В Пермском краеведческом музее открыта выставка «Старообрядцы Верхокамья. Хроники музейных экспедиций»

В Пермском краеведческом музее работает выставка «Старообрядцы Верхокамья. Хроники музейных экспедиций». Верхокамье — это относительно небольшой регион, в который включают Сивинский, Очёрский и Верещагинский районы края, а также часть Кезского района Удмуртии.

Данные места с XVII века заселялись крестьянами-старообрядцами, которые сумели в веках не только соблюсти свою веру, но и сберечь элементы древней русской материальной и духовной культуры. И держались у них суперконсервативные порядки очень долго.

Предметы быта и орудия труда, поступившие отсюда в музейные коллекции, в других районах Урала исчезли за несколько десятилетий до того.

В начале семидесятых годов здесь работала археографическая экспедиция Московского госуниверситета (ученых интересовали книги и рукописные источники).

— У них был свой ЗиЛ, большая редкость по тем временам! — рассказывает Татьяна Починова, ведущий научный сотрудник Пермского краеведческого музея, куратор выставки. — Добираться до Сепыча (село в Верещагинском районе — авт.) было сложно. И вот ученые увидели, что на дороге сидит женщина в сарафане с котомкой и палкой. Остановились. Она ни в какую не хотела садиться в их машину. Стали уговаривать — вдруг стесняется? А она вдруг накинулась на них с палкой…

Село Сепыч с точки зрения сохранности традиционной культуры было включено в списки первой категории (велись, оказывается, такие). В середине восьмидесятых областной краеведческий музей начал осуществлять свою верещагинскую комплексную экспедицию по Верхокамью.

Были собраны пять тысяч предметов, большая коллекция одежды разных согласий. Богатый архив дополняют зарисовки классиков пермского искусства: Анатолия Тумбасова и Юрия Новинькова.

Жители каждой общины делились на две категории — миряне и соборные. Миряне соблюдали правила, но, поскольку со временем уже работали в советских колхозах, могли позволить себе некоторые отклонения от канонов.

Соборные — это хранители всех традиций и книжной культуры общины. Это по большей части люди в возрасте за шестьдесят, зачастую вдовцы и вдовы. Они, как монахи у никониан, должны были досконально соблюдать все правила.

Носили одежду старинного покроя. В гости они ходили исключительно со своей посудой, поэтому их называли «чашечниками». В целом внутри каждого согласия — строгость нравов, быт предельно аскетичен. Спиртное под запретом. Брак один и на всю жизнь.

Ремесла и натуральное хозяйство создавали условия почти полного самообеспечения. Законсервированность помогла сохраниться сообществам, пока остальное человечество погрязало в пороках и переживало прелести сексуальной и научно-технической революции.

В отличие от современного костюма, важнейшей отличительной частью гардероба старообрядца был пояс. В собрании краеведческого музея — 125 поясов, изготавливавшихся девятью видами техник. Известно, кому и какой пояс принадлежал ранее — на некоторых есть имена.

Но цивилизация просачивалась и сюда. За триста лет, переживая со всей страной все беды и социально-политические катаклизмы, старообрядцы Верхокамья смогли выработать баланс между традициями и техническим прогрессом.

Безусловно, жизнь заставляла идти на определенные уступки. Но до последнего только соборы — общие собрания — решали, что допускается, а чего нельзя. К примеру, можно ли поливать огород из резинового шланга?

Долгое время было запрещено пользоваться автотранспортом (тот самый случай на дороге — авт.), хотя «дёминцы» — одно из согласий — со временем стали более уступчивы, рассудив так: автомашину создал не антихрист, а человек.

В семидесятые годы «дёминцы» разрешили себе фотографироваться, но — в определенные дни. Интересна эволюция отношения к средствам массовой информации. Известна история о том, как долгое время было запрещено радио, но со временем к нему привыкли.

Потом долгое время не менее настороженно относились к телевизору. Так, запрещалось собираться на моления в доме, где он был. Потом его стали уносить в другую комнату, затем — просто завешивать тканью. Но!

Каждое такое послабление, среди которых были и работа в колхозе, и получение советских паспортов и пенсий, — обязательно обсуждалось всей общиной. И фиксировалось письменно, — рассказывает Татьяна Починова.

Здешний обособленный мир не смогли разрушить ни гонения на старообрядцев в царской России, ни советская антирелигиозная пропаганда, а вот относительно мирный XXI век с его глобализацией количество адептов старой веры значительно уменьшил. Многие деревни заброшены. В других местные уже превратили свои избы в летние дачи…

Выставка посвящена памяти Светланы Димухаметовой (1947–2020) руководителя экспедиций, директора Пермского краеведческого музея с 1989-го по 2006 год.


Источник: zwezda.su

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля