Первая в новой истории хиротесия в диаконисы

17 февраля на праздник святого мученика Феодора Тирона в церкви святителя Николы при миссионерском центре Колвези (Конго) патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II совершил первую за более чем тысячу лет в православном мире хиротесию старицы Теано (Theano) в диаконисы и прочел особую молитву на вступление в чин еще пяти женщинам (трем инокиням и двум катехизаторам).

Хиротесия в диаконисы в церкви святителя Николы при миссионерском центре Колвези (Конго)

Как сообщает официальный сайт Александрийского патриархата, священный Синод возродил институт диаконис в ноябре 2016 года. Архиереи — участники Синода, собравшиеся в патриаршем центре Александрии под председательством патриарха Феодора II, рассмотрели 16 ноября вопрос о возрождении института диаконис. С докладом по этому вопросу выступил митрополит Камерунский Григорий. За выступлением митрополита Григория, который отметил, что служение диаконис будет миссионерским, последовало длительное и подробное обсуждение данного вопроса. На заседании был сформирован комитет в составе трех архиереев, которому поручено самым тщательным образом изучить этот вопрос. В результате, Александрийская иерархия высказалась за возрождение института диаконис, а 17 февраля 2017 года состоялась первая в новой истории хиротесия.

Патриарх Александрийский и всея Африки Феодор II прочел особую молитву на вступление в чин трем инокиням и двум женщинам-катехизаторам

Женщины будут помогать в миссионерской деятельности Катангской митрополии (епархия Александрийской церкви в Конго), в том числе в таинстве крещения взрослых, венчания, а также в катехизической деятельности церкви.

Поставление в диаконисы совершил епископ Александрийской православной Церкви Феодор II

Как известно, диаконисы — особая категория женщин в древней христианской церкви I–VIII веков, принявших посвящение и несших определенные церковные обязанности. В церковной истории известны несколько женщин, которые несли служение диаконис — святая мученица Татиана Римская (12 января), святая Олимпиада Константинопольская (25 июля) и святая Фива Коринфская (3 сентября). 

«… Ради охранения чести женского пола или во время крещения, или при надзоре за страданием или болезнью, и в случаях, когда обнажается тело женщины, дабы оно не было видимо мужами священнодействующими, но только диаконисой, которая в необходимый момент получает повеление от священника заботиться о женщине при обнажении ее тела, каковое надежно охраняется установленным в Церкви в соответствии с мерой канона строгим чином (диаконис)», — писал в IV веке святитель Епифаний Кипрский.

Апостольские постановления конца IV века содержат молитву для чина поставления диаконис. К кандидатам в диаконисы предъявляли строгие требования: они избирались из девственниц, либо из единобрачных вдов после 40 лет (15 правило IV Вселенского собора ). Безбрачие было обязательным условием. Институт диаконис исчез после распространения женского иночества.

Святая Фива, диакониса Коринфская Святая мученица Татиана Римская

Чин посвящения в диаконисы содержится в канонах Вселенских Соборов — Первого Никейского собора (325 года) и Халкидонского собора (451 года). Историк Матвей Властарь (XIV век) свидетельствует, что во время рукоположения епископ, сняв омофор, возлагает на шею диаконисы диаконский орарь, который она носила двумя концами вперед. Причащались диаконисы после диаконов, приняв чашу из рук епископа, они сами ставили ее на престол. Изучение этого чина привело многих современных исследователей к мнению, что он полностью соответствует таинству церкви в современном значении.

Хиротесия в Александрийской Церкви

Согласно постановлениям Первого и Четвертого Вселенских соборов, диаконисы делятся на два разряда:

  • диакониссы рукоположенные, которые прислуживали в храмах при богослужении — незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие сорока лет, к рукоположению допускались после тщательного испытания. Если же после рукоположения диакониса вступала в брак, то она и ее супруг подвергались анафеме;
  • диакониссы по одеянию, которые занимались делами милосердия. Согласно 19-му правилу Никейского собора женщинам, посвятившим себя служению церкви, по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду. Однако, до 40-летнего возраста они могли оставаться в доме родителей. К диаконисам по одеянию можно причислить сестер Марфо-Мариинской обители Милосердия, основанной княгиней Елизаветой в 1909 году, которая была сторонницей возрождения в своей обители чина диаконис.

В современной старообрядческой и новообрядческой православной церкви женщины в диаконисы не посвящались. Вопрос о восстановлении института диаконис в РПЦ обсуждался на Поместном Соборе 1917–1918 годов, однако из-за революции и последующей гражданской войны, он так и не был решен. 

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (10)

  1. Сергий 985

    "Хороший автор отец Андрей Постернак, если я не ошибаюсь, из Тихоновского университета. Он об этом не один текст написал. У меня в ближайшее время выйдет об этом книга «Женские вопросы к Церкви», где много об этом размышлений. И мой вывод таков, что, пока, перелопатив литературу, доступную мне на эту тему, я не увидел чисто богословских аргументов против вообще женского священства в православии. То есть все аргументы – только исторические. То есть раз такого никогда не было, значит, не нам и начинать.

    Д.Пещикова― То есть вопрос какой-то традиции исключительно?
    А.Кураев― Да, это вопрос традиции. Для православного мира это важно. Но в то же время, если учесть, что этот спор с новой силой сейчас разгорится и не только где-то далеко за рубежами России, в Африке или Европе, но и у нас, очень важно понимать, какие у нас есть полемические доводы. Надо оценить их качество.
    Признаюсь в порядке почти что покаяния: в первое издании этой моей книги я говорил, что важным аргументом против женского священства является то, что священник – это образ Христа, а Христос был мужчиной. Мне в ответ довольно ехидно заметили: «Но кроме того Христос был евреем. Означает ли это, что не еврей не имеет права быть священником? У Христа была борода. Означает это, что тот, у кого нет бороды, не имеет права быть священником?» Это серьезные аргументы, на самом деле. Что нам кажется главным а что исторически обусловленным в том облике Христа, который мы знаем? Что, из него должно быть увековечено? Подражание Христу – в длинных волосах за плечами – или в любви?"

    http://diak-kuraev.livejournal.com/1494801.html

    • Несомненно, среди женщин были и есть достойные, а Одна из них стала честнейшее Херувимов и более славная, чем Серафимы и все ангелы, Богородица Мария. Но если мы сегодня нарушим традицию и поставим женщину в священный сан, то породим массу расколов, которые и так есть в церкви по другим вопросам. Для русского человека это будет скорее посмешище священства. Только во избежание этой беды не стоит и думать об этом православным.

    • Инокиня Ливия

      Но наверно была какая-то своя причина, что именно в 8-ом веке этот вопрос был закрыт: наверно, были какие-либо основательные доводы. Ведь и Устав церковный не сразу сформировался, а в течении столетий — только в 787-ом году был последний Вселенский Собор, окончательно определивший и утвердивший все православные догматы. В первое время допускались и епископы женатые, потом вопрос был пересмотрен. Сейчас ситуация с "женским священством" скорее напоминает язычество, где были особо посвященные жрицы. Или протестантов, где в последнее время стали рукополагать женщин-епископов. А особо радикально настроенные среди них в этом движении, предполагали даже такие идеи, чтобы заменить само понятие Бога Отца на "богиню-матерь". Как нелепо это не звучит, но в наше время многие совсем уже теряют страх Божий .

    • Глеб Чистяков

      В некоторых безпоповских старообрядческих согласиях уже давным давно священнодействуют женщины. Наставницы крестят, исповедуют и отпевают. Посмотрите нижегородскую газету "Старообрядецъ", там можно найти упоминания типа "духовный отец Марья Ивановна".

    • Сергий 985

      Да, согласен, сам ни раз читал и смотрел даже видеоматериалы о таких "баба-батюшках". Кстати, у меня прабабушка была из безпоповцев (в Тверской области, Кимрском районе), так вот ее приходила исповедовать именно бабуля какая-то которая у них считалась за старшую. Это мне рассказывали и ни раз. Так что практика показывает, что и православные при определенных обстоятельствах пускают женщину куда ближе к священнодействию, даже если формально это не священно(действие).

      Конечно, тема женского священнослужения требует аккуратности. Это как с григорианским календарём: никаких причин считать его еретическим нет, но если задумаешь что тронуть опять начнутся расколы, гари и прочий религиозный экстремизм.

    • Инокиня Ливия

      Сергий, у безпопвцев много благочестивых людей, но мы на них не равняемся: по многим очень серьезным вопросам есть глубокие расхождения. К тому же сильно сомневаюсь, что сами безпоповцы согласятся с тем, что у них действует "женское священство", думаю, что если спросить непосредственно у них, то по поводу бабуль они приведут свои доводы.

    • Сергий 985

      Уверен, первое с чем поспорят любые беспоповцы — со словом "священство", а не "женское" даже.
      Кстати, а духовничать ведь монахини могут? Игуменьи например.

    • Инокиня Ливия

      В новообрядческих м-рях есть понятие "откровение помыслов" — т.е., повседневный отчет о том, что ты думаешь: устный или письменный. Но, насколько знаю, эта практика критикуется и в самой РПЦ, как "младостарчество". Настоящая игуменья — руководитель в духовной и хозяйственной жизни, она может направлять, советовать, но исповедь принимает только священник. Также есть понятие "духовной матери" — старшей инокини-наставницы после пострига, которая обучает новоначальную порядку иноческого жития. Но интересно, что в некоторых древних м-рях всей духовной жизнью руководили умудренные годами и опытом старцы-подвижники, из соседних мужских м-рей, старшие сестры занимались только руководством хозяйства. А по поводу практического служения "диаконис", мое личное впечатление, что, на сегодняшний день, большинство этих функции (кроме алтаря) выполняют матушки у священников. Они всегда, без всякого особого посвящения при храме, следят за чистотой, порядком, руководят всеми "женскими работами" и пр. И соответственно пользуются заслуженным уважением.

    • Константин Краснов

      " выполняют матушки у священников"
      Хорошо, когда у матушки не семеро по лавкам, в противном случае это — издевательство или над приходом, или над попятами.

      К тому же этой африканской диакониссе лет 80, если та, что одесную патриарха.
      А если та, что ошуею……..

    • Алексей

      бабушки-наставницы еще недавно повсеместно встречались не только у безпоповцев, но и у поповцев. О том что женщины крестили и принимали на покаяние есть много свидетельств из житий святых.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля