В Пермском краеведческом музее работает выставка «Старообрядцы Верхокамья. Хроники музейных экспедиций». Верхокамье — это относительно небольшой регион, в который включают Сивинский, Очёрский и Верещагинский районы края, а также часть Кезского района Удмуртии.
Данные места с XVII века заселялись крестьянами-старообрядцами, которые сумели в веках не только соблюсти свою веру, но и сберечь элементы древней русской материальной и духовной культуры. И держались у них суперконсервативные порядки очень долго.
Предметы быта и орудия труда, поступившие отсюда в музейные коллекции, в других районах Урала исчезли за несколько десятилетий до того.
В начале семидесятых годов здесь работала археографическая экспедиция Московского госуниверситета (ученых интересовали книги и рукописные источники).
— У них был свой ЗиЛ, большая редкость по тем временам! — рассказывает Татьяна Починова, ведущий научный сотрудник Пермского краеведческого музея, куратор выставки. — Добираться до Сепыча (село в Верещагинском районе — авт.) было сложно. И вот ученые увидели, что на дороге сидит женщина в сарафане с котомкой и палкой. Остановились. Она ни в какую не хотела садиться в их машину. Стали уговаривать — вдруг стесняется? А она вдруг накинулась на них с палкой…
Село Сепыч с точки зрения сохранности традиционной культуры было включено в списки первой категории (велись, оказывается, такие). В середине восьмидесятых областной краеведческий музей начал осуществлять свою верещагинскую комплексную экспедицию по Верхокамью.
Были собраны пять тысяч предметов, большая коллекция одежды разных согласий. Богатый архив дополняют зарисовки классиков пермского искусства: Анатолия Тумбасова и Юрия Новинькова.
Жители каждой общины делились на две категории — миряне и соборные. Миряне соблюдали правила, но, поскольку со временем уже работали в советских колхозах, могли позволить себе некоторые отклонения от канонов.
Соборные — это хранители всех традиций и книжной культуры общины. Это по большей части люди в возрасте за шестьдесят, зачастую вдовцы и вдовы. Они, как монахи у никониан, должны были досконально соблюдать все правила.
Носили одежду старинного покроя. В гости они ходили исключительно со своей посудой, поэтому их называли «чашечниками». В целом внутри каждого согласия — строгость нравов, быт предельно аскетичен. Спиртное под запретом. Брак один и на всю жизнь.
Ремесла и натуральное хозяйство создавали условия почти полного самообеспечения. Законсервированность помогла сохраниться сообществам, пока остальное человечество погрязало в пороках и переживало прелести сексуальной и научно-технической революции.
В отличие от современного костюма, важнейшей отличительной частью гардероба старообрядца был пояс. В собрании краеведческого музея — 125 поясов, изготавливавшихся девятью видами техник. Известно, кому и какой пояс принадлежал ранее — на некоторых есть имена.
Но цивилизация просачивалась и сюда. За триста лет, переживая со всей страной все беды и социально-политические катаклизмы, старообрядцы Верхокамья смогли выработать баланс между традициями и техническим прогрессом.
Безусловно, жизнь заставляла идти на определенные уступки. Но до последнего только соборы — общие собрания — решали, что допускается, а чего нельзя. К примеру, можно ли поливать огород из резинового шланга?
Долгое время было запрещено пользоваться автотранспортом (тот самый случай на дороге — авт.), хотя «дёминцы» — одно из согласий — со временем стали более уступчивы, рассудив так: автомашину создал не антихрист, а человек.
В семидесятые годы «дёминцы» разрешили себе фотографироваться, но — в определенные дни. Интересна эволюция отношения к средствам массовой информации. Известна история о том, как долгое время было запрещено радио, но со временем к нему привыкли.
Потом долгое время не менее настороженно относились к телевизору. Так, запрещалось собираться на моления в доме, где он был. Потом его стали уносить в другую комнату, затем — просто завешивать тканью. Но!
Каждое такое послабление, среди которых были и работа в колхозе, и получение советских паспортов и пенсий, — обязательно обсуждалось всей общиной. И фиксировалось письменно, — рассказывает Татьяна Починова.
Здешний обособленный мир не смогли разрушить ни гонения на старообрядцев в царской России, ни советская антирелигиозная пропаганда, а вот относительно мирный XXI век с его глобализацией количество адептов старой веры значительно уменьшил. Многие деревни заброшены. В других местные уже превратили свои избы в летние дачи…
Выставка посвящена памяти Светланы Димухаметовой (1947–2020) руководителя экспедиций, директора Пермского краеведческого музея с 1989-го по 2006 год.
Источник: zwezda.su
Комментариев пока нет