Василий Александрович Кокорев (1817— 1889) родился в г. Солигаличе Костромской области в старообрядческой семье, которая владела небольшой солеварней. После смерти родителей Василий стал совладельцем семейного бизнеса вместе со своими дядьями. Но в 1839 году из-за денежной реформы и введения в обращение серебряного рубля, семейный бизнес разорился. Василий Кокорев перебрался в Санкт-Петербург и устроился помощником к одному из винных откупщиков. Довольно скоро хозяин, оценив его деловую хватку, назначил Василия управляющим над всеми своими уральскими откупами.
Затем Кокорев начал вкладывать деньги в строительство и торговлю. Создал «Закаспийское торговое товарищество», позволившее развернуть обширную торговлю со Средней Азией и Персией. В Персии с 1850 года работал созданный Кокоревым Московский торговый дом, получивший право приобретать казенное железо и медь с уральских заводов по себестоимости. В 1851 году Василий Кокорев получил звание коммерции советника.
В 1857 году участвовал в создании Русского общества пароходства и торговли, вложив в это рискованное дело огромную по тем временам сумму в 500 тысяч рублей. На следующий год присовокупил к сфере своих интересов Волжско-Каспийское пароходство, знаменитый «Кавказ и Меркурий».
Примерно в это же время Кокорев заинтересовался нефтяным делом. До 1872 года в российской нефтяной отрасли, как и в торговле алкоголем, действовала откупная система: раз в четыре года государство продавало откупщикам нефтеносные участки. А с этой системой «откупщицкий царь» Кокорев был знаком прекрасно. Он придумал, как обойти проблемы откупной системы, совместив откуп и прямое финансирование производства — и добычи, и переработки.
Построив в 1859 году в Сураханах под Баку первый в России керосиновый завод, Кокорев добывал нефть, перерабатывал ее, а продавал уже полученный дорогой керосин (он именовал его «фотонафтилем»). Сначала, однако, дело было убыточным, и в 1863 году Кокорев пригласил разобраться с проблемой Дмитрия Менделеева. «Известный тогда деятель В. А. Кокорев пригласил меня съездить в Баку, где у него тогда велось дело с переделкой нефти и в год убытков менее 200 тыс. не бывало», — вспоминал впоследствии Дмитрий Иванович.
Менделеев предложил наладить круглосуточную перегонку нефти, организовать свое производство эмалированных бочек и проложить нефтепровод от завода к берегу моря для нефтеналивных морских перевозок. Все предложенные идеи, по сути — модель современной нефтяной промышленности, Кокорев реализовал на практике и уже через год получил чистый доход более чем в 200 тыс. рублей.
Кокорев также занимался и строительством железных дорог: вместе с П. И. Губониным он построил уральскую горнозаводскую дорогу, принимал участие в создании Волго-Донской железной дороги (1858), Товарищества Московско-Курской железной дороги (1871) и Общества Уральской железной дороги (1874).
В 1862-1865 годах Кокорев с размахом построил первый не только в Москве, но и в России крупнейший гостинично-складской комплекс, получивший название «Кокоревское подворье».
Василий Кокорев — яркий пример выходца из «низов», который собственными силами и талантом поднялся до уровня промышленника и купца всероссийского масштаба. Основатель нефтяной промышленности в России, владелец заводов, банков, железных дорог, пароходов, знаменитый винный откупщик Кокорев не меньше прославился и как публицист, общественный деятель и благотворитель.
Считая, что «экономические успехи России зависят от скорейшего введения вольного экономического труда», Кокорев всячески продвигал идею предоставления крепостным личной свободы и общечеловеческих гражданских прав.
Незадолго до смерти Василий Кокорев опубликовал серию статей в «Русском архиве», объединив их затем в книгу «Экономические провалы», в которой настаивал на том, что слепое копирование западноевропейских финансовых и хозяйственных форм станет губительно для России и призывал вернуться к осмыслению отечественного опыта. Будучи в большой дружбе со славянофилом Погодиным, Кокорев находился под впечатлением его идей о самобытности славян. Славянофилы же буквально молились на Кокорева, называя его «русским чудом».
«Он войдет в историю как человек «большого калибра» и «игры ума«. Его в шутку всегда называли кандидатом в министры финансов. В те времена ему это не было возможно, но и без этого не только в истории Московского купечества, но и в русской истории вообще он останется яркой фигурой человека, который хорошо знал нужды России и ее народный характер, угадывал ее потребности и подчас находил нужное решение», — писал о Кокореве П. А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая».
Василий Кокорев был не только одним из крупнейших предпринимателей, но и известным меценатом. Многие его начинания носили некоммерческий и благотворительный характер.
Он покровительствовал художникам и устроил для них своеобразный дом творчества в Тверской губернии, под Вышним Волочком, на живописном полуострове, образованном истоком реки Мсты и озером Мстино.
Владимиро-Марьинский приют художников, названный впоследствии «Академической дачей», принимал малоимущих студентов Академии художеств во время летней практики. В их распоряжение были предоставлены дом со столовой и библиотекой, хорошо оборудованная мастерская, помещения для занятий пением и музыкой. Здесь в разное время жили и работали И. Е. Репин, А. И. Куинджи, В. А. Серов, П. П. Чистяков, И. И. Бродский, А. М. Васнецов, Н. К. Рерих, И. И. Левитан, Н. П. Богданов-Бельский и другие. Сейчас это Дом творчества имени И. Репина.
Кокорев был большим ценителем и собирателем живописи. Покупать произведения и русских, и иностранных художников он начал еще в начале 1850-х годов. К началу 60-х в его собрании было свыше 500 картин, из которых половина была русской школы. В собрании было 42 картины Брюллова, 23 картины Айвазовского. Были там и произведения Левицкого, Боровиковского, Угрюмова, Матвеева, Кипренского, братьев Чернецовых, Тропинина, Венецианова и других.
Именно Кокорев открыл в Москве первую публичную картинную галерею. Ее официальное открытие состоялось 26 января 1862 в специально построенном для галереи здании в Трехсвятительском переулке.
Хорошая статья, но почему-то не нашел в этом материале ничего о его связях со староверами и делах на благо старообрядчества. Было бы хорошо дополнить.