Петр I – антихрист или его предтеча?

Книжный памятник «Лицевой старообрядческий сборник», изданный во второй половине XIX века, пополнил электронную коллекцию Российской национальной библиотеки (РНБ). Авторы этой уникальной книги размышляют о том, может ли быть первый российский император Петр I антихристом или его предтечей.

Миниатюра в начале сборника

Рукопись представляет собой лицевой, иллюстрированный, сборник, включающий в себя толкование Апокалипсиса и религиозно-полемические сочинения, которые бережно переписывались из поколения в поколение и сохранялись в старообрядческой среде.

«Лицевые Апокалипсисы» староверов в этом отношении отличаются от прочих подобных источников, поскольку многие их авторы, главным образом беспоповцы, считали, что антихрист на самом деле уже давно царствует, еще с середины XVII века. Первоначально антихристом они видели царя Алексея Михайловича, в период правления которого произошел Раскол в Церкви. В начале XVIII века личность антихриста стали отождествлять сперва с Петром I, а затем с последующими императорами и императрицами. В конечном итоге появилось учение о духовном антихристе, которым теперь называют общее нечестие и неправоверие.

Петр I

Петр I совсем не случайно стал образом антихриста. Во время его правления развернулись сильнейшие гонения на старообрядчество. Особенно свирепствовал собинный друг императора архиепископ Нижегородский Питирим, который в сентябре 1707 г. еще в сане архимандрита был назначен на эту епархию как главный «борец с расколом». По благословению Питирима, были разорены многие скиты и монастыри, схвачен и казнен автор известного апологетического староверческого сочинения «Диаконовы ответы» диакон Александр.

Петр I также лично контролировал следствие по делу сына протопопа Аввакума, Ивана Петрова, который несмотря на то, что давно присоединился к новообрядческой церкви все же был заточен в тюрьму, где и скончался.

«Упала с небес звезда велика горящая как свеча»

По заданию самодержца были изготовлены антистарообрядческие фальсификации. В частности, деяния вымышленного киевского собора «На Мартина Армянина еретика». Об этом подробно рассказано в статье «Откуда взялась „Повесть временных лет“».

Полностью о деяниях первого русского императора читайте в нашей публикации «Петр I и его мрачные „затейки“».

Сотрудники РНБ рассказывают:

«Лицевой сборник второй половины XIX века представляет собой яркий образец книжного искусства старообрядцев. В его иллюстрациях и декоре нашла выражение незаурядная фантазия художников: причудливые орнаменты заставок, концовок и рамок не повторяются ни на одном из листов рукописи, а цикл миниатюр к Апокалипсису (новозаветной книге, повествующей о конце света) поражает обилием запечатленных на них фантастических существ (ангелов, демонов, чудовищ и т. д.).

Императрица Мария Александровна, супруга Александра II

Любопытно появление на иллюстрациях изображений исторических лиц — представителей императорской династии. Романовых старообрядцы демонизировали — причиной тому стали гонения на „раскольников“, начатые царем Алексеем Михайловичем и продолженные его наследниками. На миниатюрах рукописи царские особы олицетворяют силы зла: на л. 279 как иллюстрация к рассказу о пришествии антихриста представлен портрет Петра I, а на л. 125 об. и 187 об. в образе вавилонской блудницы изображена императрица Мария Александровна, супруга Александра II (исследователь Н. Н. Розов установил источник этого изображения — лубочный портрет государыни, литографированный в Мстере в 1866 г.). Художественное оформление сборника не было закончено (отдельные миниатюры остались недописанными), тем не менее, эта книга, несомненно, принадлежит к числу выдающихся памятников, завершающих многовековую традицию древнерусского книгописания».

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля