Грани древнерусского певческого искусства

В здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника проходит уникальная выставка «От крюков до „топоров“. Грани древнерусского певческого искусства». На выставке продемонстрирована история развития древнерусского знаменного пения на основе памятников рукописной и старопечатной книжности, а также документальных и изобразительных материалов из фондов Новгородского музея. Посетители увидят певческие книги и учебники XVII — XX веков, записанные специальными музыкальными символами — «крюками» или «знаменами».

Ирмологий. Москва. Христианская типография при Преображенском богаделенном доме, 1912. Бумага, дерево, кожа, металл, печать типографская

Крюки или знамена, которые вошли в обиход примерно в XII веке, до сих пор можно найти в нотных записях. Правда, в ходу они не у всех, пользуются ими лишь знатоки знаменного пения, например, в старообрядческой среде. Конечно же, распев этот — предмет и академического изучения в консерваториях, и в духовных семинариях, и в научных кругах у историков. В числе тех, кто ведет эти исследования в Новгородском музее — Илья Мельников. Он, как куратор выставки, постарался увлечь этой темой, доступно, просто и очень интересно рассказав нам все, что известно ему самому. Причем, на выставке он постарался представить даже более ранний период, чем тот, когда уже стали использовать крюки. Речь идет о кондакарной нотации, когда песнопения записывались в две строки: где внизу подробная аналитическая запись, а сверху — детальная информация о напеве.

Согласник крюковой. Конец XIX века. Бумага, дерево, кожа, металл, рукопись, полуустав, нотация крюковая, акварель. На развороте изображена так называемая горка. Расположенные в треугольном рисунке пометы наглядно иллюстрируют высоту звука, которую они обозначают

«Крюки появляются в XII веке, и которые фиксировали напевы знаменные. А топоры — это вот такое обиходное название, это такой профессиональный жаргон музыкантов. Это квадратные ноты, которые активно вводятся под Киевским влиянием уже в середине и второй половине в XVII века», — сказал Илья Мельников.

Праздники греческого распева нотолинейные. Середина XVIII века. Бумага, картон, рукопись, полуустав, нотация линейная. В комплект входят небольшие отдельные рукописи для каждой хоровой партии. Ирмологий нотного пения. Москва. Синодальная типография, 1772 год. Бумага, картон, кожа, печать типографская

Тема знаменного пения особенно актуальна для Новгорода. Древнейшие русские певческие рукописи XI — XII веков были созданы в Новгородской земле. Уже на раннем этапе здесь сложилась певческая школа, достигшая расцвета в XVI веке. Профессиональные исполнители и сочинители церковных песнопений, жившие в Новгороде, славились по всей Руси. Знаменное пение было органичной частью древнерусской духовной культуры, сосуществуя с другими видами художественного творчества — архитектурой, иконописью, монументальной живописью и литературой.

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля