Во Всероссийском музее декоративного искусства представлена экспозиция, посвященная русскому стилю в искусстве. Среди наиболее ярких и значимых экспонатов экспозиции: набор для напитков Императорского стекольного завода; серебряная солонка с декором в виде крестьянской вышивки ювелирной фирмы Павла Овчинникова; предметы мебели по эскизам Елена Поленовой; работы Михаила Врубеля, Виктора Васнецова, Александра Головина, Сергея Малютина, Николая Рериха и других художников Абрамцевского кружка и Талашкинских мастерских.
Начиная с 1840 года художники все чаще обращаются к народной культуре в поисках национального стиля. Одним из первых обратился к корням русской культуры, средневековью и византийскому стилю человек-эпоха (проживший все XIX столетие), Федор Солнцев — реставратор, художник, археолог. Он заложил основы русско-византийского искусства: любовь к золоту и роспись эмалями, имитирующая драгоценные камни, свойственны его работам.
Архитектор Виктор Гартман в своей работе обращается к подлинным предметам народной культуры и использует яркий геометрический орнамент, создавая иллюзию народной резьбы по дереву и крестьянских вышивок. Большую популярность среди высшего дворянства завоевали работы архитектора и аквалериста Ипполита Монигетти. Например, набор для напитков из тёмно-зеленого хрусталя по его эскизу. Монигетти с одинаковым увлечением проектирует здания, интерьеры, предметы быта.
Во второй половине XIX века становится модным приобретать предметы и мебель в русском стиле. «В столовой она оклеила стены лубочными картинами, повесила лапти и серпы, поставила в углу косу и грабли, и получилась столовая в русском вкусе», — пишет А. П. Чехов в рассказе «Попрыгунья». Самый известный предмет мебели в русском стиле — кресло «Тише едешь — дальше будешь», выполненное по эскизам петербуржского мебельщика, мастера резьбы по дереву Василия Шутова. Спинка его в форме дуги конской упряжи; подлокотники — в форме топоров; на сиденье «лежат» резные рукавицы. Впервые представленное на Всемирной Мануфактурной выставке 1870 года в Петербурге, отмеченное бронзовой медалью, оно становится необыкновенно популярным. Шутовские кресла стояли в кабинете Александра III, украшало дачу А. П. Чехова в Ялте и до сих пор их можно увидеть во многих краеведческих и художественных музеях.
В начале XX века коллекция подлинников народного искусства мецената и основателя Кустарного музея Сергея Морозова считалась самой большой и значительной. Благодаря этому музею сохраняются национальные традиции, а на мировом художественном рынке появляется мода на русский стиль. Творческую группу художников музея возглавляет знаток народного искусства Николай Бартрам, создавший позже Музей игрушки. К сотрудничеству с музеем Морозов также привлекает самых знаковых художников: Сергея Малютина, Наталью Давыдову, братьев Васнецовых, Врубеля, Головина, Поленова. По их эскизам мастера создавали высокохудожественные образцы кустарных изделий. На Всемирной художественно-промышленной выставке 1900 года в Париже бронзовую медаль получила впервые показанная широкой публике матрешка художника Сергея Малютина и токаря-умельца Василия Звездочкина. Александр Головин был награжден серебряной медалью за комплекс керамических работ, а Михаил Врубель получает золото за знаменитый майоликовый декор камина на тему русских былин «Встреча Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича».
Комментариев пока нет