26 февраля в барнаульской общине Русской Православной старообрядческой Церкви.
Подготовила и провела показ Марина Николаевна Сигарева, знаток русского костюма и певчая одного из клиросов нашего храма. Много лет она исследует одежду, которую носили наши предки. Коллекция костюмов, которая была представлена, изготовлена ее руками и руками ее учениц.
Марина Сигарева рассказывает о костюмах староверов в Барнауле:
«В основе любого костюма лежит представление о красоте. Как мы знаем, создателями, носителями и хранителями народного костюма были крестьянки, поэтому русский костюм тесно связан с крестьянской жизнью, с ее совместным трудом, радостью праздников, торжественностью богослужений. По костюму можно было определить, кому он предназначен: молодой женщине или старой, а может и девице. В костюме просматривалось и социальное положение владельца».
О каждой детали одежды много и увлеченно рассказывала Марина Николаевна. Например, о платке, который был частью сложного головного убора, о его основе — шашмуре (шамшуре или кичке), которая должна была прикрывать заплетенные волосы. Поведала мастерица и о другой отличительной черте костюма — богатой отделке. Рукава рубах закладывались в мелкие складки, которые закреплялись яркой полоской ткани, декорировались богатой вышивкой. Сарафаны, фартуки и нарукавники также украшались всеми известными способами. Рассказала Марина Николаевна и о крое мужских и женских рубах, тканях, из которых шили сарафаны, некоторых техниках, применяемых при изготовлении этих изделий.
Неотъемлемая часть русского костюма — пояс. Он, наравне с крестом, говорит о принадлежности к православному миру. У русских не принято было находиться без пояса даже дома. В настоящее время пояс как принадлежность русского костюма, надеваемого на церковную службу, сохранился только у старообрядцев. В представленной коллекции пояса, разнообразные по цвету, рисунку и размерам, гармонично сочетались со всеми продемонстрированными комплексами.
Марина Николаевна показала нам моленный костюм алтайских старообрядцев, который состоял из белой рубахи и темного сарафана, что создавало строгий, исполненный предельной сдержанности образ. Платок в церковь женщины надевали «в роспуск»: подворачивали кромку и закалывали на булавку.
Наши девицы, облаченные в повседневную одежду наших прабабушек, выглядели очень величественно. Они показали разные типы сарафанов, рубах и головных уборов, а ведущая рассказала об их особенностях.
Интересным показался свадебный женский костюм. Все в нем было гармонично и торжественно. Необычной деталью явилась ряска — шейное украшение, сделанное из бисера. Это красивое изделие выполнено мастером по традиционной одежде Куликовой Т.Ю.
Костюмы замужних старообрядок отличаются от ансамблей девиц: их комплекты более закрытые, головные уборы более сложные, по-особому повязаны платки.
Также были представлены: городское повседневное платье и мужские костюмы.
Несмотря на то, что костюмы наших алтайских старообрядцев чрезвычайно колоритны, многокрасочны, богаты узорами и орнаментами, смотрятся они гармонично и цельно. В них и привлекает эта нарядность, пышность, необычность, душа. Видишь: здесь играет важную роль и цвет всего комплекта, и колорит костюма, специфически выбранный особым образом и подходом. В свою очередь, это налагает на носителя такой одежды определенные обязанности. Человек ведет себя в нем по-другому: уверенно, спокойно, сдержанно.
Такое мероприятие очень полезно для каждого человека, оно формирует чувство сопричастности к культурному наследию своего народа, уважение к истории своего края, не говоря уже о том, что знания о русском костюме расширяют кругозор и развивают эстетический вкус.
Много хороших слов прозвучало в адрес мастера по изготовлению традиционной одежды М. Н. Сигаревой. После показа выступили отец Никола Думнов, Алексей Афанасьевич Синельников, Александр Константинович Холмогоров.
Выражаем искреннюю благодарность Марине Николаевне и низко кланяемся за ее труды.
Автор: Татьяна Лапушкина
Источник: altaistarover.ru
Надо с такими мероприятиями шире и чаще выходить в окружающее общество, чтобы не считали христианские костюмы за родноверские. Надо использовать платформы библиотек и клубов, об этом ещё 2003 году говорили участники новокузнецкой конференции.